Уравнения (фрагмент урока в 1-м классе с использованием системно-деятельностного подхода)

Разделы: Начальная школа


Тип урока: введение нового знания (технология деятельностного метода).

Задачи: научить детей выделять уравнение среди др. матем. записей, познакомить со способом решения уравнений вида а+-х=в, х-а-в (на основе взаимосвязи частей и целого)

Цели:

образовательные:

- формировать представление об уравнении, способе решения (на основе взаимосвязи между частями и целым);

- формировать умение решать уравнения вида а + -х=в , х – а =в

развивающие:

- развивать математическую речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-действенное мышление

воспитательные:

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учеб. деят-ти

Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания:: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: равенство, целое – части, уравнение, решить уравнение.

Самоопределение к деятельности (оргмомент) 1-2 мин.

Цель: включить уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне “Хочу, потому что смогу” , создать положительную эмоциональную направленность. (Учитель может предложить девиз, эпиграф)

(Дети образуют круг возле доски)

Учитель:

Образуем с вами круг,
Улыбнёмся всем вокруг.
Чтобы всё у нас сложилось
И, конечно, получилось,
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать.
На уроке не зевайте
И друг другу помогайте!

(Дети садятся на места)

Слайд №1 “Учитесь ... ... открывать!”

Учитель : - Внимательно просмотрите на девиз нашего урока. Прочитаем хором. А что именно открывать, вы узнаете, выполнив м.д.

Перед вами карточка с пятью числовыми рядами. Слушая моё задание, в каждом ряду, нужно обвести ответ синей ручкой.

1) 2,4,9,3,5

2) 10,1,2,6,3

3) 1,8,6,9,7

4) 9,6,5,2,8

5) 3,7,8,2,4

- В 1 ряду обведите число, которое при счёте стоит после числа 3(4)

- Я задумала число, уменьшила его на 3 и получила 7. Обведи задуманное число во 2-м ряду. (10)

- Работаем с 3-м рядом : целое 8, 1 часть 2, обведите, чему равна 2-я часть (6)

- В 4-м ряду обведите число, которое является суммой чисел 5 и 3. (8)

- В последнем ряду обведите число, которое является разностью 6 и 4. (2)

Проверка: - Проверьте себя по образцу на доске, используя зелёную ручку.

Слайд №2

4 10 6 8 2

Просигнальте о правильности выполнения.

(Если есть ошибки, учитель зачитывает задания. Дети, допустившие ошибки, исправляют их)

- Расположите ответы в порядке убывания.

Слайд №3 Используя шифр на слайде, восстановите наш девиз.

ТАЙНЫ

Проверка: - Какое слово получилось у тебя, у тебя ... ? Просигнальте.

Слайд №4 “Учитесь тайны открывать!” + появляется раскрытый ларец

- Прочитаем наш девиз. Значит чему будет посвящён наш урок ?

/Открытию новых знаний/

Слайд №5

- Вспомним, какие шаги мы делаем при открытии новых знаний ?

Слайд №6 УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ Слайд №7

Что я не знаю? Сам найду способ!

(стрелочки появляются поэтапно)

- А что необходимо сделать перед этим? /Повторить то, что уже знаем/

Актуализация знаний (4-5 мин.)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. (возникновение проблемной ситуации)

1. Повторение взаимосвязи между частями и целым :

Слайд №8 (схемы-отрезки)

- Рассмотрите схемы. О чём говорит 1-я схема? Как найти 2-ю часть? Чему она будет равна? Как узнали? (также и др. схемы)

Слайд №9

8-6=2

Слайд №10

5+1 = 6

Слайд № 11

5 – 3=2

Вывод: - Встали.

- Что мы повторили, работая со схемами?

- А теперь закройте глазки, добавьте хором:

*чтобы найти целое, надо...,

*чтобы найти неизвестную часть, надо ...

2. Классификация математических записей:

- Как можно назвать эти записи? /равенства/

- Почему? /левая и правая части равны/

- Какие математические записи вы ещё знаете ? /неравенства, выражения/

- Садитесь. Слайд №12

- Сейчас вы будете работать в группах по рядам. Задания для 1-й и 2-й групп на столах в конвертах, а ребята 3-й группы пойдут работать возле доски. (возьмите сигналы) Необходимо распределить математические записи по столбикам.

В 1-й столбик – выражения, во 2-й – неравенства, а в 3-й – равенства.

Начало работы и её конец вам подскажет наш колокольчик. Поднимите руку, у кого есть вопросы? (звонок колокольчика)

9 – 5 10 > 6 3 + 6 = 9 (1 группа работает на доске)
2 + 6 3 < 5 5 – 4 = 1  
7 – 4 7 < 9 z + 1 = 4  
3 + 7 4 < 8 7 – w = 2  

Проверка:

- 1-я группа, прочитайте записи 1-го столбика. Просигнальте.

- 2-я группа, прочитайте записи 2-го столбика. Просигнальте.

- 3-я группа, прочитайте записи 3-го столбика. (Возможно затруднение)

3. Фиксирование затруднения :

- В чём же возникло затруднение? /Мы не можем прочитать 2 записи, т.к. не знаем, что обозначают буквы “z” и “w”/

- Даже не читая, можно ли определить, к какой группе матем. Записей их можно отнести? Почему это равенства? /левая и правая части равны/

- Поверим верность всех 4-х равенств. (Возможно затруднение при определении верности 2-х последних равенств)

- Почему возникло затруднение? /Не можем определить верность последних равенств, т.к. с такими ещё не знакомы/

4. Постановка цели урока:

- Какую цель поставим для себя на уроке? Слайд №13

/узнать, что это за новые равенства; научиться их решать/

Фиксация на слайде:

Слайд №14

Слайд №15

5. Построение проекта выхода из затруднения:

- Наметим план действий. С чего начнём? /Сами попробуем выйти из затруднения/

- Как будем действовать дальше? /Сравним, что у нас получилось с записями в учебнике или спросим у учителя/

- Каким будет следующий шаг? /Устраним затруднение/

- И наконец? /Будем применять новые знания/

Параллельно с высказываниями детей последовательно появляется план работы :

План работы

1. Сами попробуем выполнить задание.

2. Сопоставим свои предположения с учебником или спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Будем применять новое знание.