Цели:
- Обсудить с ребятами проблему распределения обязанностей в семье, помочь самоопределиться в отношении к домашним обязанностям и степени участия в них
- Отрабатывать умение конструктивного ведения диалога (воспитывать уважение к говорящему, тренировать умение слушать собеседника, умение отстаивать свою точку зрения).
Ход классного часа
1. Подготовительная работа.
Заранее провести опрос, на основании которого выявить их отношение к домашним обязанностям (учитель тоже может заявить, что он не сторонник того, что дети должны заниматься хозяйственными делами).
Подготовить материалы для аргументации: правила поведения для учащихся, Конвенцию о Правах Ребенка, режим дня младшего школьника, план учебной нагрузки и нормы выполнения домашних заданий для 4 класса, воспоминания выдающихся людей, детей войны о детстве (их обязанности в семье).
2. Беседа по вопросам учителя:
- Что такое обязанность?
- Хорошо ли, когда люди выполняют то, что обязаны сделать?
- Бывает так, что в вашей семье ссорятся?
- Подумайте, из-за чего чаще всего это происходит?
3. Работа на листах:
Каждый лист бумаги расчерчен на графы-столбцы. Надо каждому столбцу дать имя члена семьи.
На полосках цветной бумаги написать домашние обязанности, например: стирка белья, глажка, вынос мусора и т.д.
Разложить надписи в столбики к тому, кто эти обязанности выполняет.
Ответить на вопрос: “У кого больше всего обязанностей и справедливо ли это?”
4. Проведение дебатов.
Сегодня мы должны выяснить, как каждый из нас относится к утверждению “Каждый ребенок должен иметь домашние обязанности”, и, возможно, в ходе нашего обсуждения кто-то изменит свое отношение к этой проблеме.
Повторение правил ведения дебатов:
- утверждай и доказывай
- слушай
- опровергай и доказывай
- не перебивай
- говори спокойно
Деление на группы. Сейчас группа “У” (утверждающая) будет доказывать, что каждый ребенок, ученик четвертого класса, должен иметь свои домашние обязанности. Группа “О”, наоборот, будет доказывать, что домашние обязанности ученикам, а тем более четвертого класса, иметь не только не обязательно, но даже вредно. Вы должна привести не менее 5 аргументов в пользу своей точки зрения.
Аргументы утверждающей стороны | Аргументы опровергающей стороны |
1. Настоящая семья – это любовь и забота о близких. | 1. Главная и единственная наша обязанность – хорошо учиться в школе. |
2. Дети нашего возраста обладают нужными умениями и навыками, чтобы справиться с некоторыми домашними обязанностями. | 2. Родители должны заботиться о детях, а не дети о родителях. |
3. Взять часть обязанностей на себя – значит, освободить время для общения с родителями, общих интересных занятий. | 3. Дети не могут справляться с домашними делами качественно, могут что-нибудь испортить. |
4. Умение делать домашнюю работу обязательно пригодится в будущем. | 4. Если заниматься домашними делами, то времени на игры не останется. |
5. Позволяет уважать себя, считать взрослым, учит ответственности. | 5. Домашние обязанности - это очень скучное, однообразное занятие. |
Представители групп поочередно высказываются. Группы - оппоненты задают вопросы.
Завершает работу написание эссе.
5. Подведение итогов.