Конспект урока по окружающему миру по теме "Император – освободитель". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: формировать у учащихся представление о временах правления Александра II.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать приобретённые знания учащихся о крепостном праве;

- познакомить с главным преобразованием в государстве времён Александра II- отменой крепостного права; дать возможность оценить последствия этого события для развития России, для роста её уровня культуры и промышленности;

- поставить перед учащимися вопрос о положительном и отрицательном восприятии коренных реформ.

Развивающие:

- развивать речь учащихся, пополнить словарный запас детей новыми историческими терминами;

- развивать образное, логическое мышление и воображение учащихся;

- способствовать развитию навыков работы в группе, коллективной работы;

- способствовать развитию навыков работы с текстом.

Воспитательные:

- прививать интерес к науке истории, к прошлому России;

- воспитывать чувство гордости за Россию.

Ход урока:

Этап урока Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
1. Орг. момент

2. Постановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

- У нас с вами урок окружающего мира. Нас вокруг окружает столько всего интересного: и животные, и люди, и техника. С помощью каких видов транспорта люди перевозят грузы на дальние расстояния?

- Как вы думаете, какие их этих видов транспорта были доступны людям начала 19 века? Ответить на этот вопрос нам поможет фильм.

Просмотр фильма.

- Давайте поиграем в игру “Веришь – не веришь?”.

* Верите ли вы, что железную дорогу придумали ещё в Англии в начале 19 века?

* Верите ли вы, что за первую половину 19 века в России была построена только одна железная дорога?

* Верите ли вы, что за вторую половину 19 века, при правлении Александра II, появились десятки железных дорог?

* Верите ли вы, что Александр II отменил крепостное право в России?

- Где мы можем найти ответы на эти вопросы? А еще где?

Работа по учебнику.(стр. 84 чтение первого абзаца )

Инсерт.(маркировка текста значками по мере его чтения).

“ \/” - уже знал

“+” - новое

“- ” - думал по- другому

“?” - не понял, есть вопросы

Оцените сами себя. Что вы уже знали, что узнали нового. Возникли ли у вас вопросы? Какие?

- На какой вопрос мы не нашли ответа в тексте учебника?

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке?

Работа с рекой времени.

Рисунок 1

 

 

- Посмотрите на реку времени. Какой век отмечен на ней?

- Сколько лет в одном веке? Давайте разделим век пополам? Сколько лет окажется в каждой половине?

- Сколько железных дорог построили за первую половину 19 века?

- Сколько за вторую половину 19 века?

- Что вас удивило?

- В чём еще нам предстоит сегодня разобраться?

Работа по группам.(У каждой группы конверты с картинками: шпалы, рельсы, паровоз, машина, пароход, якорь.)

- Выберите только те картинки, которые необходимы для строительства железной дороги. Соберите из них свою железную дорогу.

- Откуда берутся эти материалы, топливо, техника?

- Кто занимается добычей угля, железа, обработкой дерева, строительством паровозов и вагонов?

- Много ли рабочих нужно для того, чтобы была построена и действовала одна железная дорога?

- А было ли в России на начало 19 века много рабочих? Почему?

- Где мы можем найти определение крепостного права?

- В учебнике на странице 140 найдите определение крепостного права. Выберите из определения и подчеркните только то, что относится к крестьянам, к тому какова была их жизнь, по каким правилам они жили. Как могли поступить дворяне в отношении крестьян?

Кластер

Рисунок 2

Общее – уникальное.

- Давайте сравним Европу и Россию в первой половине 19 века.

Рассмотрите картинки на стр. 85. Прочитайте комментарии к ним.

- Чем отличается жизнь людей в начале 19 века в Европе и в России?

- А где трудились рабочие Европы?

- Что они производили для железных дорог?

Сделайте вывод: много или мало было железных дорог в первой половине 19 века в Европе?

- А где в России в основном трудились крестьяне?

- Много ли было в России заводов и фабрик?

Если было мало заводов и фабрик, могли ли в России производить много материалов для железных дорог?

Много ли сходства было между Европой и Россией в первой половине 19 века? А различий?

Рисунок 3

- Так почему же в России в первой половине 19 века было мало железных дорог?

Рисунок 4

Слайд 1. После войны 1812 года люди в России надеялись, что крестьянам даруют свободу… Как вы думаете, сбылись ли эти надежды?

Слайд 2. – Действительно, эти надежды не только не сбылись, но и наоборот, произошло увеличение налогов и барщины.

Слайд 3.

- Что произошло с доходами крестьян?

- В результате происходило разорение и обнищание крестьянских хозяйств.

Слайд 4.

- Довольны ли были крестьяне?

- В результате недовольств происходили бунты крестьян.

Слайд 5.

- После вступления на престол, Александр II заявил, что крепостное право нужно отменить. В 1861 году Александр II подписал манифест об отмене крепостного права.

- Какое незнакомое слово вам встретилось?

- Где мы можем найти значение этого слова?

Найдите значение этого слова.

Слайд 6. Правительство постановило, что крестьяне должны были получить участок земли, выкупив его у помещика.

Слайд 7. - Легко ли было крестьянам выкупить участок земли? Почему?

- Поэтому крестьяне были малоземельными.

Слайд 8. - В результате реформ Александра II крестьяне получили право участвовать в судебных заседаниях;

- право наниматься на работу;

- свободно менять место жительства в границах государства;

- заниматься торговлей.

В результате реформ Александра II Россия стремительно догоняла Европейские страны.

Время правления Александра II стало временем

освобождения России от старых, отживших порядков. И в первую очередь – от крепостного права.

- Вернёмся к нашему главному вопросу. Почему же количество железных дорог увеличилось во второй половине 19 века? С чем связано это явление? И при чем тут Александр II?

Где мы можем подтвердить наши предположения?

Задание в группах.

Два человека из группы выбирают фразы, которые относятся к России до отмены крепостного права, а другие два человека - после отмены крепостного права.

• Крестьяне работают на хозяина.

• Крестьяне работают на себя

• Крестьяне могут уйти в город на заработки

• Крестьяне не могут уйти в город на заработки

• Хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина

• Многие бывшие крестьяне работают на заводах и фабриках, строят железные дороги

• Люди свободно меняют место жительства в пределах страны

• Люди прикреплены к земле, уйти с неё не могут.

- Кто отменил крепостное право в России? Как прозвали императора Александра II? Почему его так прозвали?

Синквейн

• Александр II

• Какой он? Запишите два слова, отвечающие на вопрос “Какой?”

• Запишите действия его, то есть три глагола, относящиеся к Александру II.

• Запишите фразу из 4–5 слов, в которой будет выражено ваше отношение к Александру II.

• Замените слова “Александр II” другим словом так, чтобы суть сохранилась. То есть назовите его по-другому.

Чтение нескольких синквейнов.

Оцените работу на уроке по линеечкам: трудность, интерес, новизна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отмечают в индивидуальных листочках + или – в зависимости от того, верят или не верят.

 

 

 

 

 

 

 

В учебнике, энциклопедии, в книгах по истории. Учащиеся отмечают в учебнике после прочтения каждого предложения.

 

 

 

 

 

Верите ли вы, что Александр II отменил крепостное право в России?

Об Александре II.

 

 

 

19 век

 

100 лет
50 лет

1 железная дорога

Десятки железных дорог

 

Почему за первую половину 19 века была построена 1 железная дорога, а за вторую половину 19 века десятки железных дорог?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Были крепостные крестьяне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По ходу беседы заполняется схема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Они снизились.

 

 

 

Нет

 

 

 

Манифест

В толковом словаре или словаре – терминов в конце учебника.

 

 

 

 

 

 

Трудно, так как существовала барщина и высокие налоги.