Уроки психологии в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Дошкольное детство и начальная школа - очень короткий период в жизни человека, всего первые десять лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную , активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Назовем основные направления психического развития в детстве.

Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое “Я”, свою деятельность ,начинает объективно себя оценивать.

Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности ,у него формируются определенные навыки, умения, способности и личные качества.

В третьих, в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. Ребенок овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но и осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов.

Память младших школьников такова, что они могут запоминать материал произвольно и не произвольно, могут заучивать материал, но могут и применить какой-либо способ для запоминания информации. Однако непосредственная и опосредованная память существуют как бы в параллельных плоскостях, почти не пересекаясь друг с другом. Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, что и послужило основой развивающих занятий с психологом в начальной школе. Данная программа представляют собой поурочно разработанные планы уроков психологического развития. Для занятий используется тетрадь в клетку, карандаши, фломастеры, авторучка.

УРОК №1

1. Знакомство с детьми посредством изготовления “визитных карточек”.

Каждый ученик крупно записывает свое имя на листе бумаги, сложенной пополам и ставит “визитку” на край парты. Учитель делает для себя такую же и располагает ее на своем столе.

2. Объяснение системы отметок.

За каждое правильно выполненное задание ребенок получает “звезду”. За каждые три “звезды” присваивается звание: 3*-рядовой, 6*-ефрейтор, 9*-младший сержант, 12*-сержант, 15*-старший сержант, 18*-старшина, 21*-младший прапорщик, 24*-старший прапорщик, 27*- младший лейтенант, 30*- лейтенант, 33*-старший лейтенант, 36*-капитан, 39*-майор, 42*-подполковник, 45*-полковник и т. д.

3. Упражнение “Моя память”.

Учащимся предлагается запомнить 5 слов, написанных на доске : ГУСЬ, ДОМ, СЫР, ЛЕС, НЕБО. Слова прочитываются хором и тут же стираются. За две минуты ребята вспоминают и записывают слова в тетради. Затем происходит обмен тетрадями и “проверка у соседа”.Оценивается память по пяти бальной системе, т.е. по количеству воспроизведенных слов(1,2,3,4,5). А “проверка у соседа” позволяет получить верный результат.

4. Анаграмма – зашифрованное слово, в котором буквы переставлены местами. Например: ГИТР – тигр. Рекомендуется для развития логического мышления.

Задание: расшифруйте анаграммы и найдите лишнее слово: ГОЛАВ (волга), УГЛИИЖ (жигули), ЧИВСМОК (москвич), АТЕМЧ (мечта). Время выполнения 5-7 минут.

Домашнее задание. Самостоятельно придумать 1-2 анаграммы. Лучшие решить в классе и поощрить “*”.

УРОК №2

1. Упражнение “Моя память”.

Слова: РЯБИНА , НЕБО, УЛИЦА, СНЕГ, ДЫМ.

2. Упражнение “Нарисуй – вспомни – запиши” используется для тренировки кратковременной памяти.

Инструкция к выполнению: Представьте себе, что вы живете в каменном веке ,писать разумеется не умеете, а вам необходимо запомнить 10 слов и вы попробуйте их нарисовать (дом, часы, цветок, ночь, яблоко, радость, утро, крокодил, школа ,одиночество).Слова подбираются с таким расчетом: нейтральные, эмоционально окрашенные, знакомые детям. Время выполнения 7-10 минут.

3. Графический диктант используется как упражнение для тренировки внимания.

Инструкция к выполнению: под диктовку необходимо не отрывая карандаша от бумаги выполнить следующие действия на листке в клетку. Предварительно ребята уточняют, где находится “лево - право”, “вверх-вниз”. (Например, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна - вправо, одна - вверх и т.д.) 7-10 минут.

Образцы графических диктантов:

4. Возвращение к первому заданию. Вспомните и напишите заданные 10 слов. 5 минут.

Домашнее задание: придумать свою ломаную линию.

 УРОК №3

1.Упражнение “Моя память”.

Слова: КУКЛА, ШКОЛА, КАКТУС, ЦВЕТОК, УТРО.

2.Упражнение “Нарисуй-вспомни-запиши

Слова: дом, книга, рука ,чашка, ночь, автобус, рыба, картина, лето, сыр.

3. Графиический диктант. Изображение фигур имеющих начало и окончание в одной точке.

4. Возвращение к заданию №2.

Домашнее задание придумать свою фигуру с началом и окончанием в одной точке.

УРОК №4

1. Упражнение “Моя память”

Слова: зима, хлеб, собака, карась, урок.

2. Упражнение “Новая фигура”.Придумай свою геометрическую фигуру, с началом и окончанием в одной точке. Самые лучшие фигуры поощрить “*” и выполнить в классе.

3. Анаграммы “ Цветы”.

ЗОАР(роза), НПЬЛЮТА(тюльпан), ТУКАКС(кактус)

4. Упражнение “Смысловые таблицы”.

Чертится таблица из трех колонок, например “обувь, школьные вещи, игрушки” под диктовку таблица заполняется.

Слова :ботинки, пенал, кукла, мяч, портфель, кеды, юла, ручка, валенки.

Домашнее задание: придумать анаграммы к теме “Школа”.

УРОК №5

1. Упражнение “Моя память”.

Слова: мел , дом, жук, мама, мед, телефон, кот, дуб ,зуб.

Запоминание осуществляется путем составления смысловых цепочек, связующих слова.

Например: У жука был дом из мела. Мама позвонила по телефону коту, у которого болел зуб и принесла ему мед. Сюжет может составляться любой.

2. Кроссворд “Пугало”.

По вертикали:

1. Сидит на заборе будильник.

2. Красные лапы, плавает, крякает.

3. Домашняя птица, которая щиплется.

4. Длинноногий, красноносый, детей в клюве людям приносит.

5. Кто в деревне кур ворует?

6. По горам, по долам ходит шуба, да кафтан.

3.Смысловая таблица “Деревья-овощи-цветы”.

Слова: дуб, морковь, тюльпан, мак, сосна, береза, картофель, роза, свекла.

Домашнее задание: придумать смысловую таблицу по теме: “Овощи-фрукты-ягоды”.

УРОК №6

1. Упражнение “ Моя память”

Десять слов придумываются учениками самостоятельно. Например: кот, жук, пчела, суп, машина, мак, питон, цирк, дом, кит.

2. Упражнение “Смысловые пары”

.Используется для развития образного мышления и смысловой памяти. Например пара слов “дом-дым” имеет смысловую связь -из дома может идти дым, “вода-шум”-вода может шуметь и т.д.

Смысловые пары: цветок-ваза, рисунок- картина, февраль-зима, море-рыба.

Для пробного упражнения достаточно пять пар слов, которые записываются учителем на доске и часть пары стирается. Например: цветок -...,   рисунок -..., февраль -..., море - ... Ученикам необходимо вспомнить и записать все смысловые пары.

3. Упражнение “Придумай образ”

Используется для тренировки и развития логического и образного мышления.

Инструкция: из предложенных четырех фигур (круг, прямоугольник, треугольник ,полукруг) изобразите ключ ,лицо .,машину, кораблик и т.д.

Домашнее задание: придумать пять смысловых пар.

УРОК №7

1. Упражнение “Моя память”.

Слова: корабль, стол, больница, аптека, бант.

2. Упражнение “Нарисуй-вспомни-запиши”.

Слова: обед, сад, дорога, поле, молоко, стул, одежда, ночь, ошибка, лошадь.

3. Графический диктант.

Изображение сложных фигур, имеющих начало и окончание в одной точке.

Домашнее задание: придумать сложную геометрическую фигуру.

УРОК №8

1. Упражнение “Моя память”.

Слова: зима, хлеб, собака, карась, урок, лес, день, мышь, поле, дуб.

2. Упражнение “Сложные геометрические фигуры”.

Ребенок самостоятельно диктует остальным ученикам фигуру, которая придумана им дома. Если ученики смогли воспроизвести его задание, ребенок поощряется “*”

3. Кроссворд “Карандаш”.

Матрица кроссворда чертится на доске и решается кроссворд в классе.

1. Какую траву и слепой знает?

2. К нам приехали с бахчи полосатые мячи.

3. Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке, но совсем не горячи солнца белые лучи.

4. Что за чудо? Синий дом, окна светлые кругом, носит обувь из резины и питается бензином?

5. Гляжу я в окошко, ходит черная кошка.

6. Люди ждут меня, зовут, а приду я, прочь бегут.

7. Лечит маленьких мышей, лечит птичек и зверей, сквозь очки на всех глядит, добрый доктор...

8. Сижу верхом ,не ведая на ком.

 

УРОК №9

1.Упражнение “Моя память”.

Слова: дом, бусы, лев, экскаватор, жук, шар, цветок , машина, кот, мяч. Запоминание посредством смысловой цепочки.

2.Упражнение “ Смысловые таблицы”.

мебель посуда одежда
диван чашка куртка
тумбочка тарелка шапка
шкаф сковородка платье

3. Графический проективный тест “Автопортрет”.

Используется в качестве диагностического инструментария психологом школы.

Домашнее задание: составить смысловую таблицу по теме “Птицы-животные-рыбы”.

Приложение Уроки 10–21.

Использованная литература.

  1. Н.В.Самоукина. “Первые шаги школьного психолога”.
  2. Н.В.Крылова. “Очерки понимающей педагогики”.
  3. М.Р.Битянова. “Работа психолога в начальной школе”.
  4. Н.В.Дубровина. “Рабочая книга школьного психолога”.
  5. Н.В.Дубровина. “Руководство практического психолога”.
  6. Е.И.Рогов. “Настольная книга школьного психолога”.
  7. Р.С.Немов. “Психология”. Том1, 2, 3.
  8. Ш.А.Амонинашвили. “Здравствуйте, дети”.