Тип урока: введение нового знания (технология деятельностного метода).
Задачи: научить детей выделять уравнение среди др. матем. записей, познакомить со способом решения уравнений вида а+-х=в, х-а-в (на основе взаимосвязи частей и целого)
Цели:
образовательные:
- формировать представление об уравнении, способе решения (на основе взаимосвязи между частями и целым);
- формировать умение решать уравнения вида а + -х=в , х – а =в
развивающие:
- развивать математическую речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-действенное мышление
воспитательные:
- воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учеб. деят-ти
Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания:: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: равенство, целое – части, уравнение, решить уравнение.
Самоопределение к деятельности (оргмомент) 1-2 мин.
Цель: включить уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне “Хочу, потому что смогу” , создать положительную эмоциональную направленность. (Учитель может предложить девиз, эпиграф)
(Дети образуют круг возле доски)
Учитель:
Образуем с вами круг,
Улыбнёмся всем вокруг.
Чтобы всё у нас сложилось
И, конечно, получилось,
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать.
На уроке не зевайте
И друг другу помогайте!
(Дети садятся на места)
Слайд №1 “Учитесь ... ... открывать!”
Учитель : - Внимательно просмотрите на девиз нашего урока. Прочитаем хором. А что именно открывать, вы узнаете, выполнив м.д.
Перед вами карточка с пятью числовыми рядами. Слушая моё задание, в каждом ряду, нужно обвести ответ синей ручкой.
1) 2,4,9,3,5
2) 10,1,2,6,3
3) 1,8,6,9,7
4) 9,6,5,2,8
5) 3,7,8,2,4
- В 1 ряду обведите число, которое при счёте стоит после числа 3(4)
- Я задумала число, уменьшила его на 3 и получила 7. Обведи задуманное число во 2-м ряду. (10)
- Работаем с 3-м рядом : целое 8, 1 часть 2, обведите, чему равна 2-я часть (6)
- В 4-м ряду обведите число, которое является суммой чисел 5 и 3. (8)
- В последнем ряду обведите число, которое является разностью 6 и 4. (2)
Проверка: - Проверьте себя по образцу на доске, используя зелёную ручку.
Слайд №2
4 10 6 8 2
Просигнальте о правильности выполнения.
(Если есть ошибки, учитель зачитывает задания. Дети, допустившие ошибки, исправляют их)
- Расположите ответы в порядке убывания.
Слайд №3 Используя шифр на слайде, восстановите наш девиз.
ТАЙНЫ
Проверка: - Какое слово получилось у тебя, у тебя ... ? Просигнальте.
Слайд №4 “Учитесь тайны открывать!” + появляется раскрытый ларец
- Прочитаем наш девиз. Значит чему будет посвящён наш урок ?
/Открытию новых знаний/
Слайд №5
- Вспомним, какие шаги мы делаем при открытии новых знаний ?
Слайд №6 УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ Слайд №7
Что я не знаю? Сам найду способ!
(стрелочки появляются поэтапно)
- А что необходимо сделать перед этим? /Повторить то, что уже знаем/
Актуализация знаний (4-5 мин.)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (возникновение проблемной ситуации)
1. Повторение взаимосвязи между частями и целым :
Слайд №8 (схемы-отрезки)
- Рассмотрите схемы. О чём говорит 1-я схема? Как найти 2-ю часть? Чему она будет равна? Как узнали? (также и др. схемы)
Слайд №9
8-6=2
Слайд №10
5+1 = 6
Слайд № 11
5 – 3=2
Вывод: - Встали.
- Что мы повторили, работая со схемами?
- А теперь закройте глазки, добавьте хором:
*чтобы найти целое, надо...,
*чтобы найти неизвестную часть, надо ...
2. Классификация математических записей:
- Как можно назвать эти записи? /равенства/
- Почему? /левая и правая части равны/
- Какие математические записи вы ещё знаете ? /неравенства, выражения/
- Садитесь. Слайд №12
- Сейчас вы будете работать в группах по рядам. Задания для 1-й и 2-й групп на столах в конвертах, а ребята 3-й группы пойдут работать возле доски. (возьмите сигналы) Необходимо распределить математические записи по столбикам.
В 1-й столбик – выражения, во 2-й – неравенства, а в 3-й – равенства.
Начало работы и её конец вам подскажет наш колокольчик. Поднимите руку, у кого есть вопросы? (звонок колокольчика)
9 – 5 | 10 > 6 | 3 + 6 = 9 | (1 группа работает на доске) |
2 + 6 | 3 < 5 | 5 – 4 = 1 | |
7 – 4 | 7 < 9 | z + 1 = 4 | |
3 + 7 | 4 < 8 | 7 – w = 2 |
Проверка:
- 1-я группа, прочитайте записи 1-го столбика. Просигнальте.
- 2-я группа, прочитайте записи 2-го столбика. Просигнальте.
- 3-я группа, прочитайте записи 3-го столбика. (Возможно затруднение)
3. Фиксирование затруднения :
- В чём же возникло затруднение? /Мы не можем прочитать 2 записи, т.к. не знаем, что обозначают буквы “z” и “w”/
- Даже не читая, можно ли определить, к какой группе матем. Записей их можно отнести? Почему это равенства? /левая и правая части равны/
- Поверим верность всех 4-х равенств. (Возможно затруднение при определении верности 2-х последних равенств)
- Почему возникло затруднение? /Не можем определить верность последних равенств, т.к. с такими ещё не знакомы/
4. Постановка цели урока:
- Какую цель поставим для себя на уроке? Слайд №13
/узнать, что это за новые равенства; научиться их решать/
Фиксация на слайде:
Слайд №14
Слайд №15
5. Построение проекта выхода из затруднения:
- Наметим план действий. С чего начнём? /Сами попробуем выйти из затруднения/
- Как будем действовать дальше? /Сравним, что у нас получилось с записями в учебнике или спросим у учителя/
- Каким будет следующий шаг? /Устраним затруднение/
- И наконец? /Будем применять новые знания/
Параллельно с высказываниями детей последовательно появляется план работы :
План работы
1. Сами попробуем выполнить задание.
2. Сопоставим свои предположения с учебником или спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Будем применять новое знание.