Цели:
- познакомить учащихся с птицами, показать их разнообразие и красоту;
- научить определять принадлежность животного к своей группе;
- познакомить с основным строением птицы;
- воспитывать бережное отношение к природе и птицам.
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас», А.А. Плешаков, 1 класс, рабочая тетрадь, мультимедийная установка, диск с записанными слайдами, перья птиц (крупные и маленькие), ножницы, стакан с водой, картинки с птичками для учеников.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель:
Начинается урок,
Даже ветерок умолк,
Всем здесь будет интересно,
Знания иметь полезно.
2. Работа над пройденным материалом
а) Вопросно-ответная беседа.
Учитель: Ребята, с какой группой животных мы уже с вами знакомы?
Ученик: Мы уже знакомы с насекомыми и рыбами.
Учитель: Назовите отличительные признаки рыб и насекомых.
(Ученики называют все отличительные признаки)
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру: если я назову насекомое, то вы хлопаете, а если называю рыбу, то вы приседаете.
б) Подведение итога игры.
3. Изучение нового материала
Учитель: А сейчас, я хочу узнать, кто у нас самый внимательный? Давайте посмотрим на все картинки и найдём лишнее животное. (Слайд №3)
Дети: Лишнее животное – это енот.
Учитель: Почему?
Дети: Енот лишний потому, что у него нет перьев. Он не птица.
Учитель: Хочу предложить вам интересное задание. Каждый из вас получит сейчас разрезную картинку. Если вы её правильно сложите, то получится животное. Его надо назвать.
(Дети складывают разрезные картинки и называют полученных птиц)
Учитель: Ребята, перед нами лежит толковый словарь Ожегова. Дома вы все выполнили задание учителя. Как называется наука, изучающая птиц.
Ученик: Наука, изучающая жизнь птиц, называется орнитология.
Учитель: Молодец! А кем будем мы – учёные, изучающие птиц?
Ученик: Мы будем орнитологами.
(На доске учитель вывешивает слова: орнитология, орнитолог)
(Слайд №4)
Учитель: Раз мы сегодня с вами учёные, давайте изучать и исследовать птиц. Сравните лапки гуся и курицы.
Ученик: Лапки гуся похожи на ласты, у него есть перепонки. А на лапках курицы нет перепонок.
Ученик: Вы правы, лапки гуся напоминают форму ласт. Давайте подумаем, для чего птицам нужны такие «ласты»?
Ученик: Перепонки на лапках помогают грести воду, плавать по воде.
Учитель: Совершенно верно. Это хорошее средство передвижения по воде. Давайте попробуем определить среду обитания. Где такие птицы будут всё время жить?
Ученик: Я думаю, что им будет хорошо там, где будет больше воды. Это пруды, озёра, моря, океаны.
Учитель: Да, верно. (Слайд №5)
Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке,
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И за парту снова – плюх!
(Возврат к слайду № 4)
Учитель: Как называется птица на третьем рисунке?
Ученик: Это страус.
Учитель: Присмотритесь внимательно к ногам страуса. Они такие же как у гуся и курицы?
Ученик: Нет, у страуса длинные ноги.
Учитель: Верно. Если гусю лапки помогают грести по воде, а курице разгребать песочек или землю, то зачем страусу такая длина ног?
Ученик: Они помогают ему быстро бегать.
Учитель: Ответ правильный. Несмотря на то, что у страуса тяжёлое тело, бегать он умеет очень быстро, тем самым спасается от врагов.
4. Практическая работа
На столах у детей лежат перья птиц – разные по размеру, форме и цвету.
Учитель: Ребята, чем различаются эти перья?
Ученик: Цветом, формой и размером.
Учитель: Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
(Дети внимательно рассматривают перья и показывают стержень пера)
Учитель: А ещё, у пёрышек есть бороздки. Давайте их рассмотрим.
(Дети просматривают перья показывают учителю бороздки. Учитель разрезает перо и показывает его детям.)
Учитель: Что вы видите внутри?
Ученик: Ничего. Внутри пустота.
Учитель: Да, перо внутри полое и поэтому все перья лёгкие. А теперь, давайте мокнём перо в воду. Намокло перо или нет?
Ученик: Нет, перо сухое. Вода с него скатывается.
Учитель: Перья защищают птицу от воды
и сырости.
Ребята, вы сказали, что пёрышки бывают большие и
маленькие. Задумайтесь, для чего птице нужны
большие перья?
Ученик: Большие перья у птиц на крыльях. Значит помогают им летать. А маленькие перья птиц обогревают.
Учитель: А все ли птицы умеют летать. Назовите таких птиц. (Слайд № 7)
(Дети называют страуса и пингвина)
Учитель: Что мешает им летать?
Ученик: Потому что у них слишком крупное тело.
Учитель: Если мы рассмотрим шею птиц, то заметим, что она у всех разная. Но мне хотелось бы услышать ваше мнение. Зачем лебедю, цапле, страусу и многим другим птицам длинная шея?
Ученик: Добывать пищу. (Слайд № 8)
Учитель: А как мы называем птичий рот?
Ученик: У птичек рот называют клювом.
Учитель: Посмотрите на иллюстрации, какие клювики бывает у птиц? Какую форму вы пронаблюдали? (Слайды № 9, 10, 11)
Ученик: Я увидел клюв острый, загнутый, длинный, короткий, крючковатый.
Учитель: Клювом птицы заглатывают пищу. Но питаются они по разному. Где могут жить птички? В каких местах?
Ученик: Они могут жить в лесу, в горах, в степи, в воде.
Учитель: Что ищут птицы во всех этих местах?
Ученик: Они ищут себе пищу.
Учитель: Да. Их среда обитания определяется тем, чем в основном питаются птицы. (Слайды № 12, 13)
5. Закрепление
Работа в рабочих тетрадях. Выполнение заданий самостоятельно.. (Слайд № 14)
6. Итог урока
Учитель: Кто такие птицы?
Дети: Животные, которые умеют летать. Тело птиц покрыто перьями.
Учитель: Из каких частей состоит тело птицы?
Ученик: Тело птицы состоит из лапок, крыльев, туловища, шеи, головы и хвоста.
Учитель: Какие птицы бывают?
Ученик: Птицы бывают летающие и нелетающие, водоплавающие и неводоплавающие, травоядные и насекомоядные. (Слайд № 15)
6. Рефлексия
Учитель: Ребята, посмотрите, какое
красивое дерево у меня на доске. Там сейчас
поселятся птички. Достаньте их, пожалуйста, из
конвертов.
Если вам на уроке было очень интересно, уютно, всё
понятно – посадите красную птичку.
Не всё понравилось, было трудно, неинтересно – жёлтую.
Было грустно и одиноко – чёрную.