1. Введение
Мир вступил в XXI век. Он назван веком информации и высоких технологий. В нашем прогрессирующем мире за несколько секунд можно дозвониться в любую точку мира. С помощью интернета люди, находясь на разных континентах земли, могут видеть и слышать друг друга.
Материальное благополучие является самоцелью большей части нашего общества. Темпы жизни растут день ото дня. Главным жизненным кредо становится выражение “хочешь жить – умей вертеться”. И среди таких жизненных приоритетов может ли идти речь о таких ценностях, как добродетель, любовь, милосердие и бескорыстие? Вот этому вопросу мы и посвящаем данную работу.
Цель: воспитание и развитие детей школьного возраста на основе православных ценностей.
Задачи:
- открыть детям образы доброго мира, православные нравственно-этические ценности, нормы и их отражение в традициях жизни детей и взрослых;
- развивать в детях умение видеть в окружающем их мире ценности любви, доброты как проявление Божественного присутствия и премудрости устроения всех творений, о которых мы узнаем из мудрой книги Библии;
- в процессе игровых, творческих видов деятельности сохранить возможность индивидуального развития и морального созревания каждого ребенка, его душевной целостности, стимулируя на этой основе моральное развитие как основу для духовного развития ребенка.
Формы работы: диалог, наблюдение, игра, дискуссия, конкурсы рисунков и сочинений, стихов о семье и природе, сочинение сказки о добре.
Оборудование: Библия, “Толковый словарь” С.И.Ожегова, интерактивная доска, аудиозапись, картины для демонстрации, раздаточный материал с пословицами и поговорками, детские альбомы, ручки и цветные карандаши.
2. Основная часть
2.1 Добро и зло.
Ведущий:
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в страну Добра. У каждого человека в душе есть место для истинной любви, для милосердия и бескорыстия. Но эти плоды доступны только людям, которые открыли свои сердца пред Богом, и тем, которые руководимы в своей жизни Духом Святым. Давайте попробуем прислушаться к голосу наших сердец и обратимся к Господу. И Он наполнит наши сердца любовью, миром и добротой. Господь говорит: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”. (Иоанна 13:35). Это главное, к чему должен стремиться каждый человек! В подтверждение этому, прослушайте прекрасные стихи.
(на фоне тихой музыки “Колокольные звоны” Троицкого собора Ипатьевского монастыря г. Костромы звучат стихи)
- Главное – не быть счастливым, а делать других счастливыми.
- Главное – не то, что Бог исполняет наши желания, а то, что мы творим Его волю.
- Главное – не быть любимым, а любить и быть благословением для других.
- Главное – не то, что люди о нас думают, а то, какими мы предстаем перед Богом.
- Главное – не получать удовольствие, а уметь делиться.
- Главное – не то, какими мы кажемся, а какие мы есть.
- Главное – не прожить долгую жизнь, а каждый прожитый день посвятить Богу.
Ева фон Тиле – Винклер [1]
- Ребята, как вы поняли из прослушанных строк - в чем состоит главное, к чему должен стремиться человек? (высказывания детей)
- Да, вы все правы, что человек должен стремиться к добру!
(Показ наглядных материалов: храм Христа Спасителя, икона Господа Иисуса Христа с Евангелием, икона Пресвятой Богородицы (приложение).
Чтение Молитвы Господней, которая дана людям Самим Господом на просьбу учеников, которые просили Иисуса Христа научить их молиться. Дети делятся впечатлениями.)
- А как вы понимаете значение слова “добро”? (Ответы детей: это всё хорошее, что делает человек).
- Да, ребята, в православии добро – это то, что помогает росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Давайте посмотрим лексическое значение этого слова в толковом словаре:
“Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу…” [4, с. 169]
- А что такое “зло”? Подтвердим ваши ответы определением из словаря:
“Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру…” [4, с. 230].
- Кто знает, а когда зло появилось впервые?
(Выслушиваются высказывания детей: “В раю людям явился искуситель в виде змея, который был хитрее всех зверей полевых. Люди нарушили заповедь и тем самым согрешили”).
- Люди совершили зло, которое отдаляет человека от добрых целей. У этого слова в православии есть синоним – “грех”. Грех – это недоброе чувство, мысль, дело. Грех противоречит голосу совести. Человеку на его грех указывает его собственная совесть, а не полицейский. Ведь у любого недоброго поступка человека всегда есть свидетель – его же душа.
- Вот для того, чтобы человек не ошибся в том, что плохо, а что хорошо, внутри его Бог и поместил доброго помощника – совесть. Она и приносит человеку весточку – сообщение: хорошо он поступает или плохо.
- Как ты поступишь, если родители попросили тебя помочь по дому, а ты ленишься?
- Если ты получил подарок со многими сладостями, а поделиться жалко?
(идёт работа в парах).
- Вы рассуждали, высказали своё мнение, услышав других. К какому же выводу мы все пришли?
(ответы детей: “Нужно прислушиваться к тому, что велит совесть, которая как яркий огонек светит в твоей душе. Если ты спрашиваешь у своей совести: правильно ли я делаю, то совесть обязательно даст ответ. Ты можешь постараться делать хорошее и не делать плохое. И никакое доброе дело не пропадет зря.
А вот когда человек забывает спрашивать совесть, то начинает совершать плохие поступки: лениться, обзываться плохими словами, обманывать, обижать других.)
- Ребята, но у нашей совести есть три самых главных врага, с которыми мы должны ей помогать бороться. Как их узнать? Один из них всегда говорит “Не хочу!”, второй – “Сделаю попозже”, третий – “А почему это должен делать я?”
- Вот тут совесть и подсказывает стыдиться злых поступков и поправлять злое добром. Она говорит: “Иди и помирись, исправь, что сделал плохо, не ленись”. Если мы не обращаем внимания на голос своей совести, ее огонек в душе гаснет, наступает темнота. Человек перестает отличать доброе от злого, хорошее от плохого.
2.2 Игра “Что хорошо, что плохо?” (Сказки учат нас добру).
- Пришло время отдохнуть! Проведём игру “Что хорошо, что плохо?”: при хорошем – встаем и хлопаем в ладоши, при плохом – сидим, опустив голову вниз, руки за спину.
Предлагаются понятия: гордость, трудолюбие, милосердие, лень, зависть, скупость, ложь, злость, доброта, крутость, щедрость, скупость, горе, радость, скука, честность, благодарность (можно подумать и высказать свое мнение о добрых качествах по желанию детей).
Дети предлагают свои понятия и условия игры.
- Как вы думаете, на что должна быть направлена жизнь человека?
(высказывания детей)
- Да, на добро. Человек рожден для добра. Только добро может быть в основе продолжения жизни, иначе сама жизнь окажется под угрозой своего существования. А мы уже убедились, что наивысшая ценность – жизнь, и ее надо охранять. Как нам помогают сказки почувствовать и понять это?
(высказывания детей)
- Да, они убеждают нас в торжестве добра. Каких добрых героев сказок вы особенно любите? Расскажите об этих героях.
(ответы детей)
- Есть очень много похожего в сказках и их героях потому, что сказки – отражение жизни и воплощение человеческой мечты. А душа человека стремится к добру, красоте, истине. Поэтому сказки – своеобразный учебник жизни, утверждающий, что человек рожден для добра.
2.3 Заповеди.
- Давайте вновь обратимся к нашей мудрой книге и попросим помощи отца Александра.
(в диалог вновь вступает настоятель местного храма)
- У кого-то совесть чуткая, а у кого-то не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло, существуют заповеди. Они записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретиться с Богом и получить от Него заповеди. Бог сам начертил заповеди на каменных плитах, которые Моисей вынес к народу из огня. Спаситель дал Моисею 10 заповедей. Первые четыре говорят об отношениях человека с Богом. Остальные касаются отношений людей между собой. Вот некоторые из них:
- Почитай отца твоего и матерь твою.
- Не убивай.
- Не кради.
- Не прелюбодействуй.
- Не лги.
- Не завидуй.
(Зачитываются слова из Нового Завета:
“В шестой день – последний день творения – Богом был сотворен человек. Сотворение человека совершено было по образу и подобию Божию: в отличие от всех других живых существ, человек имеет бессмертную душу – разум, волю и чувства: он способен мыслить и имеет свободу выбора между добром и злом”. [5, с. 14-15]
2.4 Пословицы о добре и зле.
(в диалог вступает ведущий)
- Ребята, а какие вы знаете пословицы о добре и зле?
Обсуждение пословиц: “Добро не умрёт, а зло пропадёт”, “Худо тому, кто добра не делает никому”, “Доброму человеку Бог прибавит веку” (эти пословицы дети составили из предложенных двух частей – начала и окончания).
2.5 Рисуем “Поляну Добра”.
- Давайте, ребята, с этими добрыми пословицами отправимся на Поляну Добра.
Творческая деятельность: рисуем “Поляну Добра” (яркие цветущие цветы – это добрые качества души; черные, засохшие цветы – это плохие, злые качества).
2.6 Игра “Аптека добрых дел”.
- А сейчас, чтобы полечить плохие, злые качества души, приглашаем вас в “Аптеку добрых дел”.
Игровая деятельность: проводится игра “Аптека добрых дел”.
- Каким лекарством можно вылечить:
*Братца Иванушку, который превратился в козленочка? (послушание)
*Злую Бабу Ягу от злости? (кротость)
*Упрямого козлика, который не хотел уступать дорогу на мостике? (уступчивость, смирение)
*Старуху из сказки “ о рыбаке и рыбке”? (щедрость).
- Добрыми делами, добрыми словами мы вылечили душу: она стала светлой, радостной!
2.7 Музыкальная пауза: общий хоровод с движениями под музыку “Дорога добра”.
2.8. К чему стремится душа человека?
- Путешествуя по стране Добра, мы проделали огромную работу над своей душой.
Так к чему же стремится душа человека? (высказывания детей)
- Да, вот мы с вами еще раз подтвердили, что душа человека стремится к добру, красоте. Как вы думаете, в каком чувстве человека эти стремления совпадают?
(ответы детей)
- Правильно, в чувстве любви.
К чему стремится любящий человек? (ответы детей)
- Вы правы! Подарить другому радость, свое тепло, внимание и заботу тому, кого любишь. Напишите слева в вашем альбоме, кого вам особенно хотелось бы согреть своей любовью. А от кого вы получаете теплую энергию любви? Напишите на той же страничке справа. Совпадают ли записи? О чем это заставляет задуматься? (проводится работа в индивидуальных альбомах)
- Скажите, в глазах любящего человека другой красив? Почему? (высказывания детей)
- Да, потому что он окрашен чувством любви, привязанности, глубиной личной симпатии к данному человеку. И это чувство делает его лучше, преображает. Как вы думаете, к какой красоте здесь особенно тянется человек – внешней или внутренней, душевной? (ответы детей)
- Есть такое выражение – одухотворенность. Давайте попробуем вдуматься в само слово. Сотворен духовно. Это духовная глубина человека, которая способна вместить в себя и откликнуться на проблемы и радость другого, понять и простить. Одухотворенность прекрасна и именно к такой красоте в человеке мы стремимся, верно? А красоту природы можно назвать одухотворенной? Почему? (ответы детей)
- Правильно, ребята. Она пробуждает духовное, лучшее в человеке и как бы сотворена свыше. Есть даже такое выражение – “Божье творение”, “Божий мир”.
О творчестве художника, музыканта, скульптора тоже говорят “дар Божий”. Как вы это понимаете? (ответы детей: всё высоко духовное; всё прекрасное на Земле).
Значит, именно к этому прекрасному тянется человеческая душа. Загляните в свою душу. Что для нее прекрасно? (ответы детей: любовь, созидание, жизнь.)
А за что вы любите жизнь? (ответы детей: это Божий дар, Бог сотворил мир с любовью, украсил его добром.).
- Согласна. Мы любим жизнь как прекрасный дар свыше. Бог человека создал красивым и добрым.
- Нарисуйте кружок и закрасьте его насколько вы любите себя.
(практическая деятельность)
- Как вы считаете, любя жизнь, важно ли в ней любить и себя?
(ответы детей: конечно, да)
- Да, но если останавливаться только на этом, то человек превращается в эгоиста и себялюбца. Любить себя конечно же важно, так как любовь к себе помогает духовно обогатить свою жизнь, вызывает стремление стать лучше, а это порождает понимание и добрые чувства других.
- К чему же привели наши сегодняшние рассуждения? (ответы детей: о жизни, о благодарности за возможность жить, о том, что любовь – основа жизни.)
- Верно. Любовь – это служение, которое проявляется прежде всего в делах на благо людей, на благо нашего отечества, а отечество – это все мы. Без любви нет жизни, и сама жизнь – дар любви Божий. А “Дети – наследие от Господа!”. [2, с. 3]
- Как вы думаете, за какие же качества Господь любит и почитает детей?
(ответы детей: за доброту, доверчивость, бесхитростность детской души, чистоту).
- Да, мы, взрослые, принимаем с величайшим благоговением волю Божию и Его заповедь, обращенную к людям на все времена: “Будьте как дети”. Сделаем мир вокруг себя лучше, чище, добрее, справедливее, и мы сделаем лучше себя, мы почувствуем, как возрастет в мире любовь. От малых дел рождается большая любовь к ближнему, семье, народу, к Богу.
- С чего начинается Россия? (ответы детей: с любви ко всему прекрасному на Земле)
- Верно, она начинается с вашей любви, с того, что вы готовы сделать ради нее. Господь ждет от нас проявлений любви. Как говорил апостол Иоанн Богослов, “Бог есть Любовь”. “Веровать в Бога – значит быть твердо уверенным в Его существовании и попечении о нас. Но только веровать недостаточно: следует утверждать свою веру жизнью по заповедям Божиим и добрыми делами”. [5, с. 11]
- Когда мы творим добрые дела, Бог это видит, как бы записывает и помогает нам, потому что Он не может не ответить на наш самоотверженный подвиг. Делая добро, человек не должен ожидать награды за свои дела – ему отплатит за это Сам Господь.
- Давайте же подумаем, какие добрые дела может делать каждый из нас уже сейчас, ведь Бог создал нас разумными, и мы можем различать добрые дела и злые дела.
Далее дети представляют свои творческие проекты, над которыми они по своему желанию работали индивидуально и группами: рисунки, сочинения стихов, сказок (приложение).
3. Заключение (самоанализ мероприятия)
Цель внеклассного мероприятия “Путешествие в страну Добра” достигнута. Занятие разработано на основе представленного материала с использованием различных литературных источников. Разнообразные формы работы дали свой положительный результат. Дети с интересом вступали в диалог, вели дискуссию, принимали участие в играх, углубляя раскрытие темы “Хорошо – плохо”. Индивидуальная и групповая работа над сочинением стихов о семье и природе, сочинение сказок о добре показали творческую активность детей. Ребята получили возможность индивидуального развития, своей душевной целостности. В процессе занятия велась работа по воспитанию у детей нравственных чувств: сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, заботы.
Нравственное сознание формировалось на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и зле). Ребята учатся строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия. В процессе работы произошло побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами. Свой положительный результат дало показывание значения родного языка, фольклора (пословицы и поговорки), библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека. Обогатился и словарный запас детей понятиями духовно - нравственной культуры (добро, любовь, зло, грех, послушание, совесть, честность, святость, христиане, храм).
Надо обязательно отметить, что проводимая работа дала активный положительный отклик со стороны многих родителей, которые с интересом приняли данную тему и оказывали детям посильную помощь. Отрадно видеть, что родители признают и ценят нашу совместную работу в достижении единой цели – чтобы дети могли верно выбрать нравственные ориентиры, воспитывая чувства гражданской ответственности, чувства добра и любви.
Остается пожелать всем участникам учебно-воспитательного процесса продолжать раскрывать творческие возможности наших детей, формировать у них чувство ответственности, доброты, любви; способствовать выбору достойного образа жизни.
4. Список литературы
1. http://azbyka.ru/dictionary/11/lyubov_tsaritsa_dobrodeteley-all.shtml
2. Арапович Б., Маттелмяки В. Детская Библия. Институт перевода Библии. Стокгольм, 1990.
3.Кураев А.В. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., допол. – М.: Азбуковник, 1988. – 944 стр.
5. Харитон (Просторов) иеромонах. Православие для всех. – Кострома: Авенир-Дизайн, 2003.
6. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012. 208 стр.
7. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо – плохо. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011. 96 стр.