Цели:
- Образовательные
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, модель поезда на магнитной подушке, модель генератора, выставка «Трансформаторы», компьютерные презентации учащихся, гальванометр, катушка, постоянный магнит, опыты на DVD дисках, аудиомагнитофон, стенгазета «Электромагнитная индукция в современной технике»
Программное обеспечение: приложения MS Power Point, MS Word; Открытая физика 1.1; измерительный комплекс по физике L-Micro.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация знаний. (Фронтальная беседа) Учитель задает вопросы, ученики дают ответы, используя слайды презентации.
– Кто и когда открыл явление ЭМИ?
– В чем заключается явление ЭМИ?
– Что называется магнитным потоком? Какой формулой выражается?
– Правило Ленца; применение правила Ленца для определения индукционного тока;
– Закон ЭМИ;
– От чего зависит ЭДС индукции, возникающая в проводнике, который движется в переменном во времени магнитном поле?
– Что называют самоиндукцией?
– Что называют индуктивностью проводника?
– От каких величин зависит индуктивность?
– Что принимают за единицу индуктивности в СИ?
– Чему равна ЭДС самоиндукции?
– Чему равна энергия магнитного поля тока?
– В чем состояла гипотеза Максвелла?
III. Защита проектов учащихся.
Учитель: Открытие явлений электромагнитной индукции и самоиндукции сыграло огромную роль в развитии теории электромагнетизма и в практической деятельности человеческого общества. Если Х. Эрстед показал связь электрических явлений с магнитными, то М. Фарадей установил связь магнитных явлений с электрическими. Это привело к созданию общего учения об электромагнитных явлениях, в котором все электрические и магнитные явления рассматриваются с единой точки зрения. Благодаря этим открытиям люди создали множество приборов.
А начиналось все с опытов английского ученого Майкла Фарадея.
Демонстрационный опыт. (4 опыта М.Фарадея)
Демонстрация опытов Майкла Фарадея на компьютере с помощью программы «Открытая физика»
Учитель. Явление электромагнитной индукции лежит в основе действия разнообразных генераторов тока, трансформаторов, записи и воспроизведения информации, в детекторах и т.д., без которых немыслима современная наука и техника.
Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые примеры использования электромагнитной индукции в современном мире.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова «Познай самого себя». Как вы думаете, почему эти слова подходят к нашей деятельности на этом уроке? (Так как к данному уроку были выполнены электронные презентации, самостоятельно подбирали материал, готовили защиту проектов).
Мы с вами в течение некоторого времени занимались над единым проектом «Электромагнитная индукция». Сегодня пришло время для защиты вашей творческой работы. Ваша задача внимательно прослушать выступления своих одноклассников и дать оценку их работам.
Защита учащимися электронных презентаций.
(В конце выступления выступающий должен обязательно сделать вывод)
1) Первооткрыватели явления электромагнитной индукции. (Приложение 1)
(Презентация об ученых, которые внесли большой вклад в развитие электромагнитных явлений: М.Фарадей, Э.Х.Ленц, Д.Вебер, Д.Генри, Н.Тесла, Д.К.Максвелл,,)
2) Запись и воспроизведение информации. Микрофоны. (Приложение 2)
Явление электромагнитной индукции позволяет считывать видео– и аудиоинформацию с магнитных лент. Магнитная лента – тонкая пластмассовая лента, покрытая слоем ферромагнитного порошка. При записи информации на магнитную ленту сигнал подается на записывающую головку (ферромагнетик С-образной формы с зазором).
Магнитное поле, возникающее в зазоре, ориентирует беспорядочно расположенные домены на движущейся магнитной ленте. При воспроизведении записи остаточная индукция доменов, движущихся вместе с лентой, создает магнитное поле в зазоре головки воспроизведения. Это поле в результате электромагнитной индукции вызывает ЭДС индукции в выходной обмотке головки, подобную записанному сигналу.
Демонстрационный опыт.
Запись и воспроизведение звука на магнитную ленту и на жесткий диск.
3) Детектор металла. (Металлоискатели) (Приложение 3)
Для обнаружения металлических предметов применяются специальные детекторы.
В аэропортах детектор металла фиксирует поля индукционных токов в металлических предметах. Магнитное поле В0, создаваемое током I0 передающей катушки, индуцирует в металлических предметах токи, препятствующие (по правилу Ленца) изменению магнитного потока. В свою очередь, магнитное поле В' этих токов индуцирует в катушке-приемнике ток I, запускающий сигнал тревоги.
4) Поезда на магнитной подушке. (Приложение 4)
В поезде на магнитной подушке сверхпроводящие катушки с током, размещенные на дне вагона, индуцируют ток в алюминиевых катушках на полотне дороги.
Отталкивание сверхпроводящих катушек и катушек на полотне дороги приподнимает вагон над землей. Движение поезда вызывается взаимодействием сверхпроводящих катушек, расположенных вдоль стенок вагонов, и катушек внутри ограничительных бортиков полотна дороги.
Демонстрационный опыт. «Поезд на магнитной подушке» (Используется набор из механики)
Левитация. В сверхпроводнике индукционный ток существует достаточно долго, поэтому в результате отталкивания токов в сверхпроводнике и в постоянном магните высокотемпературный проводник зависает над магнитом.
5) Трансформаторы. (Приложение 5)
История изобретения трансформатора;
Устройство трансформатора и его работа;
Работа трансформатора на холостом ходу;
Работа трансформатора с нагрузкой;
Использование трансформатора при передаче электрической энергии.
Вопрос: Почему гудят трансформаторы?
6) Генераторы электрического тока. (Приложение 6)
7) Демонстрация работы электрического спидометра
– Объясните принцип работы спидометра.
8) Использование измерительного комплекса по физике L-Micro
Демонстрационный опыт. Определение магнитной индукции катушки с током с помощью измерительного комплекса L-Micro.
IV. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами повторили явление электромагнитной индукции и выяснили, где оно находит применение в наши дни. Ваша работа проделана не впустую, так как все ученики ознакомились с данными проектами. И, если вы позволите, то эти проекты будут использованы учителями и учениками на других уроках.
На перемене ознакомьтесь с газетой «Электромагнитная индукция в современной технике», которую выпустили учащиеся вашего класса, а также рассмотрите выставку «Трансформаторы».
Рефлексия:
– Что нового узнали на уроке?
– Чему научились при подготовке к уроку?
– Какие трудности возникли?
– Есть удовлетворение от полученных результатов?
– Актуальна ли данная тема в наши дни?
V. Оценивание учащихся.
VI. Домашнее задание.
Повторить § 8-17, выполнить домашнюю к/р, приготовить шпаргалки по теме «Электромагнитная индукция», подготовка к физическому диктанту.