Роль групповой работы в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время в теории и практике образования идет поиск форм и методов, которые могут создавать условия для развития коммуникативных умений и навыков работы в команде, другими словами, развития социальной компетенции и умения учиться самостоятельно. Такие формы и методы основываются на активности каждого субъекта образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения и осуществлять выбор, а также на сосуществовании различных точек зрения и свободном их обсуждении. Большой потенциал для реализации этого имеет, думается, такая форма организации образовательного процесса, как работа в группе.

К преимуществам групповой работы следует отнести следующее: 1) глубокий уровень усвоения информации; 2) выработка умения слушать и слышать другого; 3) к некоторым выводам ученик приходит сам, либо после обсуждения в группе; 4) обучение через обмен опытом; 5) взаимодействие, активизация мыслительной деятельности; 6) личностный рост; 7) активность и участие каждого члена группы; 8) множество путей достигнуть желаемого результата с помощью товарищей; 9) возможность обмениваться опытом и размышлениями; 10) высокая эффективность рассмотрения предлагаемого материала; 10) возможность в непринужденной форме приобретать определенный языковой опыт; 11) желание приобрести знания с тем, чтобы поделиться ими с остальными участниками группы; 12) нежелание быть отстающим, чтобы не подвести товарищей; 13) развитие индивидуальных способностей и, тем самым, стимулирование к более активной деятельности [4].

Групповая работа подразделяется на два вида: дифференцированную и единую. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания. При дифференцированной — разные группы выполняют разные задания в рамках обшей для всех учащихся темы. В то же время дифференцированная работа видоизменяет индивидуальную и фронтальную работу и способствует повышению их эффективности.

Группы учащихся формируются учителем до урока по следующим критериям:

1) уровень обученности учащихся;

2) учебные интересы;

3) темп работы;

4) личный опыт;

5) коммуникабельность;

6) умение выполнять соответствующие задания;

7) работоспособность;

8) эмоциональность;

9) внеучебные интересы [4].

Желательно формировать группы не по половому признаку. Состав группы должен быть разнородным, чтобы сильные учащиеся имели возможность помогать слабым.

Самое главное, о чем не должен забывать учитель, это то, что группа способна трудиться успешно лишь при оптимальном распределении функций между ее членами. Группа максимально эффективна, когда обе лидерские роли (инструментальное и экспрессивное лидерство) реализуются в одном человеке. Роль консультанта: распределять работу, контролировать ее, оценивать, а при необходимости оказывать помощь при выполнении заданий тем, кто послабее. [4].

Приведем полезные рекомендации по организации работы в группах:

В группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся, который сможет выполнить роль консультанта).

Кратко, ясно и четко объясните задание.

Учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать вместе, если это группы сменного состава - не торопите их.

Работу в группах не следует затягивать. Определите время для подготовки задания и четко его соблюдайте. (Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупредить учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты.).

Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте учащихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.

Во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как Ваше присутствие мешает работе.

Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов группового общения должны проводиться на иностранном языке.

Для тех учащихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп.

Выслушайте мнение представителей из каждой группы.

Оцените работу учащихся или прокомментируйте. При этом делайте акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки [7].

Частота применения группового метода обучения зависит от многих условий. В первую очередь, следует иметь в виду характер учебного материала. К материалу и заданиям для групповой работы можно предъявлять следующие общие требования:

1. Задания должны подходить для групповой работы, т.е. способствовать возникновению различных мнений и являться основой для обсуждения. Другими словами, задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний и являться импульсом к творческому мышлению, к поиску новых знаний и новых способов действия.

2. Задания должны иметь относительно высокую степень трудности.

3. Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках одной группы. Важно, чтобы каждая группа воспринимала взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп. [4].

Примеры форм групповой работы даны ниже:

1) Nick’s duties (Обязанности Ника)

Класс делится на команды по 3-4 человека. Каждой команде выдается комплект карточек с картинками (2 карточки). Ученики читают общий вопрос к первой части картинок и по очереди отвечают. Каждый член команды должен ответить на вопрос, что сделал Ник (как вариант, можно составить по картинкам предложения или рассказ).

Затем команда читает общий вопрос ко второй части рисунков и отвечает, что не сделал Ник.

Затем отвечает на третий вопрос, что делали члены семьи Ника вечером.

Побеждает команда с наибольшим количеством правильных ответов.

2) Adverbial and noun (Наречие и существительное)

Класс делится на 3 команды. Наборы с наречиями и наборы слов кладутся отдельно, написанным вниз. По очереди выходят по 1 ученику от команды и берут по одной карточке из каждой стопки. Например, ученик взял карточки со словами “а реn” и “yesterday”. Он должен составить предложение, правильно употребляя Past Simple и Present Perfect в зависимости от наречия или наречного обстоятельства времени. За правильный ответ команда получает “очко”.

В качестве наречий используйте: just, already, today, never, this year, for 5 years, since, morning, this week, last week, yesterday, two days ago, since 1995, in 1998.

Слова должны быть знакомы учащимся: a pen, a book, a bag, an apple, milk, flowers, a sister, a table [3].

3) Игра "TIC-TAC-TOE".

Игра рассчитана на весь урок, поэтому ее можно провести в конце изучения темы в качестве обобщающего урока.

Игра проводится в 3 этапа: два полуфинала и один финал. В каждом полуфинале участвуют 2 основных игрока, которые соревнуются между собой, и их 9 помощников, которые сидят в зале. В финале принимают участие 2 победителя полуфиналов и 9 их помощников.

Ход игры

a. Для каждого из трех этапов на доске начерчены следующие таблицы (см. рис.1) :

Рис.1

b. В классе стоят 9 стульев, каждый из которых соответствует определенному квадрату (см. рис.2):

Рис.2

c. Вызываются два основных игрока, и они по очереди называют своих помощников, которые занимают эти 9 стульев.

d. Разыгрывается право первого хода, и игрок называет квадрат. Встает игрок, сидевший на стуле, который соответствует данному квадрату.

e. Ведущий задает помощнику вопрос, на который он отвечает.

f. Основной игрок должен согласиться или не согласиться. Если он делает это (соглашается или не соглашается) правильно, то ставится его знак (“х” или “О”), если неправильно, то ставится знак соперника. Игра продолжается, пока один из игроков не выстроит три своих знака по диагонали, вертикали или горизонтали.

4) Игра "Исправляем ошибки"

Xод игры

a. Приготовьте полоски бумаги с написанными на них предложениями

b. Разделите класс учащихся на две команды. Команды строятся напротив друг друга.

c. Учащиеся из каждой группы подходят по очереди к столу учителя и вытягивают полоски с предложениями. Задача каждого игрока - определить, правильно ли написано предложение (предложения должны быть как правильные, так и неправильные). Если предложение написано неправильно, то необходимо его исправить [1].

5) “Новогодний футбол”

Класс делится на 2 группы. Учитель объясняет детям правила игры в новогодний футбол: каждый вид игроков команды получает свое задание. Если с заданием не справляется нападающий, возможность выполнить задание переходит к полузащитникам; если не справляются полузащитники, то свой вариант ответа дают защитники. Последним может выполнить задание вратарь.

На выполнение заданий игроки получают по 5 минут, нападающие — 7-10 минут. Проверка заданий осуществляется в следующем порядке: сначала свое задание представляют полузащитники, затем защитники, затем вратарь и в последнюю очередь нападающие. Команда забивает гол соперникам, если выполняет задание лучше и грамматически правильно. Если обе команды выполнили задание правильно, то гол не забивается никому.

6) Волшебная картина “Покупки”

В начале урока учитель показывает детям конверт письма от Почтальона Печкина. В конверте находится разрезанная на 6 частей картина с изображением Кота Матроскина. Ученики должны выполнить 6 заданий по теме “Покупки” и собрать картину. После выполнения каждого задания ученик, выполнивший его лучше всех или принимавший самое активное участие, получает право достать из конверта один фрагмент картинки [2].

7) Диспут “Противоположные идеи”

Класс разделяется на 2-3 группы, каждая имеет свой символ или девиз. Две из этих групп занимают противоположные позиции (например, “Брак – это совершенный институт” и “Брак должен быть упразднён”). Третья группа придерживается компромиссной точки зрения (например, “Институт брака нуждается в реформах”). Каждой группе дается набор слов и выражений, необходимых для выражения своей позиции. Внутри групп учащиеся рассматривают различные аспекты проблемы. Затем лидер каждой из групп выражает обобщённый взгляд на вопрос. Участники других групп выражают своё согласие или несогласие с этой позицией, задают вопросы [6].

8) Игры—головоломки по принципу игр “сложи так” (jigsaw)

Соедини текст и изображения. К аудио или печатному тексту подбираются иллюстрации. Можно просить учащихся: а) выстраивать их в логической последовательности, т. е. в соответствии с логикой текста; б) отбирать лишние изображения, не связанные с текстом (при этом важно, чтобы изображение не подходило лишь по отдельным фрагментам, т. е. проверяло точность понимания прочи танного или услышанного текста); в) подобрать изображение, наиболее точно соответствующее содержанию услышанного или прочитанного текста (здесь также важны детали); г) определить описываемое изображение в ряду однотипных изображений (место, пейзаж, памятник истории, здание, портрет, карту, схему, график и т. д.) [8].

9) Урок творчества

Организация урока:

1. Класс делится на 5 групп (формируются по желанию или по усмотрению учителя).

2. Создается жюри, которое совместно с учителем продумывает систему оценок за все виды деятельности.

3. Каждой группе вручается задание:

— первая и вторая группы составляют кроссворд (каждая свой) зашифровав, строго научно или шутливо, термины и явления по данной теме;

— третья и четвертая группы готовят аукцион ( каждая группа свой): игра, в которой ведущий задает играющим по два вопроса, допускающих несколько верных ответов; каждый правильный ответ оценивается баллами;

— пятая группа пишет план— сценарий учебного кинофильма по теме урока. Условие: чтение плана рассчитывается на 3 минуты.

4. Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необходимым (канцелярские принадлежности, учебники, справочная литература, пособия) и краткими инструкциями. Время работы — 10 минут.

5. Смотр творческих работ (в решении кроссвордов, в аукционах участвуют все группы). Все набранные баллы фиксирует жюри.

Баллы, набранные каждым участником группы, суммируются.

6. Анализ, обобщения и выводы. Оценивается результат работы каждой группы. Жюри объявляет группу, набравшую наибольшее количество баллов и места, занятые

другими группами.

Подобные уроки позволяют развить умения, творчески применять полученные знания, воспитывать взаимоответственность.

10) Урок-соревнование

Организация урока:

1. Проверка домашнего задания. Проверка всех необходимых формул.

2. Решение примеров из учебника.

3. Создание ситуации: решаем не только из учебника, составляем сами.

4. Составление примеров (самостоятельно, в парах, в группах). Учитель в это время составляет свои примеры и записывает их на одной части доски.

5. Примеры учеников записываются на другой части доски (примеры участников до начала соревнования закрыты).

6. Организация соревнования: кто быстрее решит: учитель или класс?

7. У доски с учителем соревнуется самый сильный ученик. Весь класс решает вместе с ним примеры, составленные учителем. Учитель одновременно решает примеры учеников.

8. Обсуждение, подведение итогов, выводы. Оценивается правильность решения задач, знание формул, умения применять их для составления примеров и задач.

Применение данного типа нетрадиционного урока позволяет вскрыть слабые стороны в знаниях и вычислительных навыках учащихся, провести урок в игровой форме [5].

На основе вышеприведённого материала автор данной статьи составил план-конспект обобщающего урока по разделу № 1 “It’s a wonderful planet we live on” учебника М.З.Биболетовой и Н.Н.Трубаневой “Enjoy English-8”. Он представлен ниже:

Обобщающий урок по разделу № 1 “It’s a wonderful planet we live on” учебника М.З.Биболетовой и Н.Н.Трубаневой “Enjoy English-8”.
Цели:

1) Образовательные: повторение лексико-грамматического материала раздела  (слова и словосочетания, словообразование, времена группы Past)

2) Воспитательные: развитие организационных (организация работы в группе, распределение обязанностей, консультирование) и коммуникативных навыков (уважительное общение друг с другом и с учителем, умение прислушаться к другой точке зрения, развитие речевого взаимодействия)

3) Развивающие: Развитие интеллектуальных навыков (мышление и самоконтроль), памяти (оперативная и долговременная), внимания (непроизвольное, послепроизвольное)

Оборудование: раздаточный материал

I  Вводная часть - приветствие

- исполнение хором песни “What a wonderful world”

- разделение класса на 3 группы, выбор названия и символа

II Лексический конкурс - 1-я группа: отвечает устно слова учителю, наиболее активные ученики получают наибольшее количество баллов;

- 2-я группа: составляет кроссворд

- 3-я группа: за 5-10 мин. должна описать 3 картинки, пользуясь новыми словами и выражениями

III Конкурс на словообразование Игра “Tic-tac-toe” (см.выше) Ведущий показывает на карточках начало словосочетания, а участники команд называют его продолжение.
IV Грамматический конкурс - 1-я группа: исправляет ошибки в предложениях

- 2-я группа: участники команды выбирают карточки с разными наречиями, составляют по очереди у доски предложения в разных временах

- 3-я группа: читают расположенные в произвольном порядке слова и составляют из них предложения в разных временах

V Соревнование по чтению Каждая группа получает разбитый на произвольные фрагменты текст и собирает его в правильном порядке. Затем к тексту выполняется задание, своё у каждой группы (ответить на вопросы, выполнить тест, подтвердить или опровергнуть утверждения)
VI Творческий конкурс Каждая группа придумывает по плану проект своего собственного национального парка
VII Итог урока Выявление победителей среди команд, оценивание наиболее активных учащихся, анализ ошибок

Проведение подобных уроков показало, что учащимся очень интересна данная форма работы. Они быстро включаются в работу на уроке, испытывают эмоциональный подъём, стараются для достижения общего результата, пытаются задействовать имеющиеся знания или находить нужную информацию в различных источниках (учебник, раздаточные материалы и т.д.), стремятся поддерживать товарищей и помогать друг другу. Таким образом, можно сделать вывод, что применение групповой работы на уроках английского языка полностью оправданно с точки зрения образовательных и воспитательных задач обучения.

Список источников:

  1. Английский язык. 5-6 классы: игровые технологии на уроках / авт.-сост. Т. В. Пукина. - Волгоград: Учитель. 2009.-143 с
  2. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 144 с.
  3. Изучаем английский язык играя. 5-6 классы / авт.-сост. И. В. Голышкина, З. А. Ефанова. - Волгоград: Учитель, 2007.-128 с.
  4. Конышева А. В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. — СПб.: КАРО, Мн.: Издательство "Четыре четверти", 2005. - 208 с.
  5. Кульневич СВ., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок. - Ростов-на-Дону: Издательство “Учитель”, 2001. - 176 с.
  6. Ощепкова Т. В. Tech-Pack collection of up-to-date classroom techniques: учеб.-метод, пособие. — М.: Дрофа, 2005. — 381 с.
  7. Павлова Е.А. Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка. Сайт: urok.1sept.ru/articles/565289
  8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М. : ACT : Астрель, 2008. — 272 с.