Цели:
1) Образовательные:
- познакомить учащихся с басней И.А.Крылова "Ворона и Лисица";
- закрепить знания о баснописцах;
- учить выделять мораль басни;
- на примере содержания басни показать, что "лесть гнусна, вредна";
- показать, что в басне осуждаются такие пороки как лесть и честолюбие.
2) Развивающие:
- развивать воображение, связную речь, логическое мышление, читательский кругозор;
- навык выразительного, беглого, осознанного чтения.
3) Воспитательные:
- воспитывать любовь к книгам, басням, положительные черты характера.
Оборудование: учебник, книги с баснями И.А.Крылова, иллюстрации с изображением вороны и лисицы, карточки с пословицами, портрет И.А.Крылова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового.
1. Беседа по выставке книг.
– Посмотрите на выставку книг.
– Как называются произведения, напечатанные в этих книгах? (Басни.)
– Как называют людей, которые пишут басни? (Баснописцами.)
– Какого баснописца вы уже знаете? (И.А.Крылова.)
– Кто обычно является героями басен? (Животные.)
– Кого мы узнаём в этих животных? (Людей.)
– Какие человеческие пороки высмеивает И.А.Крылов в своих баснях? (Лень, трусость, хвастовство, ложь, глупость, жадность и др.)
– Чем басня отличается от стихотворения? (В басне есть мораль.)
– Что такое мораль басни? (Поучительный вывод.)
– Чем басня похожа на сказку? (И там, и там есть какой-нибудь совет или поучение.)
2. Викторина.
Учитель читает выдержки из басен.
– Ребята, назовите действующих лиц. Определите, из каких они басен. Объясните выдержку.
"Да только воз и ныне там..."
"Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"
"Как ни полезна вещь, – цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит."
"Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!"
– Чем стали для нас в жизни эти выражения?
– Какие ещё крылатые слова из басен стали пословицами?
– А сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой басней Крылова "Ворона и Лисица". Но в басне вам встретятся непонятные слова и выражения.
3. Словарная работа.
Взгромоздиться – как сказать по-другому? (Взобраться, устроиться наверху.)
Близёхонько – как сказать по-другому? (Близко.)
не впрок – каким другим выражением можно заменить это выражение? (Всё напрасно, не на пользу.)
пленить – каким другим глаголом можно заменить этот глагол? (Покорить, очаровать, понравиться.)
ежели – это устаревшее слово. Какое слово мы употребляем вместо слова "ежели"? (Если.)
царь-птица – кто это? Кого можно назвать царь-птицей? (Лучшую из всех птиц.)
вещунья – кого мы называем вещуньей? (Предсказательницу.) Ворону в сказках изображали иногда как вещую птицу, предсказывающую недобрые вести. Отсюда – вещунья.
вертит хвостом – когда так говорят? (Когда хитрят, лукавят.)
глаз не сводит – каким выражением можно заменить? (Смотрит пристально, не отрывая глаз.)
вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать.
во всё горло – это как? (Очень громко.)
была такова – как сказать по-другому? (Исчезнуть, скрыться.)
III. Первичное восприятие.
1. Чтение басни учителем.
– Внимательно прослушайте басню и ответьте на вопрос: почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Басню читает учитель или используется аудиозапись.)
2. Чтение басни учениками про себя.
– Прочитайте басню про себя и скажите: за что Лисица хвалит Ворону?
3. Составление диафильма.
А теперь представим, что мы художники и нам поручили составить диафильм к этой басне. Читаем по отрывкам и будем придумывать кадры диафильма (дети читают до остановки учителя).
1 отрывок. Ворона сидит на ели, в клюве держит сыр.
2 отрывок. Невдалеке от ели бежит Лисица торопливая.
3 отрывок. Лисица почуяла запах сыра, остановилась.
4 отрывок. Лисица видит сыр.
5 отрывок. Лисица на цыпочках подходит к дереву.
6 отрывок. Лисица "восхищается" красотой Вороны, упрашивает её спеть.
7 отрывок. Ворона в восторге от похвалы.
8 отрывок. Ворона "поёт" (каркает).
9 отрывок. Сыр падает.
10 отрывок. Лисица, схватив сыр, убегает.
11 отрывок. Ворона сидит печальная, растерянная.
IV. Беседа по содержанию.
– Какова Ворона по своему описанию, внешнему виду? Опишите её. На доске иллюстрация с изображением вороны. (Голова, крылья чёрные, остальное оперение грязно-серое, клюв длинный, толстый.)
– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
– А что говорит о Вороне Лисица? Зачитайте из текста.
– Какой у Вороны голос? (Хриплый, неприятный.)
– А что говорит о голосе Вороны Лисица? Зачитайте из текста.
– Для чего Лисица так расхваливает Ворону? (Чтобы добиться её расположения, понравиться ей.)
– Вот такое преувеличение или ложное восхваление кого-либо, чьих-либо качеств или действий с целью извлечь из этого выгоду и называют лестью. Где лесть – там и хитрость.
V. Выборочное чтение.
– Прочитайте мораль басни.
– Как вы её понимаете?
– Что значит "Уж сколько раз твердили миру..." (Говорили не раз.)
"Но только всё не впрок..." (Не на пользу.)
"И в сердце льстец всегда отыщет уголок". (Пока будут любители лести, как Ворона, будут и льстецы, как Лисица.)
– Прочитайте, как Лисица хвалила Ворону. Что она ей говорила. Была ли эта похвала заслуженной? Почему?
– Прочитайте, как подействовала на Ворону хвалебная речь Лисицы. Какой же была Ворона?
– Какими качествами наделил автор Ворону? Лисицу?
– Какие строки позволяют не только увидеть, что сделала Ворона, но и услышать её "голос"?
– Прочитайте (на доске):
Ворррона каррркнула во всё воррронье горррло.
– На что похоже: на ангельское пение или больше на хриплое карканье?
– Прочитаем басню выразительно.
VI. Чтение басни по ролям.
– Прочитаем басню по ролям.
– Кого мы должны выбрать? (Лисицу, автора.)
– Слова автора будем читать не спеша, как будто идёт неторопливый рассказ.
– Как, по вашему, надо читать разговор Лисицы с Вороной? (Лисица говорит с Вороной ласково.) Передайте это при чтении.
– Где она делает паузы и зачем?
– Выделим слова автора и Лисы. Прочитаем по ролям.
VII. Работа с пословицами.
– Прочитайте пословицы, объясните, какие из них подходят к басне.
"Верь своим очам, а не чужим речам".
"На языке медок, а на сердце – холодок".
"У лести нет чести".
VIII.Обобщающая беседа.
– Над кем смеётся Крылов в басне?
– Какие пороки людей в ней осуждаются?
– Найдите, как сам автор говорит о лести.
– Когда мы вспоминаем героев этой басни?
– Чему учит эта басня?
IX. Итог урока.
– С какой басней мы познакомились на уроке?
– Кто её написал?
– Кто запомнил мораль басни?
X. Домашнее задание.
– Выучите басню наизусть, передайте при чтении характер Лисы.