Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Как заинтересовать ребят изучением этого предмета, сделать урок любимым, увлекательным? Ответы на эти вопросы ищут многие учителя. Особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы этот не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
В основе моей работы по развитию познавательного интереса к предмету русский язык лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой - пробудить интерес к слову.
Таким уроком является речевой урок. Он обеспечивает речевую активность детей, вооружает их языковыми умениями и навыками в такой степени, в какой это необходимо для того, чтобы получить речевую ориентацию в определенной лексической теме, в определенной речевой ситуации. За урок учащийся накапливает по теме необходимый для изложения своих мыслей языковой материал, обучение языку ведется в процессе познания действительности и через овладение речью. На речевом уроке учитель объявляет лексическую тему, включающую в себя две темы – грамматическую и речевую. Ставит перед учащимися цели по усвоению грамматического (языкового) материала и по формированию речевых умений и навыков. Ребенку интересно на таком уроке, что повышает его познавательный и творческий интерес.
Предлагаю описание речевого урока для 3-ого класса по программе “Школа России”.
Тема: Главные члены предложения. Реки России.
Цели:
1. Организовать деятельность по изучению и первичному закреплению знаний о главных членах предложения - подлежащем и сказуемом.
2. Актуализация знаний учащихся о видах предложения по цели высказывания, интонации, знаках препинания простого предложения.
3. Упражнять детей в решении орфографических задач.
4. Развивать речевую активность учащихся.
5. Формировать навыки контроля и самоконтроля.
6. Воспитывать интерес к уроку русского языка как учебному предмету.
7. Воспитывать интерес и уважение к родному языку.
8. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник “Русский язык. 3 класс” автор Хохлова Т.Е., Зеленина Л.М., (М., “Просвещение”, 2009 г.), сигнальные “светофоры”, тесты по теме “Главные члены предложения”, таблицы “Подлежащее и сказуемое”, “Виды предложений”, индивидуальные карточки, разноуровневые задания, магнитофон, слайды с фотографиями рек России (мультимедийная установка), сувениры - рыбки и кувшинки.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? А теперь улыбнитесь друг другу. И я хочу улыбнуться вам. И пусть от наших улыбок будет всем и каждому тепло и уютно на душе, и пусть хорошее настроение останется у вас на весь день!
2. Проверка домашнего задания.
- Прежде, чем начнем новую работу, проверим, справились ли вы с домашним заданием? Вы решали орфографические задачи. Какие орфограммы вам встретились? (Отвечают два ученика, остальные сигнализируют “светофорами” правильность выполнения).
3. Чистописание.
Подготовка руки к написанию (пальчиковая гимнастика).
р р ре ра ри
река речной
- Какие звуки обозначает буква р? Что можете сказать о звуках? Какие это части речи? Подберите однокоренные слова. Составьте предложение с существительным река. (В реке обитают крупные окуни.) О ком в нем говорится? Что говорится об окунях? Как называются эти члены предложения?
4. Сообщение темы и целей урока.
- Кто догадался, какая сегодня тема урока? (Открыть на доске название).
- Какие перед нами задачи?
- Будем продолжать учиться выделять в предложении главные члены, определять виды предложения по цели высказывания, интонации, повторять изученные орфограммы, разные виды разбора слова. А сделаем мы это, беседуя о реках нашей Родины.
5. Вступительное слово о реках России.
- Трудно вообразить, что было бы на земле без рек. Наверное, наша планета представляла бы собой пустыню или каменистую местность. К счастью, природа наградила Землю реками, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь. Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая из них начинается с родничка, с ключа, который бьет из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки.
- Кто знает реки нашей страны? Известные реки Обь, Лена, Амур, Иртыш, Енисей, Дон, Днепр. Посмотрите, как они прекрасны! (Показ слайдов 1, 2, 3, 4,5 – фотографии рек). Презентация
Самая большая по протяженности река России - Волга (слайд 6). Это самая большая река в Европе и третья по величине в мире. Берет начало в болотистом лесу и постепенно вбирает в себя 200 притоков и впадает в Каспийское море. Ее длина 3,5 тысячи км. Но через каналы она соединена с Белым морем, Балтийским морем, Азовским морем и Черным морем.(5 морей).
6. Словарная работа. Прочитайте текст о Волге (слайд 7).
В Р…ссии есть р…ка Волга. На ее б..регах много гор…дов, д…ревень, з…водов. По берегам растут белоствольные б…резы, тонкие ивушки. У самой воды – чистый п…сок. Здесь много рыбы. Х…рошо на реке! Любит рус…кий н…род матушку – Волгу!
- Какая тема текста?
- Вам предстоит решить орфографическую работу: выписать из текста словарные слова, вставить нужную букву.
- Проверим, какие слова вы выписали. А теперь взаимопроверка: проверьте правильность написания слов у своих товарищей и поставьте карандашом оценку.
7. Проверка работы по карточкам.
Во время словарной работы 4 ученика работают по карточкам.
Проверка коллективная.
8. Работа по новой теме.
Много песен, стихов, рассказов написано о Волге.
Николай Державин - Великой реке
Я полюбил тебя, река моя родная,
За твой чарующий и царственный простор,
За шум твоих лесов, что с края и до края
Покрыли кружевом верхи прибрежных гор.
За плеск твоей волны, за говор непогоды,
За солнце и лазурь сияющего дня,
За песню вольную, за полную свободы,
И мощи красоту я полюбил тебя!
Я видел много рек, но ты их много краше,
Тебе подобной я не видел среди них,
И ты лазурною волной из века в век,
Свершай, как и досель, свой мощный бег,
Великая река великого народа.
Составьте свои предложения о Волге. Но прежде повторим виды предложений по цели высказывания и по интонации (слайд 8 таблица о видах предложений).
Работает у доски ученик.
По Волге плывут быстроходные суда. (Повест., невоскл., распр.)
(Суда – пароходы, теплоходы, дизель-электроходы, речные лайнеры)
Выделяем главные члены предложения, подчеркиваем, определяем, какой частью речи они выражены.
Работа по слайду 9 (учебная таблица “Главные члены предложения”).
9. Физкультминутка.
- Представьте себе, что вы на реке. Давайте войдем в эту прозрачную воду.
Немного поплаваем. (Музыкальное сопровождение). Вышли на берег. Бросаем камешки, а на воде остаются круги. Вот и отдохнули!
10. Первичное закрепление.
Работа с учебником (стр. 50, упр. 1). Текст о реке Ангаре. Читаем, объясняем орфограммы. Дополнительный материал об озере Байкал, легенда об Ангаре (слайды 10- 16).
Работаем над упражнением (в предложениях выделяем главные члены)
Обращаемся к учебной таблице (слайд 9).
11. Закрепление нового материала.
Реки – одно из самых больших богатств Белгородской области. Эти реки не большие, считаются малыми. Самые крупные 4 реки: Оскол (220 км), Северский Донец (110 км), Ворскла (118 км), Тихая Сосна (105 км). Они очень красивы. Вот как пишет о реке Оскол наш земляк, поэт Валерий Телегин (член союза журналистов России)
- Сейчас буем работать над предложениями о реках нашей Белгородской области.
Задания по уровням (вывешиваю на доску карты с заданиями).
1 уровень. Записать предложение и выделить главные члены.
На реке Оскол люди соорудили большое водохранилище.
2 уровень. Составить предложение и выделить главные члены.
рыбаки, на, ловят, реке, рыбу, Ворскле.
3 уровень. Составить предложение со словосочетанием белые кувшинки и выделить главные члены.
- Придумайте слова - антонимы о реке. (Быстрая, спокойная, узкая, широкая, длинная, короткая, глубокая, мелкая).
12. Контроль и самоконтроль.
- У вас есть у каждого тесты. Нужно выбрать правильный ответ. Таким образом, вы сможете выяснить для себя, все ли понятно по теме о главных членах предложения.
- А теперь проверьте правильность своих ответов (слайды с выделенными ответами теста 17, 18).
13.Составление текста о реке.
- Составьте текст – описание о реке. Сколько частей должно быть в тексте?
(Составление детьми текста)
14. Итог урока.
- Чему мы учились на уроке? Что нового узнали?
- Значение рек в жизни человека огромно. Они дают ему воду. Издавна служили путями сообщения. На реках построены самые древние города: Владимир, Новгород, Псков, Москва и другие. Реки служили границей государства, верной защитой от нападения врагов. На реках строят гидроэлектростанции, которые дают дешевую электроэнергию.
Реки – великое наше богатство. Их нужно охранять от загрязнения нефтью, промышленными и бытовыми отходами. А чтобы они были полноводнее, нельзя вырубать на их берегах деревья и кустарники.
15. Оценивание работы учащихся.
16. Домашнее задание.
Составьте текст – описание реки.
17. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Понравилось, как работал класс? А как работал каждый из вас?
- Что особенно понравилось и запомнилось?
- Сохранилось ли хорошее настроение?
- На память об уроке я дарю девочкам кувшинки, а мальчикам рыбки.
- Спасибо за урок!
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся. Такая форма проведения занятий, как речевой урок, снимает традиционность урока, оживляет мысль. Интерес учителя и учеников к речевому уроку велик. Разрабатывать такие уроки надо, т.к. речевой урок не исключает индивидуальной работы с учащимися (по карточкам или путем собеседования), как вообще не исключает, а предполагает самостоятельную работу учащихся репродуктивного и продуктивного, творческого плана на уроке, делает её коммуникативно направленной, а, следовательно, и более ценной. А самое главное, что такие уроки поднимают интерес к обучению русскому языку у детей младшего школьного возраста.