Пояснительная записка
Курс экогеографии в 6 классе является связующим звеном с естественнонаучными дисциплинами: ботаникой, зоологией, географией, физикой, химией. Расширяются и углубляются природоведческие знания учащихся, полученные в 5 классе. Так важнейшей образовательной задачей курса, является систематическое формирование представлений и понятий о предметах, процессах, явлениях живой и неживой природой, углубления у школьников экологических знаний и развития у них практических умений по изучению и охраны природы своей местности. Занятия этого факультатива направлены не только на овладение учащимися экологических знаний, но и ориентируют их на оказание посильной практической помощи природным объектам: какое участие вы принимаете в охране недр? Организуются подкормки комнатных растений в классе и т.д. Учащиеся получают знания о многообразных взаимосвязях условий неживой природы и объектов живой, различных воздействиях факторов внешней среды на жизненные функции живых организмов. Конкретные примеры приспособленности растений и животных к определенным условиям ( влаге, свету, и др.), узнают о государственных мерах, которые осуществляются в нашей республике для сохранения флоры и фауны лесов, лугов, рек, озер. В проведении факультативных занятий большую помощь оказывает при школе экологическая тропа. Протяженность ее 2,5 км и она включает все необходимые для овладения программой природные комплексы и природные компоненты ( лес, луг, болото, родник, озеро, овраг, почвенный разрез, муравейник, редкие растения и животные т.д.). Активно используются компьютерные технологии. Все это обеспечивает более высокий уровень экологического образования и воспитания учащихся.
Образовательно-воспитательные задачи предмета
- Раскрывается влияние деятельности человека на рельеф и обращается внимание на меры по предупреждению вредных воздействий.
- Дать понятие о богатстве Мирового Океана – органическом и минеральном и необходимости его охраны.
- Формировать понятие об атмосфере, включая в содержание знания о загрязнении воздуха и о необходимости и способах поддержания его чистоты.
- Дать понятие о взаимодействии природных компонентах природных комплексов.
- Дать понятие, что проблема охраны природы стала общегосударственной задачей, знакомство со статьями Конституции России.
Перечень требований к знаниям по экологии в 6 классе
- После изучения курса экологии в 6 классе учащиеся должны знать: видовой состав леса, определять примерный возраст, историю, какая помощь требуется леснику и чем конкретно способны помочь своему лесу. Составлять карту лесных угодий.
- Уметь различать съедобные и ядовитые грибы, знать лекарственные и растения из Красной книги. Составлять Красную книгу своей местности.
- Составлять карту рек, водоемов, родников вашей местности.
- Уметь вести работу по отчистке территории от загрязнения мусором и отходами предприятий.
- Уметь вести борьбу с ветровой эрозией.
- Знать причины, от которых происходит изменение климата на Земле.
- Уметь вести фенологические наблюдения за одними и теми же объектами природы. Это может быть лес, луг, парк, сквер, свой двор.
- Иметь представление о географической науке как науке о Земле и обществе; знать значение отдельных сфер для жизни на Земле и примеры взаимодействия между ними.
- Приводить примеры влияния природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменение природы в результате воздействия на нее человека; знать особенности природы своей местности, ее историческое, хозяйственное, эстетическое значение и элементарные меры охраны природы.
- Вносить свой посильный вклад в изучение и охрану природы своей местности; применять повседневной жизни правила поведения в природе.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы: “Экогеография”
№ ур. | Название темы | Количество часов | |
теория | практика | ||
1-4 | I. Введение- 4 часа | 2 | 2 |
5-12 | II. Литосфера – 7 часов | 5 | 2 |
13-18 | III. Гидросфера-6 часов | 4 | 2 |
19-24 | IV. Атмосфера-6 часов | 4 | 2 |
25-33 | V. Биосфера-10 часов | 5 | 5 |
34 | Итоговое обобщение | - | 1 |
1-34 | Всего | 20 | 14 |
Тематическое планирование экогеографии в 6 классе
Раздел 1: “Введение”- 4 часа.
1-2 уроки. Тема: Основные экологические проблемы: истощение, загрязнение природы, глобальная экология.
Практическая работа №1. Осенняя экскурсия.
Методы и приемы. Беседа: решение проблемы, рисунок.
Оборудование урока. Статья газеты, слайды “охрана природы”, таблица с названием.
3 урок. Т.: Природа и становление человечества.
М. и п. Беседа, опорные знания из истории.
О.у. Таб. “ Охрана природы”, рис., таб.
4 урок. Т.: История Земли и человека.
М. и п. Рассказ с элем. беседы, сообщ. уч-ся.
О.у. Иллюстрации учебника истории, таблицы .
Раздел II: “Литосфера” - 7 часов.
5-6 уроки. Т.: Изменение природы человеком.
М. и п. Проблемный вопрс.-решение проблемы.
О.у. Таб. “Охрана природы”, рис. учебника географии, слайды.
7 урок. Т.: Рациональное- бережное отношение – использование полезных ископаемых.
М. и п. Рассказ. Рисунок на доске и в тетрадях. Беседа.
О.у.Таб. “Охрана природы”, рис. учебника географии, горные породы и минералы, слайды.
8 урок. Т.: Почва-среда обитания организмов. Охрана почв. Борьба с оврагами.
М. и п. Опыт с почвой. Беседа, сообщения уч-ся.
О.у. Таблицы, приборы для опытов, карты физ., слайды.
9 урок. Т.: Население Земли. Расселение с учетом рельефа.
М. и п. Игра “ Чем занимаются жители гор, равнин, речных и горных долин”.
О.у. Презентация, карты физич., картины “Занятия населения”, иллюстрации учебника географии.
10 урок. Т.: Хозяйственная деятельность людей – влияние человека на литосферу. Фильм.
11-12 уроки. Т.: Работы по обработке почвы на пришкольном учебно – опытном участке – проведение агротехнических мероприятий.
П.р.№2.
О.у. Лопаты, мотыги, удобрения и т.д.
Раздел III “Гидросфера” 6 часов.
13 урок. Т.: Научись беречь воду, человек.
М. и п. Игра “Капля из крана”. Беседа, рассказ уч-ся.
О.у. Тетрадь, калькулятор, рис. в тетрадях.
14 урок. Т.: Океан в опасности.
М. и п. Беседа, рассказ с элементами беседы.
О.у. Иллюстрации учебника, журнал “Вокруг света”, таблицы.
15 урок. Т.: Жизнь в океане и ее охрана.
М .и п. Рассказы уч-ся, рис. уч-ся в тетрадях.
О.у. Фильм., картины, иллюстрации, сделанные руками учащихся.
16 урок. Т.: Голубые патрули – кто они? Экскурсия в природу
17-18 уроки. Т.: Охрана пресных водоемов. Работа по очистке берегов озера и родника.
П.р.№3
М. и п. Беседа перед работой о роли учеников в очистке территории.
О.у. Лопаты, ведра, носилки и т.д.
Раздел IV “ Атмосфера” - 6 часов.
19 урок. Т.: Воздух – смесь газов.
М . и п. Рассказ учителя. Опыты, демонстрация опыт. составление диаграмма.
О.у. Приборы для получения кислорода, озона и т.д., таблицы.
20 урок. Т.: Постоянные и случайные составные части воздуха.
М. и п. Сообщение уч-ся, рассказ учителя.
О .у. Дополнит. лит-ра, слайды.
21 урок. Т.: Дым и люди? Смог.
М. и п. Сообщение о смоге.
О.у. Рисунки, слайд “смог в городе”., таблицы.
22 урок. Т.: Загрязнение воздуха. Охрана воздуха от загрязнения.
М. и п. Самостоят. работа-по вопросам. Решение проблемы.
О.у. Рисунки, таблица, фильм., слайды.
23-24 уроки. Т.: Чистота в классе и школе – залог здоровья.
П.р. №4.
М. и п. Нацелить на работу – предварительная беседа.
О.у. Тряпки, мыло, ведра, щетки.
Раздел V “ Биология. Биосфера.”- 10 часов.
25 урок. Т.: Учение Вернадского о биосфере.
М. и п. Рассказ учителя. Беседа по закреплению.
О .у. Портрет Вернадского, таб. “ Охрана природы”.
26 урок т.: Борьба с загрязнение биосферы.
М. и п. Сообщение уч-ся, игра “ Туристы”
О.у. Рисунки, слайды, таблицы..
27 урок Т.: Загрязнение биосферы в результате с/х работ.
М. и п. Самостоятельная работа, ответы на вопросы, проблемный вопрос.
О.у. Коллекция удобрений, таблицы, иллюстрации в учебнике, наблюденя уч-ся.
28 урок. Т. :Загрязнение биосферы различными видами транспорта.
М. и п. Проблема – “транспорт будущего”- как вы думаете. Самостоятельная работа.
О.у. Рис на доске, таб. “Охрана природы” сообщения о собственных наблюдениях..
29 урок. Т.: Шумовое загрязнение биосферы.
П.р. Весенняя экскурсия №1.
М. и п. Проблемный вопрос, его решение, рис. в тетр., игра “На природе”.
О.у. Рис. в тетрадях, п.
30-31уроки. Т :Сохранение генофонда планеты.
Весенняя экскурсия №2
М. и. п. Словарная работа, объяснение учителя, беседа, сообщение уч-ся.
О.у. карты Ж.М. таблицы “Жив. мир” “Раст. Мир” “Охрана животных”, фильм.
32 урок. Т: Эстетическое значение природы –международное сотрудничество по охране природы
М. и. п. Рисунки в тетрадях, альбомах, чтение стихов, рассказов, работа с картинами художников
О.у. Картины, художественная литература, альбомы, краски
33-34 уроки. Т: Работа по очистке леса, посадке деревьев, кустарников, развешивание гнездовий и скворечников
Практическая работа №5
М. и. п. Объяснить большое значение вклада ребят в озеленение территории пластинки, магнитофон.
Методическое обеспеченье программы
Что наблюдать осенью.
- Массовый пролет ласточек – касаток.
- Начало рассеивания семян клена остролистного.
- Массовый пролет зябликов.
- Массовый пролёт серых мухоловок и горихвосток.
- Начало лета паутины.
- Начало осенней окраски и листопада у клёна остролистного.
- Начало уборки картофеля.
- Первый заморозок на почве.
- Начало рассеивания плодов клена остролистного.
- Первые пролётные стаи гусей.
- Появление первых снегирей.
- Завершение уборки поздних сортов яблок и груш.
- Последние кучевые облака.
- Конец листопада у деревьев.
- Первый снег.
- Появление первого льда на прудах.
- Прилет свиристелей.
- Начало ледостава.
- Установление прочного снегового покрова.
- Первая поземка.
- Полное расцвечивание листьев дуба летнего.
- Последний сбор третьей очереди грибов боровиков, бабочек.
- Время перенесение ульев с пасеки в омшаник.
- Последний сбор рыжиков, груздей.
- Сбрасывание иголок у лиственницы.
- Массовый отлет гусей, уток, грачей.
- Установление твердого снежного покрова.
Что наблюдать зимой.
- Появление птенцов у клестов.
- Появление воронок возле стволов деревьев.
- Разбивка на пары птиц. Начало весенних брачных игр у галок и ворон.
- Начало пробуждения рыб в водоемах.
- Подготовка к отлету зимующих птиц: свиристелей, снегирей, пуночек, чечеток.
- Начало сбрасывания колпачков с цветочных почек ивы красной, и др. ив.
Что наблюдать весной.
- Начало таяния снега.
- Появление первых кучевых облаков.
- Первую песню полевого жаворонка.
- Начало лета бабочек-крапивниц.
- Прилет белых трясогузок, чаек, чибисов.
- Пролет на север журавлей.
- Появление лесных муравьев.
- Развертывание почек у сирени, тополя, ветлы.
- Цветение осины и вяза.
- Вагон скота на пастбища.
- Прилет ласточек.
- Цветение калужницы.
- Появление майских жуков.
- Прилет серых мухоловок.
- Посев кукурузы.
Используемая литература
- .Биосфера и проблемы ее охраны. В.А. Попов. 1981 г.
- Защищай, береги, умножай. Е. Голованова,1989 г.
- Книга для чтения по охране природы. А.И. Захлебный, 1986 г.
- Естествознание 6 класс. 1991 г., интегрированный курс.
- Охрана и преобразование природы. 1978 г.
- Планета Земля в опасности. Л. Дотто,1988 г.
- Дайте планете шанс. Гладкий, Лавров.1995 г.
- Экологический букварь. С. В. Рянжин,1994 г.
- Как учить экологии. И. Г. Суравягина, Ю. Н. Сенкевич.1995 г.
- Геогафия 6 класс. Т.П.Герасимова 2002 г.
- Эволюция. Основы экологии. Машапова, 1996 г.
- Предметные журналы “ География в школе”, 1982- 2005 г. г.
- Эксперементальный учебник “ Наша планета Земля”. Л. В. Тарасов, Т.А. Пушкарева, Москва, 1993 г.