Цель урока: формировать у учащихся представление о временах правления Александра II.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать приобретённые знания учащихся о крепостном праве;
- познакомить с главным преобразованием в государстве времён Александра II- отменой крепостного права; дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста её уровня культуры и промышленности;
- поставить перед учащимися вопрос о положительном и отрицательном восприятии коренных реформ.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами;
- развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся;
- способствовать развитию навыков работы в группе, коллективной работы;
- способствовать развитию навыков работы с текстом.
Воспитательные:
- прививать интерес к науке истории, к прошлому России;
- воспитывать чувство гордости за Россию.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Орг. момент 2. Постановка проблемы
Открытие нового.
Физминутка
Презентация
Рефлексия
Итог урока |
- У нас с вами урок окружающего
мира. Нас вокруг окружает столько всего
интересного: и животные, и люди, и техника. С
помощью каких видов транспорта люди перевозят
грузы на дальние расстояния? - Как вы думаете, какие их этих видов транспорта были доступны людям начала 19 века? Ответить на этот вопрос нам поможет фильм. Просмотр фильма. - Давайте поиграем в игру “Веришь – не веришь?”. * Верите ли вы, что железную дорогу придумали ещё в Англии в начале 19 века? * Верите ли вы, что за первую половину 19 века в России была построена только одна железная дорога? * Верите ли вы, что за вторую половину 19 века, при правлении Александра II, появились десятки железных дорог? * Верите ли вы, что Александр II отменил крепостное право в России? - Где мы можем найти ответы на эти вопросы? А еще где? Работа по учебнику.(стр. 84 чтение первого абзаца ) Инсерт.(маркировка текста значками по мере его чтения). “ \/” - уже знал “+” - новое “- ” - думал по- другому “?” - не понял, есть вопросы Оцените сами себя. Что вы уже знали, что узнали нового. Возникли ли у вас вопросы? Какие? - На какой вопрос мы не нашли ответа в тексте учебника? - Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке? Работа с рекой времени.
- Посмотрите на реку времени. Какой век отмечен на ней? - Сколько лет в одном веке? Давайте разделим век пополам? Сколько лет окажется в каждой половине? - Сколько железных дорог построили за первую половину 19 века? - Сколько за вторую половину 19 века? - Что вас удивило? - В чём еще нам предстоит сегодня разобраться? Работа по группам.(У каждой группы конверты с картинками: шпалы, рельсы, паровоз, машина, пароход, якорь.) - Выберите только те картинки, которые необходимы для строительства железной дороги. Соберите из них свою железную дорогу. - Откуда берутся эти материалы, топливо, техника? - Кто занимается добычей угля, железа, обработкой дерева, строительством паровозов и вагонов? - Много ли рабочих нужно для того, чтобы была построена и действовала одна железная дорога? - А было ли в России на начало 19 века много рабочих? Почему? - Где мы можем найти определение крепостного права? - В учебнике на странице 140 найдите определение крепостного права. Выберите из определения и подчеркните только то, что относится к крестьянам, к тому какова была их жизнь, по каким правилам они жили. Как могли поступить дворяне в отношении крестьян? Кластер Общее – уникальное. - Давайте сравним Европу и Россию в первой половине 19 века. Рассмотрите картинки на стр. 85. Прочитайте комментарии к ним. - Чем отличается жизнь людей в начале 19 века в Европе и в России? - А где трудились рабочие Европы? - Что они производили для железных дорог? Сделайте вывод: много или мало было железных дорог в первой половине 19 века в Европе? - А где в России в основном трудились крестьяне? - Много ли было в России заводов и фабрик? Если было мало заводов и фабрик, могли ли в России производить много материалов для железных дорог? Много ли сходства было между Европой и Россией в первой половине 19 века? А различий? - Так почему же в России в первой половине 19 века было мало железных дорог? Слайд 1. После войны 1812 года люди в России надеялись, что крестьянам даруют свободу… Как вы думаете, сбылись ли эти надежды? Слайд 2. – Действительно, эти надежды не только не сбылись, но и наоборот, произошло увеличение налогов и барщины. Слайд 3. - Что произошло с доходами крестьян? - В результате происходило разорение и обнищание крестьянских хозяйств. Слайд 4. - Довольны ли были крестьяне? - В результате недовольств происходили бунты крестьян. Слайд 5. - После вступления на престол, Александр II заявил, что крепостное право нужно отменить. В 1861 году Александр II подписал манифест об отмене крепостного права. - Какое незнакомое слово вам встретилось? - Где мы можем найти значение этого слова? Найдите значение этого слова. Слайд 6. Правительство постановило, что крестьяне должны были получить участок земли, выкупив его у помещика. Слайд 7. - Легко ли было крестьянам выкупить участок земли? Почему? - Поэтому крестьяне были малоземельными. Слайд 8. - В результате реформ Александра II крестьяне получили право участвовать в судебных заседаниях; - право наниматься на работу; - свободно менять место жительства в границах государства; - заниматься торговлей. В результате реформ Александра II Россия стремительно догоняла Европейские страны. Время правления Александра II стало временем освобождения России от старых, отживших порядков. И в первую очередь – от крепостного права. - Вернёмся к нашему главному вопросу. Почему же количество железных дорог увеличилось во второй половине 19 века? С чем связано это явление? И при чем тут Александр II? Где мы можем подтвердить наши предположения? Задание в группах. Два человека из группы выбирают фразы, которые относятся к России до отмены крепостного права, а другие два человека - после отмены крепостного права. • Крестьяне работают на хозяина. • Крестьяне работают на себя • Крестьяне могут уйти в город на заработки • Крестьяне не могут уйти в город на заработки • Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина • Многие бывшие крестьяне работают на заводах и фабриках, строят железные дороги • Люди свободно меняют место жительства в пределах страны • Люди прикреплены к земле, уйти с неё не могут. - Кто отменил крепостное право в России? Как прозвали императора Александра II? Почему его так прозвали? Синквейн • Александр II • Какой он? Запишите два слова, отвечающие на вопрос “Какой?” • Запишите действия его, то есть три глагола, относящиеся к Александру II. • Запишите фразу из 4–5 слов, в которой будет выражено ваше отношение к Александру II. • Замените слова “Александр II” другим словом так, чтобы суть сохранилась. То есть назовите его по-другому. Чтение нескольких синквейнов. Оцените работу на уроке по линеечкам: трудность, интерес, новизна. |
Учащиеся отмечают в индивидуальных листочках + или – в зависимости от того, верят или не верят.
В учебнике, энциклопедии, в книгах по истории. Учащиеся отмечают в учебнике после прочтения каждого предложения.
Верите ли вы, что Александр II отменил крепостное право в России? Об Александре II.
19 век
100 лет 1 железная дорога Десятки железных дорог
Почему за первую половину 19 века была построена 1 железная дорога, а за вторую половину 19 века десятки железных дорог?
Были крепостные крестьяне
По ходу беседы заполняется схема.
Они снизились.
Нет
Манифест В толковом словаре или словаре – терминов в конце учебника.
Трудно, так как существовала барщина и высокие налоги. |