Урок литературного чтения по теме "ИА. Крылов "Ворона и Лисица". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

1) Образовательные:

  • познакомить учащихся с басней И.А.Крылова "Ворона и Лисица";
  • закрепить знания о баснописцах;
  • учить выделять мораль басни;
  • на примере содержания басни показать, что "лесть гнусна, вредна";
  • показать, что в басне осуждаются такие пороки как лесть и честолюбие.

2) Развивающие:

  • развивать воображение, связную речь, логическое мышление, читательский кругозор;
  • навык выразительного, беглого, осознанного чтения.

3) Воспитательные:

  • воспитывать любовь к книгам, басням, положительные черты характера.

Оборудование: учебник, книги с баснями И.А.Крылова, иллюстрации с изображением вороны и лисицы, карточки с пословицами, портрет И.А.Крылова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию нового.

1. Беседа по выставке книг.

– Посмотрите на выставку книг.

– Как называются произведения, напечатанные в этих книгах? (Басни.)

– Как называют людей, которые пишут басни? (Баснописцами.)

– Какого баснописца вы уже знаете? (И.А.Крылова.)

– Кто обычно является героями басен? (Животные.)

– Кого мы узнаём в этих животных? (Людей.)

– Какие человеческие пороки высмеивает И.А.Крылов в своих баснях? (Лень, трусость, хвастовство, ложь, глупость, жадность и др.)

– Чем басня отличается от стихотворения? (В басне есть мораль.)

– Что такое мораль басни? (Поучительный вывод.)

– Чем басня похожа на сказку? (И там, и там есть какой-нибудь совет или поучение.)

2. Викторина.

Учитель читает выдержки из басен.

– Ребята, назовите действующих лиц. Определите, из каких они басен. Объясните выдержку.

"Да только воз и ныне там..."

"Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"

"Как ни полезна вещь, – цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит."

"Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!"

– Чем стали для нас в жизни эти выражения?

– Какие ещё крылатые слова из басен стали пословицами?

– А сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой басней Крылова "Ворона и Лисица". Но в басне вам встретятся непонятные слова и выражения.

3. Словарная работа.

Взгромоздиться – как сказать по-другому? (Взобраться, устроиться наверху.)

Близёхонько – как сказать по-другому? (Близко.)

не впрок – каким другим выражением можно заменить это выражение? (Всё напрасно, не на пользу.)

пленить – каким другим глаголом можно заменить этот глагол? (Покорить, очаровать, понравиться.)

ежели – это устаревшее слово. Какое слово мы употребляем вместо слова "ежели"? (Если.)

царь-птица – кто это? Кого можно назвать царь-птицей? (Лучшую из всех птиц.)

вещунья – кого мы называем вещуньей? (Предсказательницу.) Ворону в сказках изображали иногда как вещую птицу, предсказывающую недобрые вести. Отсюда – вещунья.

вертит хвостом – когда так говорят? (Когда хитрят, лукавят.)

глаз не сводит – каким выражением можно заменить? (Смотрит пристально, не отрывая глаз.)

вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать.

во всё горло – это как? (Очень громко.)

была такова – как сказать по-другому? (Исчезнуть, скрыться.)

III. Первичное восприятие.

1. Чтение басни учителем.

Внимательно прослушайте басню и ответьте на вопрос: почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Басню читает учитель или используется аудиозапись.)

2. Чтение басни учениками про себя.

– Прочитайте басню про себя и скажите: за что Лисица хвалит Ворону?

3. Составление диафильма.

А теперь представим, что мы художники и нам поручили составить диафильм к этой басне. Читаем по отрывкам и будем придумывать кадры диафильма (дети читают до остановки учителя).

1 отрывок. Ворона сидит на ели, в клюве держит сыр.

2 отрывок. Невдалеке от ели бежит Лисица торопливая.

3 отрывок. Лисица почуяла запах сыра, остановилась.

4 отрывок. Лисица видит сыр.

5 отрывок. Лисица на цыпочках подходит к дереву.

6 отрывок. Лисица "восхищается" красотой Вороны, упрашивает её спеть.

7 отрывок. Ворона в восторге от похвалы.

8 отрывок. Ворона "поёт" (каркает).

9 отрывок. Сыр падает.

10 отрывок. Лисица, схватив сыр, убегает.

11 отрывок. Ворона сидит печальная, растерянная.

IV. Беседа по содержанию.

– Какова Ворона по своему описанию, внешнему виду? Опишите её. На доске иллюстрация с изображением вороны. (Голова, крылья чёрные, остальное оперение грязно-серое, клюв длинный, толстый.)

– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?

– А что говорит о Вороне Лисица? Зачитайте из текста.

– Какой у Вороны голос? (Хриплый, неприятный.)

– А что говорит о голосе Вороны Лисица? Зачитайте из текста.

– Для чего Лисица так расхваливает Ворону? (Чтобы добиться её расположения, понравиться ей.)

– Вот такое преувеличение или ложное восхваление кого-либо, чьих-либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду и называют лестью. Где лесть – там и хитрость.

V. Выборочное чтение.

– Прочитайте мораль басни.

– Как вы её понимаете?

– Что значит "Уж сколько раз твердили миру..." (Говорили не раз.)

"Но только всё не впрок..." (Не на пользу.)

"И в сердце льстец всегда отыщет уголок". (Пока будут любители лести, как Ворона, будут и льстецы, как Лисица.)

– Прочитайте, как Лисица хвалила Ворону. Что она ей говорила. Была ли эта похвала заслуженной? Почему?

– Прочитайте, как подействовала на Ворону хвалебная речь Лисицы. Какой же была Ворона?

– Какими качествами наделил автор Ворону? Лисицу?

– Какие строки позволяют не только увидеть, что сделала Ворона, но и услышать её "голос"?

– Прочитайте (на доске):

Ворррона каррркнула во всё воррронье горррло.

– На что похоже: на ангельское пение или больше на хриплое карканье?

– Прочитаем басню выразительно.

VI. Чтение басни по ролям.

– Прочитаем басню по ролям.

– Кого мы должны выбрать? (Лисицу, автора.)

– Слова автора будем читать не спеша, как будто идёт неторопливый рассказ.

– Как, по вашему, надо читать разговор Лисицы с Вороной? (Лисица говорит с Вороной ласково.) Передайте это при чтении.

– Где она делает паузы и зачем?

– Выделим слова автора и Лисы. Прочитаем по ролям.

VII. Работа с пословицами.

– Прочитайте пословицы, объясните, какие из них подходят к басне.

"Верь своим очам, а не чужим речам".
"На языке медок, а на сердце – холодок".
"У лести нет чести".

VIII.Обобщающая беседа.

– Над кем смеётся Крылов в басне?

– Какие пороки людей в ней осуждаются?

– Найдите, как сам автор говорит о лести.

– Когда мы вспоминаем героев этой басни?

– Чему учит эта басня?

IX. Итог урока.

– С какой басней мы познакомились на уроке?

– Кто её написал?

– Кто запомнил мораль басни?

X. Домашнее задание.

– Выучите басню наизусть, передайте при чтении характер Лисы.