Урок русского языка в 4-м классе по теме "Лишь слову жизнь дана"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с творческим наследием выдающегося русского учёного О.Н.Трубачёва.
  • Формировать и развивать уважительное отношение к слову, интерес к изучению русского языка.
  • Воспитывать чувство патриотизма и развивать творчество через познание истории слова.

Оформление:

  • Презентация на 6 слайдах: “Лишь слову жизнь дана”, фотография О.Н.Трубачёва, обложки книг и этимологического словаря (Приложение 1).
  • Слова на карточках: этимология, багра  (Приложение 2).
  • Запись на доске (слева). “ Слова – живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться”.

Ход урока

1. Приветствие гостей.

2. Словарная работа.

На доске запись:

м_ дведь, б_ рёза, р_ бота, м_ лина, к_ ньки, багряный (слово закрыто).

Учитель:

- Прочитать запись вслух.

- Что можете о ней сказать? ( На доске записаны словарные слова.)

Учитель:

- Какое задание можно выполнить? (Вставить пропущенные буквы и записать в тетрадь.)

Учитель:

- Что помогло вам их запомнить? (Происхождение.)

Учитель:

- Кто знает, как называется раздел науки, занимающийся изучением происхождения слов? (Этимология - Приложение 2).

(Карточка со словом прикрепляется к доске).

Учитель:

- С помощью этимологической справки вы узнаете и запомните следующее слово (открывается слово багряный – Приложение 2).

Учитель:

- Что означает это слово? (Оно обозначает ярко-красный цвет.)

Учитель: Слово произошло от славянского багра (прикрепляется к доске), что означало красная краска или красный цвет.

- Запишите в тетрадь и словарь.

3. Сообщение цели.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы поговорим о слове.

4. Сообщение темы.

(Открывается запись: “Лишь слову жизнь дана”.)

Учитель:

- Прочитать. (Читает один ученик вслух.) Это тема нашего урока.

- Как понимаете запись? (Без слова нет общения. У каждого слова есть история.)

Учитель:

- И если даже слово устарело, им не пользуемся в устной речи, то оно живёт в письменной, в художественном произведении. Например: лоб- чело, уста- губы, очи- глаза. Невозможно передать письменную речь без слов.

Учитель: Подводя итог вашим рассуждениям, я хотела бы зачитать следующее: (на доске слева запись) “ Слова – живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться”.

5. Информация о празднике “День русского языка”.

Учитель:

- Мы не случайно говорим сегодня о словах, о языке. 23октября проводится городской праздник “День русского языка”. Он состоится в день рождения академика О.Н.Трубачёва (Приложение 1).

О.Н.Трубачёв – наш земляк, современник, выдающийся учёный, автор многих научных трудов по развитию славянской письменности и создатель 32-томного этимологического словаря.

Вернёмся к слову багряный. Его этимологическую справку мы узнали благодаря исследованиям О.Н..Трубачёва.

Люди, которые создают этимологические словари – настоящие патриоты своей родины, своего языка. Чтобы изучить историю слова, учёным – этимологам приходится много путешествовать в разные уголки страны, встречаться с тысячами людей, чтобы собрать информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, об историческом составе слова.

Этимологические словари живут долго. Но, как и люди, они стареют и их жизнь зависит от того, как с ними обращаются и как их дополняют.

О.Н.Трубачёв при жизни написал очерк “Книга в моей жизни”, с отрывком из которого мы сейчас поработаем.

6. Работа с отрывком из очерка О.Н.Трубачёва “Книга в моей жизни” (в парах).

(Дети получают листочки с отрывком, один на стол)

“Я вырос в семье, где любили книгу. Это было в 30-годы, в довоенном Сталинграде. Отец, молодой тогда врач, собирал библиотеку из русской и мировой художественной классики. Возможности для этого были небольшие, условия жизни - скромные, любители и ценители книг знали друг друга подчас наперечёт, также как и букинистов, и переплётчиков. Отец, например, сам мог переплести книгу. Он ездил в магазины, брал иногда с собой и меня, и книги постепенно занимали свои места в большом стеклянном шкафу. Их, я думаю, никогда не было очень много, возможно, не больше тысячи, но они систематически и умело подбирались”.

Учитель:

- Прочитать отрывок вслух. Найти глаголы прошедшего времени и подчеркнуть. (Если пара готова, возьмитесь за руки.)

Проверка. (Зачитывает одна из пар: вырос, любили, было, собирал, знали, мог, ездил, занимали, подбирались.)

Учитель:

- Разделите найденные глаголы на 2 группы (ед.ч. и мн. ч.). Запишите на доске и тетрадях. Какое задание можно выполнить? (Выделить окончание, определить род.) Какие окончания имеют глаголы прошедшего времени в м.р., ср. р., мн. ч.?

7. Рефлексия.

Учитель:

- Что такое слово? (Слово – это основная единица языка, с помощью которой мы узнаём о предмете, его признаках, действии и т. д.)

- Что нового узнали о слове? (У него есть своя история, своя жизнь.)

Учитель:

-Над историей слова работают не только учёные – этимологи, но и народ. Он создатель и хранитель слова.

- Катя и Павлик прочитают стихотворение, а вы послушайте, что сказал о слове поэт.

Катя:

Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поёт,
В ней дышит душою русскою
Создатель её, народ.

Павлик:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём.
А. Ахматова

Учитель:

- Это стихотворение замечательно тем, что в нём говорится о русской речи, русском слове, о русском языке. Русский язык красив, богат, велик, это наш родной язык, который надо учить и любить.

- О каком учёном мы говорили сегодня на уроке?

- Какой вклад он внёс в развитие русского языка?

8. Д/з: Найти 1-2 пословицы, записать и подумать над смыслом.