Самооценка, самокритика и нравственное совершенствование личности

Разделы: Классное руководство


Формирование моральных качеств личности - важнейшая задача на пути воспитания и гармонического развития человека. Существеннейшая же предпосылка развития этих качеств – формирование активного отношения действующего субъекта к своему нравственному совершенствованию. Человек, - указывал И.П. Павлов, - есть “система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая”. [4] Это пояснение сохраняет полную силу и тогда, когда речь идет о человеке как нравственной личности. Мало того, значение самоорганизации, самостоятельности, саморегуляции, управления своим поведением в этих случаях, т.е. в нравственной сфере, выступает с особой силой.

Но чтобы развить нравственную самостоятельность, вызвать её и дать ей должное направление, в свою очередь надо сформировать ряд умений – компонентов самоорганизации и саморегуляции поведения; способность критического отношения к себе, высокий уровень самопознания и адекватной самооценки, стремление и готовность к формированию у себя положительных сторон личности, преодоления недостатков. Решение не только всего этого комплекса задач, но и каждой из них в отдельности связано, конечно, с немалыми трудностями.

Существенное место среди компонентов каждого действия , а тем более нравственного поступка, занимают, прежде всего, цели и мотивы действий. Как хорошо известно из повседневного опыта, одно и то же (по внешним показателям) действие в зависимости от определяющих его сознательно преследуемых целей и побуждающих мотивов может приобретать различные значения. Поэтому характеристика поведения личности, её нравственных качеств, основанная на внешних особенностях действия , включая и его результативную сторону, в значительной степени формальна. Первостепенное значение имеет содержание целей и мотивов действия, которые могут воплощать в себе или подлинно общественные потребности, или эгоистические побуждения личности.

Цели и мотивы действий могут быть или скрыты от самого действующего субъекта, или хотя и осознанны, но не принимаются им, умышленно вытесняются как якобы вовсе не действовавшие, и при выявлении последствий поступка они могут не осознаваться вовсе, или же в процессе осознания их может происходить своего рода внутренняя борьба между ними – субъект будет стремиться отвергнуть один из них и признать наличие других. Опять - таки и эти случаи в сфере поступков, получающих нравственную оценку, чаще бывают тогда, когда некоторые из последствий совершенного действия заслуживают отрицательной моральной оценки. Весьма часта в таких случаях попытка преуменьшить не только возможность, но и степень значимости отрицательно оцениваемого последствия, причем убедить (даже самого себя) в том, что хотя оценка правильна, т.е. данное следствие действительно заслуживает отрицательного отношения к себе, однако само оно существенного значения не имеет и потому на общую оценку поступка в целом серьёзного влияние не оказывает.

Существенное место в самопознании занимает и осознание способов выполнения действий, поскольку и они могут быть объектом оценки не только с точки зрения их успешности и целесообразности, но и с точки зрения их моральной ценности.

“Чем бы человек не обладал на земле: прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, но он всё – таки не доволен, если не пользуется почетом у людей”. Слова эти принадлежат жившему в XVII веке французскому мыслителю Паскалю.

Мы, пытаясь оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши мысли и поступки окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим знать свою человеческую цену.

Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, или неадекватной.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, мы говорим, что у него самооценка пониженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, личностные качества, наружность, характерной для него является повышенная самооценка. Нелегко жить неуверенным в себе, робким, трудно жить и высокомерным.

Активность, бодрость, находчивость, чувство юмора, общительность, присущие детям с адекватной самооценкой, высоко ценятся уже детьми младшего школьного возраста. И наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, присущие детям с заниженной самооценкой, а также высокомерие, снобизм, бестактность, характерные для детей с повышенной самооценкой, отрицательно воспринимаются этими же учениками.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она ещё только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – одна из основных компонентов самооценки.

Познанием всех названных компонентов действия не ограничиваются предпосылки оценки поступка, тем более его моральной оценки. Для последней требуется еще и наличие того, с чем нужно сравнивать оцениваемое действие: определённого эталона действия, положительного образца, четкого критерия определения моральной зависимости поступка, его положительных сторон и недостатков.

Необходимо знать проявление тех или иных моральных качеств: о наличии какого качества свидетельствует то или иное действие, как трактовать его. Нельзя не учитывать возможность ошибок в решении этой задачи, ложное истолкование действий, оценку их как проявление не того качества, выражением которого они в действительности являются. Достаточно вспомнить, как ошибочно трактуется проявления упрямства, рассматриваемые как показатель настойчивости, в от время как между этими двумя чертами личности имеется определенное различие: первая из них является отрицательной чертой личности, вторая же подлежит положительной оценке. Аналогичное можно сказать, например, об осторожности, с одной стороны, и трусости, с другой, ор смелости и легкомыслии, о скупости и бережливости.

Сложность самооценки, наличие в ней ряда компонентов, каждый из которых в какой-то мере независим от других, обусловливает существенные индивидуальные различия в самооценке. У каждого человека самооценка характеризуется определенным своеобразием. В зависимости от содержания ценностных ориентаций, взглядов, вкусов, интересов у каждого человека складывается тот эталон, с которым он сравнивает затем сложившийся у него в результате самопознания своего “я”, своей личности. Естественно, что такие эталоны могут быть и фактически бывают различны, а это служит одной из причин индивидуальных различий в самом содержании самооценки.

Вряд ли нужно много говорить о тех опасностях, которые таит в себе недостаточное развитие у человека умение критически отнестись к своим поступкам, к присущим ему качествам личности, как в тех случаях, когда он сам оценивает себя, так и тогда, когда его критикуют другие. Если человек способен трезво взглянуть на допущенные им ошибки и принять меры к их устранению, значит ему можно доверять и малое , и большое дело. Но если человек реагирует на критику с позиций защиты “чести мундира”, если он не может побороть в себе раздражение и недовольство критикой, то тут возникает опасность проявления еще худших недостатков.

Наряду с индивидуальными существуют еще и возрастные различия между самооценками, определяющиеся, конечно, не возрастом самим по себе, т.е. периодом созревания, а условиями жизни и деятельности, играющими ведущую роль в развитии личности, всех её сторон, и нравственной сферы в особенности. Взрослый человек, даже если он и не руководствуется в каком-то действии или роде деятельности моральной оценкой, однако обладает моральным сознанием, которое делает его в той или иной степени восприимчивым к моральному влиянию со стороны общества.

Одна из кардинальных проблем в изучении самооценки – пути формирования умения правильно оценивать себя, а это означает развитие в должном направлении всех необходимых предпосылок адекватных самооценок, равно как и самого процесса оценки. Поскольку предпосылки адекватности самооценки различны
, естественно различными будут и пути их формирования, равно как и конкретные методики развития самого процесса оценки разных качеств личности, разных видов поступков. Разработка этих путей с учётом специфики каждого объекта формирования – одна из важнейших задач, подлежащих решению с целью успешного развития активного отношения человека к своему нравственному совершенствованию. При всей специфичности каждого из этих путей одно положение, относящееся ко всем им, носящее общий характер, все же может быть выдвинуто, а именно: значение , которое имеет при формировании самооценок любых качеств личности, любых поступков познание нравственных качеств других людей и их поведения и сопоставление с ними своих действий, своей личности. Значимость этого со всей определенностью отмечена К. Марксом, указавшим, что “…человек сначала смотрится , как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к самому себе как к человек”.

Урок человекознания “Умей оценить себя”

Цель урока.

  • Учить ребят давать справедливую оценку нравственным поступкам своих товарищей и своим собственным.
  • Формировать у учащихся умение адекватно оценивать себя.

Оформление урока

Девиз “Умей оценить себя” записан на доске. Пословицы, народная мудрость записаны на плакатах.

Список качеств личности человека: общительность, бодрость, бестактность, мнительность, чувство юмора, находчивость, пассивность, обидчивость, активность, высокомерие, доброта и другие записаны могут быть записаны на одной из страниц интерактивной доски или на листе ватмана и закрыт.

Объяснение трудного слова “мотивы” (запись на доске). Мотивы – это внутренние причины, побуждающие человека к действию.

На партах листы бумаги и ручки.

Ситуации, подобранные из пособия Натанзона “Психологический анализ поступков и способы педагогического воздействия на личность”. Практикум по психологии, Л., 1982, ч.2

ХОД УРОКА

1. Вступительная беседа. ( Что такое урок человекознания? Зачем, надо ли? Как вы понимаете девиз сегодняшнего урока? Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь?)

2. Психологическая ситуация – в класс пришла новенькая.

В класс приглашается недавно прибывшая ученица, которую никто не знает или мало знакомы.

Классу предлагаются вопросы:

а) Оцените, что за человек пришёл к вам в класс.

б) Понравился ли он вам и чем?

в) Внутренние или внешние признаки вы назвали?

г) Что нужно для того, чтобы глубже узнать человека?

3. Беседа “Самооценка и оценка”

(Демонстрируется плакат с качествами личности)

Какие качества личности присущи людям с правильной самооценкой, с неправильной?

Какие качества принадлежат людям с заниженной самооценкой?

Дополните этот список (дописываем на доске).

4. Задание. На чистых листах каждый учащийся записывает качества, присущие людям с разными самооценками в три столбца. (Выполнение заданий, сбор анкет и их обработка)

5. Беседы по ситуациям.

6. Анализ анкет.

7. Обсуждение ситуаций, воспитывающих справедливость, скромность, помогающих правильно оценить человека. Объяснение структуры поступка: мотивы, действия, цель.

8. Составление коллективных характеристик на своих товарищей (на листах записывают качества товарищей и дают им оценку).

9. Чтение составленных характеристик без указания фамилии, беседа (Кому присущи эти качества? Что бы вы посоветовали своим товарищам, всему классу? Какие недостатки следует изжить?)

10. Обобщающая беседа.

11. Вывод урока (совместно с учащимися).

Литература.

  1. А.С. Байрамов “Самооценка, самокритика и нравственное совершенствование личности” Журнал “Вопросы психологии” №5, 1979г.
  2. Г.Гумницкий “Нравственный поступок и его оценка”. “Знание”-№10, 1978г.
  3. А.И. Липкина “Самооценка школьника”. “Знание”-№12, 1976г.
  4. И.П.Павлов . ПСС, II издание, III т., Л., 1951г.