Цель урока: раскрыть смысл высказывания и аргументировать его с использованием лексических и грамматических явлений, построить сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Задачи урока:
- Предметные (познавательные): понимать проблему, выдвигать гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь – рассуждения, доказательства; уметь проводить анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов; уметь находить примеры, подтверждающие заявленный тезис; уметь рассказывать о типичном значении языкового явления, находить примеры лексических и грамматических явлений в тексте, объяснять , как проявляется типовое значение этих явлений в конкретном тексте; уметь делать вывод,
- соблюдать требования логичности и связности, уметь строить сочинение –рассуждение в соответствие с требованиями композиции.
- Коммуникативные: понимать поставленный вопрос; уметь отвечать на поставленный вопрос; уметь выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией; оценивать убедительности собственного рассуждения; уметь полно и ясно выражать свои мысли; владеть монологической письменной речью
- Личностные: учить выражать свое отношение к поставленной проблеме; понимать значимость приобретенных знаний и умений; учиться использовать приобретенные знания и умения в учебной деятельности и повседневной жизни;
- Регулятивные: понимать то, что доказываешь; понимать, к какому выводу необходимо прийти; понимать алгоритм работы; уметь организовать текст; уметь корректировать написанное; контролировать правильность выполнения задания; уметь удерживать собственную мысль.
Оборудование, наглядность:
- Текст отрывка «Язык и природа» из романа К.Г.Паустовского «Золотая роза»
- План лингвистического анализа текста
- Медиапрезентация
- Толковый словарь С. Ожегова
- Индивидуальные таблицы у учащихся «Типовые значения лексических и грамматических явлений»
- Заготовки таблицы «Роль лексических и грамматических явлений в поэтической зарисовке К.Г.Паустовского «Язык и природа» для заполнения на уроке, шаблон-таблица «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» (Приложение 1)
Замечания по проведению и подготовке урока.
1. Данный урок рассчитан на один учебный час. Он готовит учащихся к выполнению задания С2 ГИА по русскому языку, в частности к написанию сочинения на лингвистическую тему. Урок является звеном в системной, целенаправленной работе по формированию умений наблюдать, определять, анализировать лексические и грамматические явления в текстах художественной литературы, а также умений строить собственное высказывание, включать в письменную работу результаты проведенного анализа и собственных наблюдений за лексическими и грамматическими явлениями. В результате урока восьмиклассники заполняют таблицу «Роль лексических и грамматических явлений в поэтической зарисовке К.Г.Паустовского «Язык и природа», на основе которой затем дома пишут сочинение на тему «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». (Лев Васильевич Успенский)
2. Предварительно класс был разбит на 6 групп для
работы с текстом во второй части урока.
Ребята будут в процессе повторного чтения
формулировать аргументы, подбирать примеры из
текста и объяснять, как проявляется значение
лексических и грамматических явлений в
конкретном тексте. Важно, чтобы учащиеся
научились понимать, как помогают те или иные
языковые явления, используемые вместе в одной
конструкции, выразить мысль.
3. Учащимся было дано опережающее задание: прочитать главу «Язык и природа» из романа «Золотая роза» К.Г.Паустовского, индивидуальное задание подготовить краткое сообщение о К.Г.Паустовском и его романе «Золотая роза», повторить лексические и грамматические явления языка и их типовые значения, повторить структуру сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Текст для анализа
(1)Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом
ряду слово «заря» – одно из прекраснейших слов
русского языка.
(2)Это слово никогда не говорят громко. (3)Нельзя
даже представить себе, что его можно было
прокричать. (4 )Потому что оно сродни той
устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями
деревенского сада занимается чистая и слабая
синева. (5) «Раздвиняет», как говорят об этой поре
суток в народе.
(6) В этот заревой час низко над самой землей
пылает утренняя звезда. (7)Воздух чист, как
родниковая вода.
(8)В заре, в рассвете, есть что-то девическое,
целомудренное. (9) На зорях трава омыта росой, а по
деревням пахнет теплым парным молоком. (10) И поют
в туманах за околицами пастушьи жалейки.
(11) Светает быстро. (11) В теплом доме тишина,
сумрак.(13) Но вот на бревенчатые стены ложатся
квадраты оранжевого света, и бревна загораются,
как слоистый янтарь. (14) Восходит солнце.
(15) Осенние зори иные – хмурые, медленные. (16) Дню
неохота просыпаться: все равно не отогреешь
озябшую землю и не вернешь убывающий солнечный
свет.
(17)Все никнет, только человек не сдается. (18)С
рассвета уже горят печи в избах, дым мотается над
селами и стелется по земле.(19) А потом, глядишь, и
ранний дождь забарабанил по запотевшим стеклам.
(20) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.
(21)Мы часто путаем два понятия – закат солнца и
вечернюю зарю.
(22)Вечерняя заря начинается, когда солнце уже
зайдет за край земли. (23)Тогда она овладевает
меркнущим небом, разливает по нему множество
красок – от червонного золота до бирюзы – и
медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.
(24) Кричат в кустах коростели, бьют перепела,
гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго
дотлевает над далями и туманами.
К.Г.Паустовский «Язык и природа» («Золотая роза»)
Карта урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1. Объявление темы и цели и задач урока, актуализация. (2) | Открываем тетради, записываем дату и
тему урока.(Слайд 1) На сегодняшнем уроке мы
продолжим отрабатывать умение раскрывать смысл
высказывания и аргументировать его с
использованием лексических и грамматических
явлений. (слайд 2) – ! Какие из этих умений могут пригодиться на других уроках, в жизни? В результате урока перечисленные умения должны
перейти на более высокий уровень. |
Запись темы урока
Ребята предлагают задачи
Учащиеся предлагают варианты метапредметных умений.
Ответы учащихся. |
II. Знакомство с текстом (2) | С полным текстом зарисовки «Язык и
природа» вы познакомились дома. Каково ваше
впечатление от первого прочтения? Каков
авторский замысел? (Показать, что для
полного овладения русским языком , для
сохранения чувства языка необходимо постоянное
общение с русской природой) Сегодня мы возьмем для анализа лишь отрывок из этой зарисовки (распечатки текста отрывка на столе у каждого ученика). |
Выразительное чтение текста учащимся, чтение текста сопровождается показом слайдов с фотографиями. (Слайды 4-11) |
III. Работа по ЛАТ. (5) | Постараемся вникнуть в смысл текста,
обдумать художественные особенности, опираясь
на план ЛАТа, который сейчас лежит перед вами.
Поработаем с пунктами 3-9 лингвистического
анализа текста. (Слайд 12)
Повторное чтение и составление плана: |
Ответы учащихся: – стиль – художественный – тип речи – описание с элементами повествования; – настроение – лиричное, душевное, теплое, – тема – рассказывается о зарницах, зорях, – заглавие – «Заря» – одно из прекраснейших слов русского языка»(Слайд 13) Перечитывают текст и составляют план. (Слайд 14) |
IV. Создание
сочинения-рассуждения на заданную тему. Работа в
группах. «Грамматика позволяет нам связать
между собой любые слова, чтобы выразить любую
мысль о любом предмете». |
На доске схема
сочинения-рассуждения (Слайд 15) – К какому типу речи относится приведенная схема? – Прокомментируйте, как строится данный тип сочинения.
Начнем с формулировки тезиса, который должен представить вашу позицию, по поводу заявленной фразы.) Записываем выбранный тезис в заготовленную
таблицу. 4. Попробуем доказать, что слова, которые
использовал К.Г.Паустовский в своем
произведении и грамматические способы
оформления помогают писателю точнее, донести до
нас основные мысли, которые он хотел передать
читателю. 5. А теперь группы, взяв по одному предложению составляют аргумент для доказательства записанного тезиса. Записи оформляем в таблицу (Приложение 1) |
Ответ: на доске представлена схема
рассуждения Один из учащихся комментирует, как строится сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Ребята представляют варианты тезисов.
Выбирают один из тезисов и записывают.
Ребята находят предложения 1, 4, 6, 7, 13, 16, 23.
Один из учащихся напоминает схему построения
аргумента, одновременно используется Слайд
15. |
Представление результатов работы групп и обсуждение получившихся аргументов (11) | Учитель выслушивает выступления
учащихся, при необходимости вносит коррективы в
представленные примеры-аргументы. Примерный ответ группы. « Рассмотрим 13 предложение текста: «Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь.» С помощью этого предложения К.Г.Паустовский показывает нам, как окружающий мир входит в жизнь человека, как они взаимосвязаны, как тепло и свет просыпающегося солнца освещает и согревает человеческое жилище. Для этого писатель использует слова, которые передают значение света и тепла : оранжевого, света, загораются, янтарь. Эти слова в совокупности с другими объединены в сложносочиненное предложение, в котором простые связаны с помощью соединительного союза «и». Такая структура предложения помогает подчеркнуть мысль о взаимосвязи называемых явлений, показывает последовательность происходящих событий. У читателя создается ощущение, что бревна дома будто наполняются светом и теплом солнца, начинают излучать его.» |
Группы представляют пример-аргумент , участвуют в обсуждении выступлений других групп. |
Написание вывода по тезису (5) | Можем ли мы в выводе по нашему тезису использовать слова эпиграфа? Действительно, умело подобранные слова, связанные в удачную грамматическую конструкцию помогают выразить любую мысль. |
Размышляют над вопросом учителя, формулируют и записывают вывод по сочинению. |
V. Подведение итогов урока (3) | – Удалось ли нам достичь поставленной
цели? – Помогает ли работа над лексическими и грамматическими особенностями понять авторский замысел? – Какие умения отработали? – Чем был полезен урок лично для вас? – Сможем ли мы, опираясь на составленную таблицу написать сочинение-рассуждение С2? Мы учились выполнять лингвистический анализ текста, благодаря чему развивали свои способности , отрабатывали умения и навыки. – Мы совершенствовали знания и развивали умения, учились применять свои знания практически. – Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме. – Мы продолжили работу с разными видами чтения: выразительным, просмотровым, аналитическим. – Мы приобщались к научной работе. – Мы благодарны К.Г.Паустовскому за приобщение к прекрасному, за эстетическое наслаждение, за возможность прикоснуться сердцем и умом к красоте нашего языка и нашей природы. (Слайд 17) |
Вступают в диалог по подведению итогов урока, оценивают результаты, задают вопросы. |
VI. Домашнее задание | Написать сочинение-рассуждение на основе материала, собранного в классе. (Слайд18) | Записывают домашнее задание. |