Программа О.С. Габриеляна
На основании знания периодического закона, свойств элементов и веществ, теории строения вещества, продолжить формирование понимания зависимости между строением, свойствами и применением на примере солей серной кислоты.
Класс: 9
Продолжительность: 45 минут
Хронометраж урока:
- Организационный этап – 2 мин.
- Целеполагание – 2 мин.
- Актуализация опорных понятий темы – 3 мин.
- Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 3 мин.
- Усвоение новых знаний – 25 мин.
- Закрепление и применение полученных знаний – 5 мин
- Подведение итогов урока. Рефлексия – 3 мин.
- Предъявление и обсуждение домашнего задания – 2 мин.
Технологии: исследование
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма организации занятий: самостоятельная работа, эвристическая беседа, групповая работа, лабораторная работа.
Средства обучения: мультимедийная презентация, раздаточный материал, мультимедийная установка, инструктивные карточки, оборудование для ЛР.
Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Учебник Габриелян О. С.Химия 9. – М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О. С. Программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. 2 часа в неделю.
Цель урока-исследования – создать условия для самостоятельной проблемно – поисковой деятельности учащихся, сформировать представление о солях серной кислоты и овладеть способами создания соответствующих знаний.
Цели воспитания: | воспитание коллективизма при работе в группах, воспитание экологической культуры при изучении текстов, воспитание бытовой компетентности учащихся при изучении текстов и проведении исследований. |
Цели развития: | развитие умения делать выводы, умение выявлять существенное, развитие логического мышления при работе с текстами, буклетом, наблюдать за веществами, проводить исследовательские процедуры, развивать познавательный интерес к предмету и процессу познания. |
Цели обучения: | создать условия для углубления знаний о составе и свойствах солей серной кислоты, для формирования знаний об особых свойствах сульфатов, их практическом значении. |
Учебно-познавательные задачи:
- Направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;
- Направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний.
Учебно-практические задачи:
- Направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем;
- Направленные на формирование и оценку навыка коммуникации.
Этапы урока:
- Мотивационно – ориентировочный этап
- Операционно – исполнительский этап
- Рефлексивно – оценочный этап.
Результаты урока:
- Ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры
- Достигается аффективная цель-реагирование.
Содержание урока
Ход урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников | Мультимедийное сопровождение |
Мотивационно – ориентировочный этап организационный этап 2 минуты Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. |
Подготовка учащихся к работе на занятии | Готовность класса к работе | |
Актуализация опорных понятий темы 3
минуты Целеполагание 2 минуты Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала 3 минуты Учитель Давайте вспомним изученный материал с помощью выполнения кроссворда “Подгруппа кислорода”. Приложение №1. Учащиеся решают кроссворд, и заполняется слайд кроссворда. Учитель Получилось слово сульфаты – что это химическим языком? Соли серной кислоты. Зачем нам необходимо изучать данные соли – посмотрите на коллекцию солей. Ответы детей: практическое значение. Чтобы понять, как важны соли серной кислоты, посмотрим презентацию о практическом значении сульфатов и послушаем сообщения. Приложение №3 сообщения о применении солей серной кислоты. Учитель: сульфаты даже помогают летать – демонстрация опыта “Запал Кибальчича”. Записывается тема урока: “Соли серной кислоты”. Что мы должны узнать для создания портрета солей серной кислоты, которые так важны для жизни человека? Ответы обучающихся: строение, получение, свойства. Запись на доске ответов.
|
Самостоятельная постановка цели
способствует принятию и положительной мотивации
на работе. Такой прием помогает актуализировать
и обобщить имеющиеся у учащихся знания по
данному вопросу, способствует пробуждению
интереса к изучаемой теме, мотивации к
познавательной деятельности и активной работе. “Яркое” пятно – решение кроссворда и формулировка темы. Сообщения о практическом применении обеспечивают интерес. Обеспечение восприятия, осмысление знаний. |
Ученики сами формулируют тему, цели, планируют свою деятельность, убеждаются в ее необходимости; принимают учебную задачу. | Приложение №2 презентация. Слайд №1
Слайд №2-8 презентации
Слайд №9 презентации |
Операционно-исполнительский этап Усвоение новых знаний 25 минут Учитель Обратите внимание – что из предложенного Вами плана уже раскрыто? Применение сульфатов. Запись на доске напротив применения нескольких названий, которые вспомнят дети. Состав и строение сульфатов можно раскрыть, опираясь на состав и строение какого соединения серы? Серной кислоты. Чем отличается состав солей? Металл вместо водорода. Запись. Степень окисления серы и валентность совпадают? Да. Запись. Какое отличие Вы замечаете? Химическая связь – ионная, кристаллическая решетка тоже ионная, значит, следует ожидать физические свойства: твердые, растворимые в воде, растворы проводят ток. Перечисляемые гипотезы физических свойств вывешиваются на доске на магниты, не записывая пока в тетрадь (заранее вывести предполагаемые ответы – приложение №4). Учитель Вы выдвинули гипотезы о физических свойствах – проверим, как? Правильно, с помощью эксперимента. Инструкция по ТБ. Работа со стеклом, огнем, запах веществ, работа с концентрированной кислотой и первая помощь при ожоге, работа в группе. В парах проводим исследование предложенных солей на растворимость. Беседа по результатам – не все сульфаты растворимы, уметь пользоваться таблицей растворимости. Учитель Ребята, какие Вы предложите химические свойства солей серной кислоты? Гипотезы: Качественная реакция С+С(соль) С+М(металл) С+К(кислота) С+Щ(щелочь) С+Н2О(гидролиз) Проверим гипотезы, выдвинутые Вами, экспериментально. Лабораторное исследование. Каждая пара проводит качественную реакцию на сульфаты. Итак, сейчас вы распределяете работу внутри пары и проводите качественную реакцию на сульфаты. Необходимо написать три вида уравнений – молекулярное, полное ионное и сокращенное ионное уравнения. На выполнение вам дается 4 минуты, затем заслушаем отчет о проделанной работе и заполняем план урока. Не забывайте, если необходима будет помощь при выполнении заданий, можно обратиться к учителю. После отчета заполнение плана урока. |
ЛР и демонстрация позволяют развивать учебно-информационные УДД. Формирование умения составлять таблицы, схемы позволяет развивать учебно-коммуникативные УДД. | Активные действия учащихся с заданиями ЛР, демонстрацией, беседа, обсуждение, выводы. | Слайд №10 презентации |
Учитель Кроме сульфатов серная кислота как двухосновная дает еще один вид солей – гидросульфаты. |
Слайд №11 презентации | ||
Рефлексивно-оценочный этап Закрепление и применение полученных знаний 5 минут Учитель Семья серы и ее соединений ждет Ваших названий. Самооценка знаний. |
Обеспечение восприятия, обеспечение знаний, анализ | Активные действия учащихся при беседе, обсуждение, выводы | Слайд №12-13 презентации |
Подведение итогов урока Рефлексия 3 минуты Учитель Ребята, по пройденному материалу задайте вопросы друг другу. Вопрос – ответ. |
Придает логическую завершенность
работе на уроке. Вопросу друг другу позволяют развивать учебно-организационные УДД. |
Осуществляют рефлексию | |
Предъявление и обсуждение домашнего
задания 2 минуты Учитель Что из плана урока не выполнено? Получение сульфатов. Это ДЗ, написать как можно больше уравнений получения сульфатов. Параграф учебника 23. Для интересующихся дополнительное задание – вырастить кристаллы сульфатов, на столе у учителя не забудьте инструкцию по выращиванию кристаллов. Приложение №5 инструкция по выращиванию кристаллов. Спасибо за сотрудничество! Оценки за сообщения, сбор тетрадей на проверку ЛР. Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника – слова Белинского В.Г. Если останется время – задача, какая из солей серной кислоты содержит больше элемента серы. Расчет массовой доли элемента в веществе. |
Слайд №14 презентации |