Русская народная игра как средство формирования физических качеств дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


В общей системе развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста, закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств.

Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой русских народных игр.

Именно поэтому грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания - активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.

Целью моей работы является активное использование русских народных игр в процессе физического воспитания дошкольников. С учетом воспитательно-развивающего значения народных игр преследуется решение совокупности задач физического воспитания:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, закаливание;
  • формирование знаний и умений в области личной гигиены;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми;
  • воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;
  • ознакомление ребят с русскими народными играми.

Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры – в городках – расстояние до города от кона или полукона, в лапте – количество игроков, длина и ширина площадки, в салках – условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь – в “Лапте” – размеры биты, мяча, в “Жмурках” – размеры повязки, в “Чижике” – размеры чижика, биты или кона и т.д.).

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

Классификация народных игр

Применение русских народных игр требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

  • По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
  • По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
  • По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
  • По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

Типология игр для дошкольников

Различают игры.

  • По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).
  • По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).
  • По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной, заключительной частей урока).

Наиболее важен классификационный признак.

Русские народные игры, входящие в первый компонент познания дошкольников можно разделить на четыре раздела.

Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: “Гуси-лебеди”, “Волк во рву”, “Волк и овцы”, “Вороны и воробьи”, “Змейка”, “Зайцы в огороде”, “Пчелки и ласточки”, “Кошки-мышки”, “У медведя во бору”, “Коршун и наседка”, “Стадо”,” Хромая лиса”, “Филин и пташки”. “Лягушата”, “Медведь и медовый пряник”, “Зайки и ежи”, “Ящерица”, “Хромой цыпленок”, “Оса” и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента – “Быт русского народа”, в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: “Дедушка-рожок”, “Домики”, “Ворота”, “Встречный бой”, “Заря”, “Корзинки”, “Каравай”, “Невод”, “Охотники и утки”, “Ловись рыбка”. “Птицелов”, “Рыбаки”, “Удочка”, “Продаем горшки”, “Защита укрепления”, “Захват флага”, “Шишки, желуди, орехи”, а также различные их варианты.

С большим интересом современные дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: “Бабки”, “Городки”, “Горелки”, “Городок-бегунок”, “Двенадцать палочек”, “Жмурки”, “Игровая”, “Кто дальше”, “Ловишка”, “Лапта”, “Котлы”, “Ляпка”, “Пятнашки”, “Платочек-летуночек”, “Считалки”, “Третий – лишний”, “Чижик”, “Чехарда”, “Кашевары”, “Отгадай, чей голосок”, “Веревочка под ногами” и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: “Единоборство” (в различных положениях, с различным инвентарем), “Тяни в круг”, “Бой петухов”, “Достань камешек”, “Перетяни за черту”, “Тяни за булавы”, “Борящаяся цепь”, “Цепи кованы”, “Перетягивание каната”, “Перетягивание прыжками”, “Вытолкни за круг”. “Защита укрепления”, “Сильный бросок”, “Каждый против каждого”, “Бои на бревне” и их различные варианты.

Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Примеры и правила игр для дошкольников

“Верба – вербочка”

(Игры на вербное воскресенье)

Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово “вьет” девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками “воротики”. Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка – Машенька,
Соловейка – Ванечка.
Люди спросят: “Кто такой?”
“Ваня, – скажет, – милый мой.”

“Солнышко – ведерышко”

(игры в пасху)

Гори солнце ярче, летом будет жарче.
А зима теплее, а весна милее!

На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: “Горячо” и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих – они просыпаются.

“Пчелки и ласточки”

(Игры на благовещение)

Играющие дети – цветочки – сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку.

Пчелки сидят на полянке и поют:

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум, зум, зум, зум!

Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: “Ласточка встанет, пчелок поймает”. Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.

Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.

Литература.

  1. Щербак А. К гармонии через движение! //Дошкольное воспитание. - 1998. – №3– с.6- 8.
  2. И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. – 240 с.
  3. Асташина, М.П. Фольклор в физическом воспитании детей дошкольного возраста: автореферат дис. . канд. пед. наук/ М.П. Асташина,- Омск, 1997.- 19с.
  4. Каптерев, П. О детских народных играх и развлечениях/ П.Каптерев // Народное образование, - 1990.- №10.- С.228-240.
  5. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды,- 2-е изд./ Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина.- М.: Школьная Пресса, 2001.- 144с.