Внеклассное занятие по теме "Обрядовое печенье – оберег "Поморская козуля"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: научить изготавливать одну из фигурок обрядового печенья.

Цель предполагает решение следующих задач:

  • познакомить учащихся с истоками поморского народного искусства и его художественными традициями;
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию коренных народов севера;
  • развивать глазомер и художественное видение форм и линий, мелкую моторику рук.

Оборудование урока: компьютер, разделочные доски, ножи, стаканы.

Материалы: солёное тесто, вода.

Вводное слово учителя.

Тема нашего занятия: Обрядовое печенье оберег “Поморская козуля”.

Сегодня мы с вами научимся выполнять одну из фигурок обрядового печенья “Поморская козуля” и прикоснёмся к истокам поморского народного искусства.

В конце занятия давайте ответим на вопрос.

Почему это печенье так называется: обрядовое печенье - оберег “Поморская козуля”?

Сообщение нового материала. Эпиграфом к нашему занятию стали слова, которые отражают необычность и сказочную суть этого искусства.

Эпиграф.

Где утро синее брезжит, в студёной полумгле,
Под звёздной прялкой скрежет на суетной земле,
Среди родного люда, как важно, что нашлась,
Сердечна причуда, бесхитростная связь.
Между рукой корявой
С куделью и огнём – душевною забавой и лепным конем!

Карту, какого полуострова вы видите? Какие коренные народы проживают на Кольском полуострове?

Терский берег Кольского полуострова - край, где живут поморы можно назвать заповедником народного искусства. В поморских семьях сохранилось много предметов старины, памятников народной культуры к ним относится и игрушка, вековая история которой связана с народным творчеством и его национальным своеобразием

Еще с XII века появилась эта традиция, на рождество печь фигурки из ржаного теста – “козули”. Название этого обрядового печенья связано с тем, что одним из популярных персонажей “стада” была коза и так условно называли всех животных с рогами.

Ценность поморских козулек в том, что это одновременно обрядовое печень, “съедобная игрушка” и оберег.

Козули раньше пекли в Рождество, перед Новым годом на праздник Коляды, пекут их и сей час.

На Беломорье говаривают: “Без козули и праздник не праздник”

Когда встречают праздник коляда? (Зимой перед рождеством)

Как его встречают? (Весело с угощением и колядками)

Почувствовать, и окунуться в атмосферу этого праздника поможет нам небольшой видеоролик. (При просмотре видеоролика не забывайте об ответе на поставленный вопрос).

Кто такой коляда? (Верховный бог, который управляет жизнью на земле).

Что подарил Коляда людям? (Календарь)

Какого числа встречают праздник Коляда? (22 декабря)

А чем знаменит этот день в природе? (День зимнего солнцестояния, день поворачивается на свет хоть на воробьиный скок.)

Чем встречали праздник? (Колядками).

Обрядовое печенье входило в ритуал народного праздника “Коляда”. Это было очень важным событием в жизни каждой семьи. К нему лепили козуль целыми подносами. Собирались ряженные, пели поздравительные колядки. В колядках звучали пожелания здоровья, богатого урожая, удачи в охоте.

Сто бы тебе коров, полтораста бычков!
По ведру бы тебе доили, все сметаною...

За благие пожелания – колядки требовали угощения, но не обычного пирога, а непременно козулю. Печенье было любимым лакомством детворы. Считается что хлебные фигурки – это магический прообраз - будущего урожая. Сам факт присутствия фигурок в доме, по представлению наших предков магически влиял на настоящую и будущую жизнь семьи. Поморы верили, что если они напекут большое стадо фигурок из теста, то приумножится количество скота на их дворах, будет больше дичи в лесах. Кроме того хлебная фигурка служила для терчан оберегом от злых сил. Хозяйка оставляла одну две козули в доме, чтоб счастье не покинуло семью.

Козули хранились весь год, до следующего Рождества, а потом лепились новые. Если фигурки ломались, то их не выбрасывали, а скармливали скоту или птице. Наши предки очень бережно относились к хлебу. Фигурки ставили под иконы, давали каждой имя, чтоб у хозяина в доме было счастье.

Показывать фигурки и рассказывать. На что похожа фигурка?

Всего известно 10 фигурок тетёрки - утицы, коровки, бычки, бараны, всадник на коне. Но самым главным в стаде считается олень. Олени бывают однорогие и двурогие. Каждая фигурка имеет свое символическое значение. “Тетёрка - утица” - знак материнства, взаимопонимания и любви в семье. “Всадник на коне” - символ удачи - “Быть первой во всем”. Коровки и бараны - символ благополучия и достатка в семье. Однорогий олень - олень дружеских отношений. Двурогий олень – символ здоровья и долголетия. Трехрогий олень - олень защитник. Подают фигурки как, “ хлеб – соль”, на полотенце или холщовой салфетке, там им уютно и тепло - хлебная фигурка уважение требует.

На первый взгляд ремесло это простое незатейливое, а на деле требует большого терпения и уважения к народным традициям. В народе есть свой “секрет ремесла”: у мастера должна быть лёгкая рука, чистая душа и добрые мысли.

Человеку злому, с мрачными мыслями “тесто не даётся”. Рождественское тесто требует бережного отношения, нельзя потерять ни одного кусочка. “Счастье из рук не выпускают”. Это ремесло развивает ловкость пальцев, быстроту рук художественное чутьё, способность чувствовать пропорции, понимать материал.

Инструктаж по практической работе. Инструкционная карта. Приложение №1.

Вопросы для работы по инструкционной карте.

  • Какой материал нам понадобиться для работы?
  • Прочитайте мне, пожалуйста, рецепт теста.
  • Как приготовить тесто?
  • Прочитайте, пожалуйста, этапы изготовления фигурок.

Практическая работа

  • Какие инструменты нам необходимы для работы?
  • Давайте вспомним правила техники безопасности при работе с ножом.
  • Помни! Работать с ножом нужно аккуратно, располагать на рабочем столе ручкой к себе. Тесто требует бережного отношения.

Лепим и запоминаем правила.

Шар. Первое правила - надо брать такой кусочек теста, который спрячется в вашем кулачке. Вот поэтому козули имеют такие размеры, все зависит от руки мастера. По мнению старых мастеров “ бери в руку столько, сколько берёт твоя ладонь и спрячь в ней счастье, оно не любит выпирать”.

Груша. Правило второе при работе не должно быть трещин на сыром тесте, но видны порезы ножа. “Чтобы счастье трещин не давало, а беда ножа боялась”

Заготовка. Третье правило – весь комочек теста использовать для лепки одной фигурки.“Счастье должно быть полным, не отдавай другому”.

Проработка деталей. Правило четвёртое. Лепим быстро, уверенно, теста не боимся, работаем с душой и удовольствием.

Повторение.

Давайте соберем наши работы и посмотрим, что у нас получилось. Для того чтобы работа была завершена нам надо выполнить заключительные операции.

Какие заключительные операции нужно выполнить? (Смотрим инструкционную карту).

Какую фигурку мы слепили? “Тетёрочку с тетеревятами”

Какой символ обозначает наша фигурка? (Материнство, любовь и взаимопонимание в семье)

1. Какой памятник народной культуры мы сегодня изучали на занятии? (Обрядовое печенье - оберег “Поморская козуля”)

2. Почему печенье так называется: обрядовое печенье - оберег “Поморская козуля”? (Часть праздника Коляда, имеет магическое значение, печенье можно есть, изготавливали поморы, главным героем стада была коза.)

3. Какие обязательные правила нужно соблюдать при лепке козуль.

4. Расскажите рецепт приготовления теста.

5. Какие заключительные операции нужно выполнить?

Заключительная часть.

В заключение хочу загадать Вам загадку.

Маленька, рогатенька,
Головой не вертит,
На зубах хрустит...

Девять веков пробивалось к нам, это удивительное искусство надеюсь, оно вызвало у Вас интерес. Тестовое задание. Цель тестового задания: выяснить отношение к ремеслу, предложенному для изучения. Приложение № 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Литература.

  1. Евтюкова О., Костюкевич Л. Поморские козули. // Областной центр художественных ремесел г. Мурманск – 1994.- 45с.
  2. Афанасьева З. Варзугские пряники в музеях Ленинграда. // Полярная правда-1985.-1 марта.
  3. Н. Большакова Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов и поморов в прошлом и настоящем Мурманское книжное изд. 2005. с. 145.
  4. Бритская Т. Живность из ржаной муки. // Мурманский Вестник. 2006.- №240 с.15-17.
  5. Дьяконицена О. Поморская козуля. // Декоративное искусство СССР. -1988.- №4, с.31.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E0%E0%EC – Википедия.