Пояснительная записка
Дошкольное детство и начальная школа - очень короткий период в жизни человека, всего первые десять лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную , активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Назовем основные направления психического развития в детстве.
Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое “Я”, свою деятельность ,начинает объективно себя оценивать.
Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности ,у него формируются определенные навыки, умения, способности и личные качества.
В третьих, в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. Ребенок овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но и осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов.
Память младших школьников такова, что они могут запоминать материал произвольно и не произвольно, могут заучивать материал, но могут и применить какой-либо способ для запоминания информации. Однако непосредственная и опосредованная память существуют как бы в параллельных плоскостях, почти не пересекаясь друг с другом. Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, что и послужило основой развивающих занятий с психологом в начальной школе. Данная программа представляют собой поурочно разработанные планы уроков психологического развития. Для занятий используется тетрадь в клетку, карандаши, фломастеры, авторучка.
УРОК №1
1. Знакомство с детьми посредством изготовления “визитных карточек”.
Каждый ученик крупно записывает свое имя на листе бумаги, сложенной пополам и ставит “визитку” на край парты. Учитель делает для себя такую же и располагает ее на своем столе.
2. Объяснение системы отметок.
За каждое правильно выполненное задание ребенок получает “звезду”. За каждые три “звезды” присваивается звание: 3*-рядовой, 6*-ефрейтор, 9*-младший сержант, 12*-сержант, 15*-старший сержант, 18*-старшина, 21*-младший прапорщик, 24*-старший прапорщик, 27*- младший лейтенант, 30*- лейтенант, 33*-старший лейтенант, 36*-капитан, 39*-майор, 42*-подполковник, 45*-полковник и т. д.
3. Упражнение “Моя память”.
Учащимся предлагается запомнить 5 слов, написанных на доске : ГУСЬ, ДОМ, СЫР, ЛЕС, НЕБО. Слова прочитываются хором и тут же стираются. За две минуты ребята вспоминают и записывают слова в тетради. Затем происходит обмен тетрадями и “проверка у соседа”.Оценивается память по пяти бальной системе, т.е. по количеству воспроизведенных слов(1,2,3,4,5). А “проверка у соседа” позволяет получить верный результат.
4. Анаграмма – зашифрованное слово, в котором буквы переставлены местами. Например: ГИТР – тигр. Рекомендуется для развития логического мышления.
Задание: расшифруйте анаграммы и найдите лишнее слово: ГОЛАВ (волга), УГЛИИЖ (жигули), ЧИВСМОК (москвич), АТЕМЧ (мечта). Время выполнения 5-7 минут.
Домашнее задание. Самостоятельно придумать 1-2 анаграммы. Лучшие решить в классе и поощрить “*”.
УРОК №2
1. Упражнение “Моя память”.
Слова: РЯБИНА , НЕБО, УЛИЦА, СНЕГ, ДЫМ.
2. Упражнение “Нарисуй – вспомни – запиши” используется для тренировки кратковременной памяти.
Инструкция к выполнению: Представьте себе, что вы живете в каменном веке ,писать разумеется не умеете, а вам необходимо запомнить 10 слов и вы попробуйте их нарисовать (дом, часы, цветок, ночь, яблоко, радость, утро, крокодил, школа ,одиночество).Слова подбираются с таким расчетом: нейтральные, эмоционально окрашенные, знакомые детям. Время выполнения 7-10 минут.
3. Графический диктант используется как упражнение для тренировки внимания.
Инструкция к выполнению: под диктовку необходимо не отрывая карандаша от бумаги выполнить следующие действия на листке в клетку. Предварительно ребята уточняют, где находится “лево - право”, “вверх-вниз”. (Например, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна - вправо, одна - вверх и т.д.) 7-10 минут.
Образцы графических диктантов:
4. Возвращение к первому заданию. Вспомните и напишите заданные 10 слов. 5 минут.
Домашнее задание: придумать свою ломаную линию.
УРОК №3
1.Упражнение “Моя память”.
Слова: КУКЛА, ШКОЛА, КАКТУС, ЦВЕТОК, УТРО.
2.Упражнение “Нарисуй-вспомни-запиши”
Слова: дом, книга, рука ,чашка, ночь, автобус, рыба, картина, лето, сыр.
3. Графиический диктант. Изображение фигур имеющих начало и окончание в одной точке.
4. Возвращение к заданию №2.
Домашнее задание придумать свою фигуру с началом и окончанием в одной точке.
УРОК №4
1. Упражнение “Моя память”
Слова: зима, хлеб, собака, карась, урок.
2. Упражнение “Новая фигура”.Придумай свою геометрическую фигуру, с началом и окончанием в одной точке. Самые лучшие фигуры поощрить “*” и выполнить в классе.
3. Анаграммы “ Цветы”.
ЗОАР(роза), НПЬЛЮТА(тюльпан), ТУКАКС(кактус)
4. Упражнение “Смысловые таблицы”.
Чертится таблица из трех колонок, например “обувь, школьные вещи, игрушки” под диктовку таблица заполняется.
Слова :ботинки, пенал, кукла, мяч, портфель, кеды, юла, ручка, валенки.
Домашнее задание: придумать анаграммы к теме “Школа”.
УРОК №5
1. Упражнение “Моя память”.
Слова: мел , дом, жук, мама, мед, телефон, кот, дуб ,зуб.
Запоминание осуществляется путем составления смысловых цепочек, связующих слова.
Например: У жука был дом из мела. Мама позвонила по телефону коту, у которого болел зуб и принесла ему мед. Сюжет может составляться любой.
2. Кроссворд “Пугало”.
По вертикали:
1. Сидит на заборе будильник.
2. Красные лапы, плавает, крякает.
3. Домашняя птица, которая щиплется.
4. Длинноногий, красноносый, детей в клюве людям приносит.
5. Кто в деревне кур ворует?
6. По горам, по долам ходит шуба, да кафтан.
3.Смысловая таблица “Деревья-овощи-цветы”.
Слова: дуб, морковь, тюльпан, мак, сосна, береза, картофель, роза, свекла.
Домашнее задание: придумать смысловую таблицу по теме: “Овощи-фрукты-ягоды”.
УРОК №6
1. Упражнение “ Моя память”
Десять слов придумываются учениками самостоятельно. Например: кот, жук, пчела, суп, машина, мак, питон, цирк, дом, кит.
2. Упражнение “Смысловые пары”
.Используется для развития образного мышления и смысловой памяти. Например пара слов “дом-дым” имеет смысловую связь -из дома может идти дым, “вода-шум”-вода может шуметь и т.д.
Смысловые пары: цветок-ваза, рисунок- картина, февраль-зима, море-рыба.
Для пробного упражнения достаточно пять пар слов, которые записываются учителем на доске и часть пары стирается. Например: цветок -..., рисунок -..., февраль -..., море - ... Ученикам необходимо вспомнить и записать все смысловые пары.
3. Упражнение “Придумай образ”
Используется для тренировки и развития логического и образного мышления.
Инструкция: из предложенных четырех фигур (круг, прямоугольник, треугольник ,полукруг) изобразите ключ ,лицо .,машину, кораблик и т.д.
Домашнее задание: придумать пять смысловых пар.
УРОК №7
1. Упражнение “Моя память”.
Слова: корабль, стол, больница, аптека, бант.
2. Упражнение “Нарисуй-вспомни-запиши”.
Слова: обед, сад, дорога, поле, молоко, стул, одежда, ночь, ошибка, лошадь.
3. Графический диктант.
Изображение сложных фигур, имеющих начало и окончание в одной точке.
Домашнее задание: придумать сложную геометрическую фигуру.
УРОК №8
1. Упражнение “Моя память”.
Слова: зима, хлеб, собака, карась, урок, лес, день, мышь, поле, дуб.
2. Упражнение “Сложные геометрические фигуры”.
Ребенок самостоятельно диктует остальным ученикам фигуру, которая придумана им дома. Если ученики смогли воспроизвести его задание, ребенок поощряется “*”
3. Кроссворд “Карандаш”.
Матрица кроссворда чертится на доске и решается кроссворд в классе.
1. Какую траву и слепой знает?
2. К нам приехали с бахчи полосатые мячи.
3. Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке, но совсем не горячи солнца белые лучи.
4. Что за чудо? Синий дом, окна светлые кругом, носит обувь из резины и питается бензином?
5. Гляжу я в окошко, ходит черная кошка.
6. Люди ждут меня, зовут, а приду я, прочь бегут.
7. Лечит маленьких мышей, лечит птичек и зверей, сквозь очки на всех глядит, добрый доктор...
8. Сижу верхом ,не ведая на ком.
УРОК №9
1.Упражнение “Моя память”.
Слова: дом, бусы, лев, экскаватор, жук, шар, цветок , машина, кот, мяч. Запоминание посредством смысловой цепочки.
2.Упражнение “ Смысловые таблицы”.
мебель | посуда | одежда |
диван | чашка | куртка |
тумбочка | тарелка | шапка |
шкаф | сковородка | платье |
3. Графический проективный тест “Автопортрет”.
Используется в качестве диагностического инструментария психологом школы.
Домашнее задание: составить смысловую таблицу по теме “Птицы-животные-рыбы”.
Использованная литература.
- Н.В.Самоукина. “Первые шаги школьного психолога”.
- Н.В.Крылова. “Очерки понимающей педагогики”.
- М.Р.Битянова. “Работа психолога в начальной школе”.
- Н.В.Дубровина. “Рабочая книга школьного психолога”.
- Н.В.Дубровина. “Руководство практического психолога”.
- Е.И.Рогов. “Настольная книга школьного психолога”.
- Р.С.Немов. “Психология”. Том1, 2, 3.
- Ш.А.Амонинашвили. “Здравствуйте, дети”.