Данная рабочая программа составлена на основании:
- Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
- Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова – М., «Дрофа», 2009 г.
Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый – традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход – комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно – в конце 90-х гг. XX в.
Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует, при изучении географии своей страны, отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6—9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. – 3-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2000).
Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Главная цель данного курса – формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов (по 68часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Требования к уровню подготовки учащихся: Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.
Называть (показывать):
- основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
- основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
- географические районы, их территориальный состав;
- отрасли местной промышленности.
Описывать:
- природные ресурсы;
- периоды формирования хозяйства России;
- особенности отраслей;
- традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
- экономические связи районов;
- состав и структуру отраслевых комплексов;
- основные грузо- и пассажиропотоки.
Объяснять:
- различия в освоении территории;
- влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
- размещение главных центров производства;
- сельскохозяйственную специализацию территории;
- структуру ввоза и вывоза;
- современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
- возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Тематическое планирование на 2012-2013 год. 9 класс
Тема |
Кол-во часов по программе |
Формы контроля |
Практические работы |
Выполнение программы |
Раздел 5. Хозяйство России |
27 |
|
|
|
Общая характеристика хозяйства России |
3 |
|
|
|
Топливно-энергетический комплекс |
4 |
|
1 |
|
Металлургический комплекс |
3 |
|
2 |
|
Химико-лесной комплекс |
3 |
|
1 |
|
Машиностроительный комплекс |
3 |
|
1 |
|
Агропромышленный комплекс |
3 |
|
1 |
|
Инфраструктурный комплекс |
6 |
|
1 |
|
Экологический потенциал России |
1 |
|
1 |
|
Повторение и обобщение знаний и умений учащихся по разделу «Хозяйство России». |
1 |
Контрольная работа |
|
|
Раздел 6. Природно-хозяйственные регионы России |
40 |
|
|
|
Принципы выделения регионов на территории страны |
2 |
|
|
|
Общая характеристика европейской части России |
1 |
|
|
|
Центральная Россия |
3 |
|
1 |
|
Европейский Север |
3 |
|
1 |
|
Северо-Запад |
5 |
|
3 |
|
Поволжье |
3 |
|
|
|
Юг европейской части страны |
3 |
|
1 |
|
Урал |
3 |
|
1 |
|
Общая характеристика азиатской части России |
1 |
|
|
|
Сибирь |
2 |
|
|
|
Западная Сибирь |
3 |
|
|
|
Восточная Сибирь |
3 |
|
1 |
|
Южная Сибирь |
3 |
|
|
|
Дальний Восток |
4 |
|
|
|
Повторение и обобщение знаний и умений учащихся по разделу «Природно-хозяйственные регионы России» |
1 |
Контрольная работа |
|
|
Раздел 7. Россия в современном мире |
1 |
|
1 |
|
Итого |
68 |
|
|
|
Формы итогового контроля: контрольные работы по итогам изучения раздела «Хозяйство России» и «Природно-хозяйственные регионы России».
Формы промежуточного контроля: практические работы, тестовые работы, проверочные работы, работа с контурной картой, индивидуальный и фронтальный устный опрос.
Оценочные практические работы:
№1. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалом.
№2. Определение факторов размещения предприятий чёрной, металлургии меди и алюминия по картам.
№3. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
№4. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
№5. Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
№6. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам.
№7. Характеристика транспортной магистрали.
№8. Оценка экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ.
№9. Обозначение на контурной карте ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России.
№10. Установление влияния приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей.
№11. Составление сравнительной характеристики особенности географического положения, городской застройки, социально-экономических и экологических проблем Санкт-Петербурга и Москвы.
№12. Разработка проектов туристических маршрутов в целях изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада.
№13. Составление характеристики главных отраслей хозяйства Калининградской области.
№14.Сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.
№15.Составление характеристики одного из промышленного узлов Урала на основе нескольких источников информации.
№16. Составление характеристики Норильского ТПК.
№17. Определение основных статей экспорта и импорта России, основных.
Используемый УМК:
- Таможняя Е.А., Пятунин С.Г. География России. Хозяйство. Регионы М.: «Винтана-Граф» 2010 г.
- Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2011-2012.
- Контурные карты по географии, 9 класс. – М.: Дрофа, 2011-2012.
Дополнительная литература:
- Таможняя Е.А., Беловолова Е.А. Примерное поурочное планирование 9 класс.
- Баринова И.И. Методическое пособие . География России.
- Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии.
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе (См. Приложение 1).