Программа кружка "Экогеография"

Разделы: География


Пояснительная записка

Курс экогеографии в 6 классе является связующим звеном с естественнонаучными дисциплинами: ботаникой, зоологией, географией, физикой, химией. Расширяются и углубляются природоведческие знания учащихся, полученные в 5 классе. Так важнейшей образовательной задачей курса, является систематическое формирование представлений и понятий о предметах, процессах, явлениях живой и неживой природой, углубления у школьников экологических знаний и развития у них практических умений по изучению и охраны природы своей местности. Занятия этого факультатива направлены не только на овладение учащимися экологических знаний, но и ориентируют их на оказание посильной практической помощи природным объектам: какое участие вы принимаете в охране недр? Организуются подкормки комнатных растений в классе и т.д. Учащиеся получают знания о многообразных взаимосвязях условий неживой природы и объектов живой, различных воздействиях факторов внешней среды на жизненные функции живых организмов. Конкретные примеры приспособленности растений и животных к определенным условиям ( влаге, свету, и др.), узнают о государственных мерах, которые осуществляются в нашей республике для сохранения флоры и фауны лесов, лугов, рек, озер. В проведении факультативных занятий большую помощь оказывает при школе экологическая тропа. Протяженность ее 2,5 км и она включает все необходимые для овладения программой природные комплексы и природные компоненты ( лес, луг, болото, родник, озеро, овраг, почвенный разрез, муравейник, редкие растения и животные т.д.). Активно используются компьютерные технологии. Все это обеспечивает более высокий уровень экологического образования и воспитания учащихся.

Образовательно-воспитательные задачи предмета

  1. Раскрывается влияние деятельности человека на рельеф и обращается внимание на меры по предупреждению вредных воздействий.
  2. Дать понятие о богатстве Мирового Океана – органическом и минеральном и необходимости его охраны.
  3. Формировать понятие об атмосфере, включая в содержание знания о загрязнении воздуха и о необходимости и способах поддержания его чистоты.
  4. Дать понятие о взаимодействии природных компонентах природных комплексов.
  5. Дать понятие, что проблема охраны природы стала общегосударственной задачей, знакомство со статьями Конституции России.

Перечень требований к знаниям по экологии в 6 классе

  1. После изучения курса экологии в 6 классе учащиеся должны знать: видовой состав леса, определять примерный возраст, историю, какая помощь требуется леснику и чем конкретно способны помочь своему лесу. Составлять карту лесных угодий.
  2. Уметь различать съедобные и ядовитые грибы, знать лекарственные и растения из Красной книги. Составлять Красную книгу своей местности.
  3. Составлять карту рек, водоемов, родников вашей местности.
  4. Уметь вести работу по отчистке территории от загрязнения мусором и отходами предприятий.
  5. Уметь вести борьбу с ветровой эрозией.
  6. Знать причины, от которых происходит изменение климата на Земле.
  7. Уметь вести фенологические наблюдения за одними и теми же объектами природы. Это может быть лес, луг, парк, сквер, свой двор.
  8. Иметь представление о географической науке как науке о Земле и обществе; знать значение отдельных сфер для жизни на Земле и примеры взаимодействия между ними.
  9. Приводить примеры влияния природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменение природы в результате воздействия на нее человека; знать особенности природы своей местности, ее историческое, хозяйственное, эстетическое значение и элементарные меры охраны природы.
  10. Вносить свой посильный вклад в изучение и охрану природы своей местности; применять повседневной жизни правила поведения в природе.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы: Экогеография”

№ ур. Название темы Количество часов
теория практика
1-4 I. Введение- 4 часа 2 2
5-12 II. Литосфера – 7 часов 5 2
13-18 III. Гидросфера-6 часов 4 2
19-24 IV. Атмосфера-6 часов 4 2
25-33 V. Биосфера-10 часов 5 5
34 Итоговое обобщение - 1
1-34 Всего 20 14

Тематическое планирование экогеографии в 6 классе

Раздел 1: “Введение”- 4 часа.

1-2 уроки. Тема: Основные экологические проблемы: истощение, загрязнение природы, глобальная экология.

Практическая работа №1. Осенняя экскурсия.

Методы и приемы. Беседа: решение проблемы, рисунок.

Оборудование урока. Статья газеты, слайды “охрана природы”, таблица с названием.

3 урок. Т.: Природа и становление человечества.

М. и п. Беседа, опорные знания из истории.

О.у. Таб. “ Охрана природы”, рис., таб.

4 урок. Т.: История Земли и человека.

М. и п. Рассказ с элем. беседы, сообщ. уч-ся.

О.у. Иллюстрации учебника истории, таблицы .

Раздел II: “Литосфера” - 7 часов.

5-6 уроки. Т.: Изменение природы человеком.

М. и п. Проблемный вопрс.-решение проблемы.

О.у. Таб. “Охрана природы”, рис. учебника географии, слайды.

7 урок. Т.: Рациональное- бережное отношение – использование полезных ископаемых.

М. и п. Рассказ. Рисунок на доске и в тетрадях. Беседа.

О.у.Таб. “Охрана природы”, рис. учебника географии, горные породы и минералы, слайды.

8 урок. Т.: Почва-среда обитания организмов. Охрана почв. Борьба с оврагами.

М. и п. Опыт с почвой. Беседа, сообщения уч-ся.

О.у. Таблицы, приборы для опытов, карты физ., слайды.

9 урок. Т.: Население Земли. Расселение с учетом рельефа.

М. и п. Игра “ Чем занимаются жители гор, равнин, речных и горных долин”.

О.у. Презентация, карты физич., картины “Занятия населения”, иллюстрации учебника географии.

10 урок. Т.: Хозяйственная деятельность людей – влияние человека на литосферу. Фильм.

11-12 уроки. Т.: Работы по обработке почвы на пришкольном учебно – опытном участке – проведение агротехнических мероприятий.

П.р.№2.

О.у. Лопаты, мотыги, удобрения и т.д.

Раздел III “Гидросфера” 6 часов.

13 урок. Т.: Научись беречь воду, человек.

М. и п. Игра “Капля из крана”. Беседа, рассказ уч-ся.

О.у. Тетрадь, калькулятор, рис. в тетрадях.

14 урок. Т.: Океан в опасности.

М. и п. Беседа, рассказ с элементами беседы.

О.у. Иллюстрации учебника, журнал “Вокруг света”, таблицы.

15 урок. Т.: Жизнь в океане и ее охрана.

М .и п. Рассказы уч-ся, рис. уч-ся в тетрадях.

О.у. Фильм., картины, иллюстрации, сделанные руками учащихся.

16 урок. Т.: Голубые патрули – кто они? Экскурсия в природу

17-18 уроки. Т.: Охрана пресных водоемов. Работа по очистке берегов озера и родника.

П.р.№3

М. и п. Беседа перед работой о роли учеников в очистке территории.

О.у. Лопаты, ведра, носилки и т.д.

Раздел IV “ Атмосфера” - 6 часов.

19 урок. Т.: Воздух – смесь газов.

М . и п. Рассказ учителя. Опыты, демонстрация опыт. составление диаграмма.

О.у. Приборы для получения кислорода, озона и т.д., таблицы.

20 урок. Т.: Постоянные и случайные составные части воздуха.

М. и п. Сообщение уч-ся, рассказ учителя.

О .у. Дополнит. лит-ра, слайды.

21 урок. Т.: Дым и люди? Смог.

М. и п. Сообщение о смоге.

О.у. Рисунки, слайд “смог в городе”., таблицы.

22 урок. Т.: Загрязнение воздуха. Охрана воздуха от загрязнения.

М. и п. Самостоят. работа-по вопросам. Решение проблемы.

О.у. Рисунки, таблица, фильм., слайды.

23-24 уроки. Т.: Чистота в классе и школе – залог здоровья.

П.р. №4.

М. и п. Нацелить на работу – предварительная беседа.

О.у. Тряпки, мыло, ведра, щетки.

Раздел V “ Биология. Биосфера.”- 10 часов.

25 урок. Т.: Учение Вернадского о биосфере.

М. и п. Рассказ учителя. Беседа по закреплению.

О .у. Портрет Вернадского, таб. “ Охрана природы”.

26 урок т.: Борьба с загрязнение биосферы.

М. и п. Сообщение уч-ся, игра “ Туристы”

О.у. Рисунки, слайды, таблицы..

27 урок Т.: Загрязнение биосферы в результате с/х работ.

М. и п. Самостоятельная работа, ответы на вопросы, проблемный вопрос.

О.у. Коллекция удобрений, таблицы, иллюстрации в учебнике, наблюденя уч-ся.

28 урок. Т. :Загрязнение биосферы различными видами транспорта.

М. и п. Проблема – “транспорт будущего”- как вы думаете. Самостоятельная работа.

О.у. Рис на доске, таб. “Охрана природы” сообщения о собственных наблюдениях..

29 урок. Т.: Шумовое загрязнение биосферы.

П.р. Весенняя экскурсия №1.

М. и п. Проблемный вопрос, его решение, рис. в тетр., игра “На природе”.

О.у. Рис. в тетрадях, п.

30-31уроки. Т :Сохранение генофонда планеты.

Весенняя экскурсия №2

М. и. п. Словарная работа, объяснение учителя, беседа, сообщение уч-ся.

О.у. карты Ж.М. таблицы “Жив. мир” “Раст. Мир” “Охрана животных”, фильм.

32 урок. Т: Эстетическое значение природы –международное сотрудничество по охране природы

М. и. п. Рисунки в тетрадях, альбомах, чтение стихов, рассказов, работа с картинами художников

О.у. Картины, художественная литература, альбомы, краски

33-34 уроки. Т: Работа по очистке леса, посадке деревьев, кустарников, развешивание гнездовий и скворечников

Практическая работа №5

М. и. п. Объяснить большое значение вклада ребят в озеленение территории пластинки, магнитофон.

Методическое обеспеченье программы

Что наблюдать осенью.

  • Массовый пролет ласточек – касаток.
  • Начало рассеивания семян клена остролистного.
  • Массовый пролет зябликов.
  • Массовый пролёт серых мухоловок и горихвосток.
  • Начало лета паутины.
  • Начало осенней окраски и листопада у клёна остролистного.
  • Начало уборки картофеля.
  • Первый заморозок на почве.
  • Начало рассеивания плодов клена остролистного.
  • Первые пролётные стаи гусей.
  • Появление первых снегирей.
  • Завершение уборки поздних сортов яблок и груш.
  • Последние кучевые облака.
  • Конец листопада у деревьев.
  • Первый снег.
  • Появление первого льда на прудах.
  • Прилет свиристелей.
  • Начало ледостава.
  • Установление прочного снегового покрова.
  • Первая поземка.
  • Полное расцвечивание листьев дуба летнего.
  • Последний сбор третьей очереди грибов боровиков, бабочек.
  • Время перенесение ульев с пасеки в омшаник.
  • Последний сбор рыжиков, груздей.
  • Сбрасывание иголок у лиственницы.
  • Массовый отлет гусей, уток, грачей.
  • Установление твердого снежного покрова.

Что наблюдать зимой.

  • Появление птенцов у клестов.
  • Появление воронок возле стволов деревьев.
  • Разбивка на пары птиц. Начало весенних брачных игр у галок и ворон.
  • Начало пробуждения рыб в водоемах.
  • Подготовка к отлету зимующих птиц: свиристелей, снегирей, пуночек, чечеток.
  • Начало сбрасывания колпачков с цветочных почек ивы красной, и др. ив.

Что наблюдать весной.

  • Начало таяния снега.
  • Появление первых кучевых облаков.
  • Первую песню полевого жаворонка.
  • Начало лета бабочек-крапивниц.
  • Прилет белых трясогузок, чаек, чибисов.
  • Пролет на север журавлей.
  • Появление лесных муравьев.
  • Развертывание почек у сирени, тополя, ветлы.
  • Цветение осины и вяза.
  • Вагон скота на пастбища.
  • Прилет ласточек.
  • Цветение калужницы.
  • Появление майских жуков.
  • Прилет серых мухоловок.
  • Посев кукурузы.

Используемая литература

  1. .Биосфера и проблемы ее охраны. В.А. Попов. 1981 г.
  2. Защищай, береги, умножай. Е. Голованова,1989 г.
  3. Книга для чтения по охране природы. А.И. Захлебный, 1986 г.
  4. Естествознание 6 класс. 1991 г., интегрированный курс.
  5. Охрана и преобразование природы. 1978 г.
  6. Планета Земля в опасности. Л. Дотто,1988 г.
  7. Дайте планете шанс. Гладкий, Лавров.1995 г.
  8. Экологический букварь. С. В. Рянжин,1994 г.
  9. Как учить экологии. И. Г. Суравягина, Ю. Н. Сенкевич.1995 г.
  10. Геогафия 6 класс. Т.П.Герасимова 2002 г.
  11. Эволюция. Основы экологии. Машапова, 1996 г.
  12. Предметные журналы “ География в школе”, 1982- 2005 г. г.
  13. Эксперементальный учебник “ Наша планета Земля”. Л. В. Тарасов, Т.А. Пушкарева, Москва, 1993 г.