Урок закрепления, обобщения.
- Цели урока:
- Совершенствовать навыки чтения; прививать любовь к чтению;
- Прививать навыки культуры общения с природой;
- Учить любить природу, наблюдать за изменениями в растительном и животном мире весною;
- Учить работать с книгою, текстами, выразительному чтению по ролям и наизусть, пересказу произведений;
- Учить моделированию, определению жанра, автора, темы произведения; работать с рабочей тетрадью;
- Развивать творческое воображение, конструированию с использованием ИКТ;
- Воспитывать чувство уважения к «братьям меньшим», заботы о них;
- Учить слушать музыку, учить мелодекламации.
Оборудование урока: Презентация: «Учимся уму-разуму», ПК, экран, проектор, учебники «Литературное чтение» и рабочие тетради Л.А. Ефросининой, фрагменты игровой анимационной программы «Тайны времени и пространства» / нарисуй картину весны, «Дед Мазай и зайцы»/ музыка «Март» – «Времена года», 10 - the kingdom of sweets П.И. Чайковского.
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Вступительная беседа. «Учимся уму-разуму»
– Первая учебная книга «Азбука» передала эстафету новому учебнику «Литературное чтение», которая продолжает нас учить уму – разуму. /слайд 1, 2/
III. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в страну знаний, путешествовать по страницам наших любимых произведений.
– Кто пишет книги для детей? Каких писателей вы знаете? О чем они пишут в своих произведениях? (О природе, животных, людях и их взаимоотношениях.)
IV. Работа с текстами учебника.
/слайд 3/
– Наступила долгожданная весна. Отгадайте как называются весенние месяцы? ( М. А. М.)-Правильно, май, апрель, май.
– Пробуждается природа ото сна. Послушайте строчки из стихотворения А. Барто
– «Весна, весна на улице,
Весенние гудки,
Как птицы заливаются
Трамвайные звонки…»
– Это в городе, а в лесу? Давайте прислушаемся, что можно услышать …? ( Конечно же, звуки леса!)
– Физ. минутка: «Ветер дует нам в лицо…»
– Чтение наизусть отрывка из рассказа «Русский лес» И. Соколов-Микитов. (Читают уч-ся)
Работа в рабочей тетради. (стр. 21)
– Учимся у природы. Отгадай кроссворд.
/слайд 4/
– Итак отправляемся в путешествие по весенним полям и лесам.
(Звучит музыка «Март» – «Времена года» П.И. Чайковского.) /слайд 5/
– План путешествия: на станции «Читай-ка нам надо почитать, потом в село « Загадкино» – загадку отгадать. А дальше на поляну- пословицу собрать, и слушаем природу… На поляне отдохнем и опять гулять пойдем! (Путешествуем по станциям)
- Станция «Читай-ка»
- «Словарик»
- «На реке» ( Слушание.)
- «Собери пословицу»
- «На полянке» (Отгадай загадки.)
- «Мы у природы в гостях»
- «Давайте дружить»
– Чтение М. Пришвин «Лесная капель»
– Как разговаривают деревья? Прочитай.
– Пересказ.
V. Работа со словарем.
– Какие явления природы бывают только весной?
– Заглянем в словарик. /слайд 7,8/
(Раскрываются понятия «ледоход», «капель», «валежник», «половодье»)
– Чтение наизусть стихотворений Э. Мошковская «Лед тронулся», С. Маршак «Апрель»
/слайд 6 /
– Вставка «Игры и задачи.» Нарисуй картину весны. (диск)
Весенний воздух свеж и чист,
Вот зеленеет первый лист,
Видна в проталинах земля,
Вокруг ручьи бегут звеня!
– Интерактивная игра, «Дед Мазай и зайцы» слушай и действуй.
VI. Пословица не даром молвится. Учит житейскому уму-разуму.
– Да, вот беда! Рассыпались все слова.
/слайд 9 /
– (Жизнь дана на добрые дела. Век живи, век учись.)
VII. Чему можно научиться у природы?
– На поляне вырос лес полон сказочных чудес.
– Отгадайте загадки!
/слайды 10-12/
(Медведь, белка, лиса, заяц, ежик и др. Что лишнее? Как назвать одним словом?)
Физ. минутка:
– Все в природе мы назвали по порядку
– и начнем веселую – физзарядку
Мелкие шажки 1- 2- 3.
Легкие прыжки 1- 2 -3.
Вот и вся зарядка 1- 2 -3.
Мягкая посадка 1- 2 – 3.
– Послушайте разговор деревьев, о каком животном они говорят?
– Елка помнишь,
Под травой
Жил в норе приятель твой.
Он гулял в иголках, как живая елка.
(Ежик.)
– Кто видел ежа? Почему он колючий?
– Инсценировка: «Ежик» Б. Заходер
– Чтение «Убежал» Ю. Могутин.
– Как надо читать произведение? Почему? Чему учит это стихотворение?
VIII. Итог урока.
/слайд 13/
– Вспомним тему урока. «Учимся уму-разуму»
– Чему мы научились? О каких взаимоотношениях человека и природы мы узнали? Как надо вести себя в природе?
– Прочитаем стихотворение «Давайте дружить» И. Мазнин. (Хоровое чтение, чтение наизусть.)
– К чему призывает автор?
– Ваше отношение к просьбе поэта?
– Какое настроение было у вас сегодня на уроке?
– Каким цветом радуги вы бы его обозначили?
– На этом мы заканчиваем наш урок, желаю вам хорошего настроения и правильно вести себя в природе!