Урок – это работа души педагога

Разделы: Начальная школа


Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется!!!
Николай Рыленков

Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя! Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни, а возвышает ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью.

Учителям начальных классов приходится ежедневно составлять конспекты уроков по нескольким предметам и каждый урок должен соответствовать современным технологиям. Конечно, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. Средства, используемые на уроках должны быть достаточно эффективными, обеспечивающими высокий результат. Начальное образование является базовым фундаментом, а в учебном процессе происходит формирование у учащихся базовых компетентностей, на которые ребёнок будет опираться весь период обучения в школе. Поэтому, учитель начальных классов – это “программист”, регулятор интеллектуального развития ребёнка. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. А что говорит о современности урока: мастерство ли педагога, подбор ли методических приёмов или использование технических средств обучения? Попробуем ответить на этот вопрос.

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни. Специфика подхода состоит в том, что усваиваются не “готовые знания” кем-то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Поэтому, организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом ученика, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит ребёнку активно войти во взрослую жизнь. “Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы” - пишет Надежда Егоровна Щуркова. Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога. Современный урок, говоря словами В.А. Сухомлинского, “это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”. Поэтому в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе.

Типология современных учебных занятий: урок первичного предъявления новых знаний или УУД; урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями; урок применения предметных ЗУНов и УУД; урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД; урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД; контрольный урок; коррекционный урок; комбинированный урок; нетрадиционные виды уроков.

Сегодня в образовании произошло становление трёх моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков: традиционная классно-урочная модель; модель технологизации образования и модель компетентностного подхода.

Каким требованиям должно соответствовать образовательное пространство урока, чтобы ученик мог овладеть базовыми компетенциями? Теоретически это всё понятно. Учителя начальных классов уже давно пересмотрели свои прежние подходы к образовательному процессу. Возникла также необходимость в новом подходе в составлении конспектов к урокам и проведение по ним современных уроков. Произойдет это, на мой взгляд, при соблюдении следующих требований к уроку:

а) профессионально работайте с целями, ясно понимайте, для чего учащиеся выполняют то или иное задание, продумывайте цели всех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, темы.

Правильно сформулированная цель – это оптимальна модель ожидаемого и желательного результата. Регулярно сообщайте цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завершайте их краткими итогами, которые также следует делать вместе с учащимися. Постоянно держите цели в поле зрения, ссылайтесь на них в ходе урока относительно класса в целом, малых разноуровневых групп и отдельных учеников.

Цели деятельности учителя ориентирована на развитие личности ребёнка и формирование УУД.

Цели деятельности учащихся: виды УУД (личностные, познавательные, регулятиные, обеспечивающие младшему школьнику организацию учебной деятельности).

Цели урока в деятельности учителя и в деятельности учащихся (2 уровня: 1) ученик научится… 2) ученик получит возможность научиться…)

б) чётко структурируйте, делите учебный материал на основные - обязательные понятия, углублённый их вариант и дополнительные сведения культурологического характера, необязательные для запоминания. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный “фон” или среду, за счёт элементов пропедевтики, межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера, также необязательных для запоминания.

в) чётко формулируйте образовательные задачи;

г) оптимизируйте процесс обучения;

д) дифференцируйте применение технологий развивающего обучения;

е) стимулируйте и формируйте познавательный интерес учащихся через применение активизирующих методов и средств обучения;

ж) работайте над формированием надпредметных способов учебной деятельности;

з) обоснованно и целесообразно используйте те или иные средства обучения;

и) регулируйте плотность урока и следите за оптимальным уровнем за счёт более глубокого планирования, дифференциации и индивидуализации, используйте таймеры или часы для формирования у детей “чувства” реального времени;

к) проводите регулярно анализ полученных результатов обучения, воспитания, развития школьников.

Продумывание структуры урока. Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой урока следует понимать соотношение элементов (этапов, звеньев) урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Элементы - виды деятельности учителя и ученика. Элементами урока являются: организационный момент; проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; подведение итогов урока; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках в основном реализуются. Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или где опускаются те из них, которые не обязательно вводить в его структуру. Структура каждого урока зависит от содержания учебного материала, дидактической цели (или целей), типа урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса или коллектива. Структура урока совершенна в том случае, если учитываются закономерности обучения, условия педагогического процесса в данном классе и позволяет удачно реализовать педагогический замысел учителя. Следовательно, не структура урока, взятая сама по себе, а ее соответствие педагогическим условиям и замыслу оказывает влияние на эффективность обучения. Четко продумывать структуру урока – это значит продумать каждую его часть, добиваясь того, чтобы учащимся было интересно учиться, чтобы все активно участвовали в процессе познания. Подготавливать необходимые пособия, средства наглядности, мультимедиа и продумывать принципы и последовательность демонстрации. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок решает свойственные ему на данный момент дидактические цели. Урок дает учителю возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся.

Обеспеченность урока. Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты включает:

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- цель освоения учебного содержания;

- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

- основные понятия темы;

- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

В настоящее время кабинеты, в которых занимаются первоклассники, оснащены современными комбинированными многофункциональными досками, стационарно закрепленными проекторами, комплектом цифровых датчиков, позволяющих измерять температуру, освещенность, давление, комплекты лабораторного оборудования. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Отбор содержания учебного материала. Существует большое количество принципов и критериев отбора содержания учебного материала. Рассматривать их подробно мы не будем, а остановимся лишь на некоторых.

1. Принцип соответствия социальному заказу. Согласно этому принципу в содержание образования должны входить не только современные знания, умения и навыки. Должны учитываться и возможности выбранного содержания образования. Благодаря этому человек достигает всестороннего развития и роста личности.

2. Принцип обеспечения научной и практической значимости учебного материала. В соответствии с этим принципом знания, включаемые в содержание обучения, должны совпадать с новейшими достижениям той или иной науки. Более того, важна и практическая значимость получаемых знаний. Другими словами, теория и практика должны быть едины.

3. Принцип учета реальных возможностей того или иного процесса обучения. Иными словами, при выборе содержания обучения важны его методы, средства, формы, технологии. Имеют также значение и уровни усвоения, определяющие тот или иной процесс обучения в школе.

4. Принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов. В соответствии с этим принципом составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны. Учебный материал не должен дублироваться в других предметах.

5. Принцип гуманизации. Согласно этому принципу содержание образования направляется на воспитание в человеке гуманитарной культуры, культуры знаний, творческой деятельности, свободного выбора профессии в соответствии с творческими возможностями и способностями.

Выбор методов обучения. Выбор метода, прежде всего, определяется целями обучения. Если четко продумана последовательность целей на уроке, значит, и методы должны соответствовать требованиям этих целей. В не меньшей мере выбор метода зависит от особенностей содержания изучаемого материала, от специфики учебного предмета и от уровня их развития (даже уровень развития трех параллельных классов может быть разным, не говоря уже о классах выравнивания и т.п.). При выборе методов обучения необходимо учитывать и особенности мышления у учащихся разного возраста.

При выборе метода необходимо учитывать географические и демографические особенности местности, где находится учебное заведение, особенности жизненного опыта учащихся. Необходимо также учитывать психологические и физиологические особенности детей. Вопросы выбора методов обучения представляют важнейшую сторону деятельности учителя.

Выбор форм организации педагогической деятельности. В организации учебной деятельности немаловажную роль играет взаимодействие между участниками учебного процесса. Задать образец такой деятельности принципиально невозможно: любое исследование лишается смысла, как только задан образец поиска и его результат. Организовать учебную деятельность учащихся учитель может, лишь осуществляя исследование вместе с ними. Тем самым процесс обучения приобретает характер совместной деятельности обучающего и учащегося, то есть их реального сотрудничества. Участвовать в учебном процессе в качестве его субъекта ребенок может лишь в том случае, если он способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. Постоянная обратная связь позволяет учителю гибко строить обучающую стратегию. Отношение школьников к собственным действиям (или рефлексия) служит существенным условием правильности их построения и изменения.

Контроль и оценка входят в состав учебной деятельности, но выразительно отличаются от других учебных действий по своей природе, и по способу формирования. Выполнение действий контроля и оценки способствует тому, что учащиеся обращают внимание на содержание собственных действий с точки зрения их соответствия решаемой задаче.

Контроль и оценка – это действия с действиями, от того, как ребенок овладевает действиями и мыслями о действиях и мыслях, зависит его рефлексивное развитие. От этого зависит развивающий эффект учебной деятельности, ее направленность на рефлексивное развитие ребенка.

Итак, урок - неотъемлемая часть учебного процесса, которая всё ещё остается одной из основных форм организации обучения. Время “готовых” уроков постепенно уходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которая позволяет либо наполнять учеников знаниями, умениями и навыками; либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений и навыков, создавая условия для наполнения их смыслом.

Список литературы.

  1. Аксёнова В.В. "Смешанная" форма получения образования / В.В. Аксёнов //
  2. Безверхая Е.А. Использование технологий обучения для реализации стандартов третьего поколения: [Знаково-контекстная технология обучения] / Е.А. Безверхая // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. -№1 -С.27-29.
  3. Белякова В.Н. Повышение мотивации и развитие когнитивных способностей учащихся посредством современных образовательных технологий на уроках математики / В.Н. Белякова // Управление качеством образования. -2010. -№7. -С.66-91.
  4. Бершадская Е. Комплекс образовательных технологий / Е. Бершадская // Директор школы..-2009. -№2. -С.65-69.
  5. Борисова Т.Г. Технология проектного обучения / Т.Г. Борисова // Образование в современной школе. -2011. -№5. -С.24-29.
  6. Будько С.В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин / С.В. Будько // Управление качеством образования. -2010. -№3. -С.67-77.
  7. Гериш В.А. Современные инновационные технологии как основа улучшения качества образовательного процесса / В.А. Гериш // Стандарты и мониторинг в образовании. -2009. -№6. -С.26-30.
  8. Громыко Г. Обучение в парах - и просто, и сложно / Г. Громыко // Директор
  9. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение, 2011.
  10. Кособок М. Технологии обучения на уроке: Чего не знают или не хотят знать учителя: [Круглый стол “Технология обучения в практике урока: результаты и перспективы” в Санкт-Петербургской академии потсдипломного педагогического образования] /М. Кособок // Управление школой: методическая газета для школьной администрации. -2011. -№8. -С.37-40.
  11. Лузина Н.А. Интеграция современных технологий: эффективное средство личностно ориентированного развивающего образования в начальной школе / Н.А. Лузина // Начальная школа плюс до и после. -2010. -№10. -С.58-62.
  12. Маляшок Ю.А. Интеграция образовательных технологий в практике развивающего обучения дошкольников / Ю.А. Маляшок // Методист. -2011. -№2. -С.63-68.
  13. Мурзина Н.П. Компетентностный подход к проектированию образовательной технологии преподавателя педагогического вуза (на примере изучения дисциплины "Педагогическая технология") / Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс до и после. -2010. -№5. -С.10-15.