Основные содержательные цели:
- Сформировать понятие десятичной дроби (определение), умение записывать и читать десятичные дроби (алгоритм).
- Повторить и закрепить: представление натуральных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; совершенствовать вычислительные навыки.
Формирование Универсальных Учебных Действий на данном этапе изучения темы:
- Познавательные УУД: составление схемы понятия, определения; постановка и решение проблемы при составлении задачи. Сравнение, обобщение, выявление и использование аналогии при введении понятия.
- Регулятивные УУД: выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить; приёмы саморегуляции (соотнесение с эталоном, отыскание и исправление ошибок).
- Коммуникативные УУД: формулирование высказываний в рамках учебного диалога, использование математических терминов, умение слушать, выступать, умение работать в паре, в группе, взаимоконтроль, взаимопроверка.
- Личностные УУД: рефлексия собственной деятельности, проявление интереса к изучению десятичных дробей, истории их возникновения.
Ход урока
Устный счет
Вычислить:
25х9 | 25х99 | 25х11 | 2525:25 | 25000:25 |
42х9 | 42х99 | 42х11 | 42042:42 | 42000:420 |
1) В этом пункте учащиеся знакомятся с десятичными дробями, а точнее с новой записью уже известных им дробей со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. При изучении этой темы полезно познакомить учащихся с историей появления данного способа записи дробей, рассказать им, как одно и то же открытие было совершено разными учеными с разницей в сто лет. Факты из истории развития математического знания вызывают интерес у учащихся и показывают практическую значимость изучаемого ими учебного предмета.
Презентация. История возникновения десятичных дробей.
В XV веке, в Узбекистане, вблизи города Самарканда жил математик и астроном Джемшид Ибн Масуд аль-Каши Он наблюдал за движением звезд, планет и Солнца, в этой работе ему необходимы были десятичные дроби. Аль-Каши написал книгу "Ключ к арифметике”, в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов. Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены .
В 1585 году, независимо от аль-Каши, нидерландский ученый Симон Стевин (1548-1620) сделал важное открытие, о чем написал в своей книге "Десятая". Эта маленькая работа (всего 7 страниц) содержала объяснение записи и правил действия с десятичными дробями. Стевин ещё не пользовался запятой, но писал дробные знаки в одну строку с цифрами целого числа. При этом он нумеровал десятичные знаки, вписывая порядковые номера в окружности рядом с цифрой или над цифрой.
2) Для того чтобы зафиксировать внимание учащихся на дробях со знаменателем 10n, которые станут “героями” новой темы, можно предложить учащимся выразить именованные числа с меньшей единицей измерения через более крупную единицу измерения.
Например:
- 1см в дм,
- 25 кг в центнерах,
- 123 г в кг,
- 50 см2 в дм2
После чего следует попросить учащихся выделить общий признак полученных обыкновенных дробей – знаменатель записан с помощью единицы и нескольких нулей. Здесь же можно выйти на запись – 10n.
После этого учащиеся знакомятся с новой записью этих дробей – в строчку, с помощью запятой, которая отделяет целую часть от дробной.
В использованных примерах в числителе столько же знаков, сколько нулей в знаменателе. Учащиеся фиксируют правило:
В десятичной записи дроби после запятой стоит столько же цифр, сколько нулей в знаменателе. |
3) Проблему можно развернуть на случае, когда в числителе обыкновенной дроби цифр меньше, чем нулей в знаменателе.
Учащимся дается задание: запиши в виде десятичной дроби число три целых девять сотых. Для открытия учащимся придется применить “математическую хитрость”: приписать к числителю недостающий знак, так, чтобы число не изменилось, таким знаком будет цифра ноль, записанная слева от числа, т.е. 09.
Целесообразно на актуализации выполнить задание: припиши к данному числу ноль справа, прочитай полученное число, припиши к данному числу ноль слева, прочитай полученное число.
Приводится аналогия с вводом кода домофона или номера квартиры, записью даты в стандартном виде и др.
3=3=3,072.
Аналогично:==0,09.
Учащиеся составляют алгоритм десятичной записи.
- Уравнять (если это необходимо) число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе.
- Записать целую часть (она может быть равна нулю).
- Поставить запятую ,отделяющую целую часть от дробной.
- Записать числитель дробной части.
Например,
=0,3
2=2,47
=0,056;
Приведите три своих примера.
Учащимся предлагается заполнить таблицу:
Можно придумать свои примеры, можно для тренировки сначала вписать в таблицу дроби, записанные на доске.
Дробь | Десятичная дробь | |||||||||||
Целая часть | , | Дробная часть | ||||||||||
... | сотни | десятки | единицы | десятые | сотые | тысячные | десятитысячные | сто-тысячные | миллионные | ... | ||
38 | 3 | 8 | , | 0 | 0 | 1 | 3 | 5 | ||||
Рефлексия.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Что вызвало наибольшие затруднения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить алгоритм, №1139 (Десятичная запись дробей), 1144 (Примеры).
Темы индивидуальных заданий (по желанию)
1. Происхождение десятичных дробей.
2. От шестидесятеричных к десятичным дробям (Аль-Каши).
3. “Десятая” Симона Стевина.
4. Распространение десятичных дробей, их значение в жизни современного общества.
Литература и электронные ресурсы
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
- Примерные программы по математике. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с.
- Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., Математика, 5 класс. Части 1, 2 . Издательство “Ювента” - 2010.
- Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., программа “Учусь учиться” курса математики для 5-6 классов, Москва, 2007.
- Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г., “Математика 5-6 классы. Методические материалы к учебникам”, Москва, 2005.
- Л.Г. Петерсон, Л.А. Грушевская, “Построй свою математику” . Карточки-эталоны для 5 класса.
- https://urok.1sept.ru
- http://www.school-collection.edu.ru
- http://www.fcior.edu.ru
- http://www.windov.edu.ru
- http://www.sch2000.ru/employees/consultation/november/6/
- http://www.sch2000.ru/employees/consultation/
- http://www.alleng.ru/index.htm