Урок окружающего мира по теме "Город и село"

Разделы: Начальная школа


УУД

Формирование представления о городе и селе

Предметные. Знания:
– представление о городе и селе, их сходство и отличие.
Умения:
– уметь отличать город от села;
–  находить на карте  свой регион (Татарстан), свой город (Нижнекамск);
– определять значение слова «земляки», путём сравнения однокоренных с ним слов;
– образовывать названия жителей определённых городов, в том числе от названия родного города;
Метопредметные: – умение планировать свою деятельность;
– сравнивать объекты неживой природы на основе внешних признаков;
– установление причинно-следственных связей
– действие со знаково-символическими средствами;
– создавать собственные устные высказывания;
– планирование учебного сотрудничества;
– использовать дополнительные источники информации;
– использовать справочные издания (словарь, энциклопедию);
– определять характер взаимоотношений человека с природой;
– понимать необходимость здорового образа жизни;
– понимание элементарных правил нравственного поведения;
– освоение основ экологической грамотности.
Межпредметная связь. Русский язык, литературное чтение, экология.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.  Мотивация к учебной деятельности Мы начинаем урок окружающего мира и пополним наш багаж новыми знаниями.
 

 

Читает подготовленный ученик.

 

 

 

 

Родной край.
Журавль всегда возвращается весной в родные края, строит своё гнездо рядом с жилищем человека, олицетворяет пример необыкновенной сыновней любви и верности к родному дому. В народном творчестве обычно используется как символ домашнего очага – «Колодец – журавль»

Это дом или место, где ты родился.
Россия, Татарстан, город Нижнекамск.

 

Россия– эта наша Родина, а Татарстан и Нижнекамск, родной край, малая родина.

 

Это село.
Город и село.

Рабочая тетрадь №2, с.3, задание 1.

Узнать больше о своей малой родине.

 

1.Чем отличается город от села?
2.Почему некоторые живут в городе, а некоторые в селе?
3.Где лучше жить?

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения Стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края» (УМК «Перспектива», учебник «Литературное чтение», 1 класс, ч.2, с. 67)

Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил, крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля?
Отвечал он пролетая:
– Лучше нет родного края!

– Какую землю журавель считает лучшей? Согласны ли вы с утверждением журавля?
– Как вы думаете, почему поэт выбрал именно эту птицу?

 
3. Выявление места и причины затруднения – Как вы понимаете значение словосочетания родной край?
– Назовите, пожалуйста, место, где вы родились?
(На экране появляются слова Россия, Татарстан, Нижнекамск)
– И кто же прав?
(На экране появляются слова Родина и родина)
– Почему одно и то же слово написано по разному?
(На экране – Родина – Россия, родина – город, село)
 
4. Построение проекта выхода из затруднения – А я родилась в селе, значит мой родной край, малая родина…
– Итак, тема нашего урока…
– Если бы вам пришлось путешествовать с журавлём в поисках лучшего края, какие бы  вещи вы взяли в дорогу?
– Какую задачу перед собой поставим?
Составление плана.
– На какие вопросы вы бы хотели услышать ответы.
– Давайте запишем эти вопросы на доске, и попробуем на них ответить.
 
5. Реализация построенного проекта (На экране изображения города и села.)
– Что общего между селом и городом?
(Один ученик фиксирует ответы в таблице.)

– Чем отличается город от села? На этот вопрос вы должны подготовить ответы в группах.

Работа с интерактивной доской.

 

Город

Село

Территория больше меньше
Население больше меньше
Дома многоэтажные с удобствами в основном деревянные, без удобств, но есть своё хозяйство
Транспорт больше меньше
Здания кинотеатры… магазин, клуб…
Заводы и фабрики

+

Домашние животные кошки, собаки корова…
Растительность меньше больше
Экология грязная чистая

– Какой вывод можно сделать?
– Прочитайте в словаре.

 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:
Город – крупный населённый пункт....
Село – небольшой населённый пункт…

6. Первичное закрепление с проговариванием Практическая работа.

Я буду показывать изображения, если это город, напишете букву Г, а если село – С.
Проверка работ.
Самооценка.
– Мы ответили на 1-й наш вопрос.
– Давайте попробуем ответить на второй.
– Почему кто-то живёт в городе, а кто-то в селе?
– Выбор места жительства зависит от выбранной профессии, от повеления души, учитываются также внешние факторы: удобства, экология.
– В последнее время люди стараются переезжать в сёла, деревни, как вы думаете, почему?
– А почему экология в деревне лучше?
– Что делается в нашем городе для охраны воздуха?
– На заводах устанавливают газоуловители, следят, не дымят ли за городом свалки.
– А что вы можете сделать для охраны воздуха?
– Какой вывод сделаем?
Самооценка.

Самостоятельная работа.

Один ученик выполняет работу на доске.

 

– Жизнь в городе удобнее, больше возможностей и выбора профессии для взрослых, учебных заведений для детей,  много развлечений…
– В деревне чистая  экология, есть воё хозяйство.
– Именно из-за экологии. Грязная экология вредна для здоровья.
– Потому что в сёлах меньше транспорта, нет заводов, природа богатая.
Ответы детей.
– У нас есть объездные пути, сажают деревья, поливают улицы водой.
– Участвовать в озеленении, не допускать разведения костров, своевременно убирать мусор…
– Нужно беречь и охранять природу.

7. Включение в систему знаний и повторение. НРК – Как называется наш город?
– Как называют жителей Нижнекамска?
– Как называют жителей Казани, Москвы?
– Как называют людей, которые родились в одной местности?
– Подберите родственные слова.
– Назовите имена земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки нашего города.
– Кому поставлен памятник в нашем городе?
Рассказ о Н.В. Лемаеве.
Слайд-шоу  (ИКТ)
Кайманов, Никита Фадеевич – участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.
Гайнуллин, Рифкат Хайруллович – полный кавалер ордена Славы, Почётный гражданин Нижнекамска.
Изветные люди Нижнекмска:
Метшин, Ильсур Раисович – мэр Казани, ранее был мэром Нижнекамска. Волкова, Екатерина Геннадьевна – российская легкоатлетка. Шайхинуров, Салават Муллаханович – российский художник аниматор, дизайнер. Садриев, Шамиль – Заслуженный мастер спорта по борьбе, на поясах., чемпион мира.
Люди, родившиеся в Нижнекамске
Угаров, Алексей Михайлович – российский и белорусский хоккеист.
Будылин  Сергей Владимирович – российский футболист.
– А что мы с вами можем сделать для города?
– Нижнекамск.
– Нижнекамцы.
– Казанцы, Москвичи.
– Земляки.
– Земля, земляне.
– Лемаев, Кайманов, Гайнуллин.

– Лемаеву Николаю Васильевичу.
Выступление подготовленного ученика.
Лемаев Николай Васильевич – основатель нефтехимического комбината, министр химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Задание 2 (ЗП) Учебник, ч.2, с.4 (факультативно).

 

 

 

 

– Сажать деревья, не сорить, не загрязнять окружающую среду: леса, водоёмы, луга, воздух…
Мы должны беречь то, что передали нам взрослые, преумножать, любить.

8. Практическая работа – Давайте найдём на карте «Районы Татарстана»  наш город.
Найти на карте наш регион Татарстан,  наш город и пометить флажком.
Взаимопроверка.
 Работа в парах.
Работа с индивидуальными картами. Двое – у доски.
9. Рефлексия учебной деятельности. Продолжите предложения:
  • Лучше жить в ...

Почему?

  • Я люблю свою родину за то, что…

– Вот мы ответили и на 3-ий вопрос.
– Удалось ли нам решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Достигли ли мы цели урока?
– Оцените свою работу
– Что ещё хотели бы знать о нашем городе?

 

– В городе (селе)

– Потому что эта наша малая родина. Здесь мы родились и живём.
– Здесь живут наши родители, бабушки, дедушки …
Много развлечений, кафе, кинотеатров, школ, детских садиков, детских площадок…

Самооценка учащихся при помощи кружочков.
Красный – всё получилось. Зелёный –были трудности. Синий – не справился.
– Историю нашего города.

10. Творческое задание. Можете
1. Приготовить рассказ о городе, который вам очень понравился (можно принести фотографии).
2. Нарисовать город в будущего.

Организуем выставку работ.

Дети выбирают задание по желанию.