Соли серной кислоты

Разделы: Химия


Программа О.С. Габриеляна

На основании знания периодического закона, свойств элементов и веществ, теории строения вещества, продолжить формирование понимания зависимости между строением, свойствами и применением на примере солей серной кислоты.

Класс: 9

Продолжительность: 45 минут

Хронометраж урока:

  1. Организационный этап – 2 мин.
  2. Целеполагание – 2 мин.
  3. Актуализация опорных понятий темы – 3 мин.
  4. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 3 мин.
  5. Усвоение новых знаний – 25 мин.
  6. Закрепление и применение полученных знаний – 5 мин
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия – 3 мин.
  8. Предъявление и обсуждение домашнего задания – 2 мин.

Технологии: исследование

Методы: словесные, наглядные, практические.

Форма организации занятий: самостоятельная работа, эвристическая беседа, групповая работа, лабораторная работа.

Средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал, мультимедийная установка, инструктивные карточки, оборудование для ЛР.

Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебник Габриелян О. С.Химия 9. – М.: Дрофа, 2010.

Габриелян О. С. Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. 2 часа в неделю.

Цель урока-исследования – создать условия для самостоятельной проблемно – поисковой деятельности учащихся, сформировать представление о солях серной кислоты и овладеть способами создания соответствующих знаний.

Цели воспитания: воспитание коллективизма при работе в группах, воспитание экологической культуры при изучении текстов, воспитание бытовой компетентности учащихся при изучении текстов и проведении исследований.
Цели развития: развитие умения делать выводы, умение выявлять существенное, развитие логического мышления при работе с текстами, буклетом, наблюдать за веществами, проводить исследовательские процедуры, развивать познавательный интерес к предмету и процессу познания.
Цели обучения: создать условия для углубления знаний о составе и свойствах солей серной кислоты, для формирования знаний об особых свойствах сульфатов, их практическом значении.

Учебно-познавательные задачи:

  • Направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
  • Направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний.

Учебно-практические задачи:

  • Направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем;
  • Направленные на формирование и оценку навыка коммуникации.

Этапы урока:

  • Мотивационно – ориентировочный этап
  • Операционно – исполнительский этап
  • Рефлексивно – оценочный этап.

Результаты урока:

  • Ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры
  • Достигается аффективная цель-реагирование.

 Содержание урока

Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учеников Мультимедийное сопровождение
Мотивационно – ориентировочный этап

организационный этап 2 минуты

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Подготовка учащихся к работе на занятии Готовность класса к работе  
Актуализация опорных понятий темы 3 минуты

Целеполагание 2 минуты

Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала 3 минуты

Учитель

Давайте вспомним изученный материал с помощью выполнения кроссворда “Подгруппа кислорода”. Приложение №1. Учащиеся решают кроссворд, и заполняется слайд кроссворда.

Учитель

Получилось слово сульфаты – что это химическим языком?

Соли серной кислоты.

Зачем нам необходимо изучать данные соли – посмотрите на коллекцию солей.

Ответы детей: практическое значение.

Чтобы понять, как важны соли серной кислоты, посмотрим презентацию о практическом значении сульфатов и послушаем сообщения. Приложение №3 сообщения о применении солей серной кислоты.

Учитель: сульфаты даже помогают летать – демонстрация опыта “Запал Кибальчича”.

Записывается тема урока: “Соли серной кислоты”.

Что мы должны узнать для создания портрета солей серной кислоты, которые так важны для жизни человека?

Ответы обучающихся: строение, получение, свойства.

Запись на доске ответов.

  • Состав.
  • Строение.
  • Физические свойства.
  • Получение.
  • Применение.
  • Химические свойства
Самостоятельная постановка цели способствует принятию и положительной мотивации на работе. Такой прием помогает актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данному вопросу, способствует пробуждению интереса к изучаемой теме, мотивации к познавательной деятельности и активной работе.

“Яркое” пятно – решение кроссворда и формулировка темы.

Сообщения о практическом применении обеспечивают интерес.

Обеспечение восприятия, осмысление знаний.

Ученики сами формулируют тему, цели, планируют свою деятельность, убеждаются в ее необходимости; принимают учебную задачу. Приложение №2 презентация.

Слайд №1

 

 

Слайд №2-8 презентации

 

 

 

Слайд №9 презентации

Операционно-исполнительский этап

Усвоение новых знаний 25 минут

Учитель

Обратите внимание – что из предложенного Вами плана уже раскрыто? Применение сульфатов. Запись на доске напротив применения нескольких названий, которые вспомнят дети.

Состав и строение сульфатов можно раскрыть, опираясь на состав и строение какого соединения серы?

Серной кислоты.

Чем отличается состав солей?

Металл вместо водорода. Запись.

Степень окисления серы и валентность совпадают?

Да. Запись.

Какое отличие Вы замечаете?

Химическая связь – ионная, кристаллическая решетка тоже ионная, значит, следует ожидать физические свойства: твердые, растворимые в воде, растворы проводят ток. Перечисляемые гипотезы физических свойств вывешиваются на доске на магниты, не записывая пока в тетрадь (заранее вывести предполагаемые ответы – приложение №4).

Учитель

Вы выдвинули гипотезы о физических свойствах – проверим, как?

Правильно, с помощью эксперимента.

Инструкция по ТБ.

Работа со стеклом, огнем, запах веществ, работа с концентрированной кислотой и первая помощь при ожоге, работа в группе.

В парах проводим исследование предложенных солей на растворимость.

Беседа по результатам – не все сульфаты растворимы, уметь пользоваться таблицей растворимости.

Учитель

Ребята, какие Вы предложите химические свойства солей серной кислоты?

Гипотезы:

Качественная реакция

С+С(соль)

С+М(металл)

С+К(кислота)

С+Щ(щелочь)

С+Н2О(гидролиз)

Проверим гипотезы, выдвинутые Вами, экспериментально.

Лабораторное исследование.

Каждая пара проводит качественную реакцию на сульфаты.

Итак, сейчас вы распределяете работу внутри пары и проводите качественную реакцию на сульфаты. Необходимо написать три вида уравнений – молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения. На выполнение вам дается 4 минуты, затем заслушаем отчет о проделанной работе и заполняем план урока.

Не забывайте, если необходима будет помощь при выполнении заданий, можно обратиться к учителю.

После отчета заполнение плана урока.

ЛР и демонстрация позволяют развивать учебно-информационные УДД. Формирование умения составлять таблицы, схемы позволяет развивать учебно-коммуникативные УДД. Активные действия учащихся с заданиями ЛР, демонстрацией, беседа, обсуждение, выводы. Слайд №10 презентации
Учитель

Кроме сульфатов серная кислота как двухосновная дает еще один вид солей – гидросульфаты.

    Слайд №11 презентации
Рефлексивно-оценочный этап

Закрепление и применение полученных знаний 5 минут

Учитель

Семья серы и ее соединений ждет Ваших названий.

Самооценка знаний.

Обеспечение восприятия, обеспечение знаний, анализ Активные действия учащихся при беседе, обсуждение, выводы Слайд №12-13 презентации
Подведение итогов урока

Рефлексия 3 минуты

Учитель

Ребята, по пройденному материалу задайте вопросы друг другу.

Вопрос – ответ.

Придает логическую завершенность работе на уроке.

Вопросу друг другу позволяют развивать учебно-организационные УДД.

Осуществляют рефлексию  
Предъявление и обсуждение домашнего задания 2 минуты

Учитель

Что из плана урока не выполнено?

Получение сульфатов. Это ДЗ, написать как можно больше уравнений получения сульфатов. Параграф учебника 23. Для интересующихся дополнительное задание – вырастить кристаллы сульфатов, на столе у учителя не забудьте инструкцию по выращиванию кристаллов. Приложение №5 инструкция по выращиванию кристаллов.

Спасибо за сотрудничество!

Оценки за сообщения, сбор тетрадей на проверку ЛР.

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника – слова Белинского В.Г.

Если останется время – задача, какая из солей серной кислоты содержит больше элемента серы. Расчет массовой доли элемента в веществе.

    Слайд №14 презентации