Кто такие птицы?

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • познакомить учащихся с птицами, показать их разнообразие и красоту;
  • научить определять принадлежность животного к своей группе;
  • познакомить с основным строением птицы;
  • воспитывать бережное отношение к природе и птицам.

Оборудование: учебник «Мир вокруг нас», А.А. Плешаков, 1 класс, рабочая тетрадь, мультимедийная установка, диск с записанными слайдами, перья птиц (крупные и маленькие), ножницы, стакан с водой, картинки с птичками для учеников.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель:

Начинается урок,
Даже ветерок умолк,
Всем здесь будет интересно,
Знания иметь полезно.

2. Работа над пройденным материалом

а) Вопросно-ответная беседа.

Учитель: Ребята, с какой группой животных мы уже с вами знакомы?

Ученик: Мы уже знакомы с насекомыми и рыбами.

Учитель: Назовите отличительные признаки рыб и насекомых.

(Ученики называют все отличительные признаки)

Учитель: А теперь давайте поиграем в игру: если я назову насекомое, то вы хлопаете, а если называю рыбу, то вы приседаете.

б) Подведение итога игры.

3. Изучение нового материала

Учитель: А сейчас, я хочу узнать, кто у нас самый внимательный? Давайте посмотрим на все картинки и найдём лишнее животное. (Слайд №3)

Дети: Лишнее животное – это енот.

Учитель: Почему?

Дети: Енот лишний потому, что у него нет перьев. Он не птица.

Учитель: Хочу предложить вам интересное задание. Каждый из вас получит сейчас разрезную картинку. Если вы её правильно сложите, то получится животное. Его надо назвать.

(Дети складывают разрезные картинки и называют полученных птиц)

Учитель: Ребята, перед нами лежит толковый словарь Ожегова. Дома вы все выполнили задание учителя. Как называется наука, изучающая птиц.

Ученик: Наука, изучающая жизнь птиц, называется орнитология.

Учитель: Молодец! А кем будем мы – учёные, изучающие птиц?

Ученик: Мы будем орнитологами.

(На доске учитель вывешивает слова: орнитология, орнитолог)

(Слайд №4)

Учитель: Раз мы сегодня с вами учёные, давайте изучать и исследовать птиц. Сравните лапки гуся и курицы.

Ученик: Лапки гуся похожи на ласты, у него есть перепонки. А на лапках курицы нет перепонок.

Ученик: Вы правы, лапки гуся напоминают форму ласт. Давайте подумаем, для чего птицам нужны такие «ласты»?

Ученик: Перепонки на лапках помогают грести воду, плавать по воде.

Учитель: Совершенно верно. Это хорошее средство передвижения по воде. Давайте попробуем определить среду обитания. Где такие птицы будут всё время жить?

Ученик: Я думаю, что им будет хорошо там, где будет больше воды. Это пруды, озёра, моря, океаны.

Учитель: Да, верно. (Слайд №5)

Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке,
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И за парту снова – плюх!

(Возврат к слайду № 4)

Учитель: Как называется птица на третьем рисунке?

Ученик: Это страус.

Учитель: Присмотритесь внимательно к ногам страуса. Они такие же как у гуся и курицы?

Ученик: Нет, у страуса длинные ноги.

Учитель: Верно. Если гусю лапки помогают грести по воде, а курице разгребать песочек или землю, то зачем страусу такая длина ног?

Ученик: Они помогают ему быстро бегать.

Учитель: Ответ правильный. Несмотря на то, что у страуса тяжёлое тело, бегать он умеет очень быстро, тем самым спасается от врагов.

4. Практическая работа

На столах у детей лежат перья птиц – разные по размеру, форме и цвету.

Учитель: Ребята, чем различаются эти перья?

Ученик: Цветом, формой и размером.

Учитель: Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

(Дети внимательно рассматривают перья и показывают стержень пера)

Учитель: А ещё, у пёрышек есть бороздки. Давайте их рассмотрим.

(Дети просматривают перья показывают учителю бороздки. Учитель разрезает перо и показывает его детям.)

Учитель: Что вы видите внутри?

Ученик: Ничего. Внутри пустота.

Учитель: Да, перо внутри полое и поэтому все перья лёгкие. А теперь, давайте мокнём перо в воду. Намокло перо или нет?

Ученик: Нет, перо сухое. Вода с него скатывается.

Учитель: Перья защищают птицу от воды и сырости.
Ребята, вы сказали, что пёрышки бывают большие и маленькие. Задумайтесь, для чего птице нужны большие перья?

Ученик: Большие перья у птиц на крыльях. Значит помогают им летать. А маленькие перья птиц обогревают.

Учитель: А все ли птицы умеют летать. Назовите таких птиц. (Слайд № 7)

(Дети называют страуса и пингвина)

Учитель: Что мешает им летать?

Ученик: Потому что у них слишком крупное тело.

Учитель: Если мы рассмотрим шею птиц, то заметим, что она у всех разная. Но мне хотелось бы услышать ваше мнение. Зачем лебедю, цапле, страусу и многим другим птицам длинная шея?

Ученик: Добывать пищу. (Слайд № 8)

Учитель: А как мы называем птичий рот?

Ученик: У птичек рот называют клювом.

Учитель: Посмотрите на иллюстрации, какие клювики бывает у птиц? Какую форму вы пронаблюдали? (Слайды № 9, 10, 11)

Ученик: Я увидел клюв острый, загнутый, длинный, короткий, крючковатый.

Учитель: Клювом птицы заглатывают пищу. Но питаются они по разному. Где могут жить птички? В каких местах?

Ученик: Они могут жить в лесу, в горах, в степи, в воде.

Учитель: Что ищут птицы во всех этих местах?

Ученик: Они ищут себе пищу.

Учитель: Да. Их среда обитания определяется тем, чем в основном питаются птицы. (Слайды № 12, 13)

5. Закрепление

Работа в рабочих тетрадях. Выполнение заданий самостоятельно.. (Слайд № 14)

6. Итог урока

Учитель: Кто такие птицы?

Дети: Животные, которые умеют летать. Тело птиц покрыто перьями.

Учитель: Из каких частей состоит тело птицы?

Ученик: Тело птицы состоит из лапок, крыльев, туловища, шеи, головы и хвоста.

Учитель: Какие птицы бывают?

Ученик: Птицы бывают летающие и нелетающие, водоплавающие и неводоплавающие, травоядные и насекомоядные. (Слайд № 15)

6. Рефлексия

Учитель: Ребята, посмотрите, какое красивое дерево у меня на доске. Там сейчас поселятся птички. Достаньте их, пожалуйста, из конвертов.
Если вам на уроке было очень интересно, уютно, всё понятно – посадите красную птичку.
Не всё понравилось, было трудно, неинтересно – жёлтую.
Было грустно и одиноко – чёрную.