Цели урока:
а) образовательная
- познакомить с формулировкой и доказательством теоремы синусов;
- выработать у учащегося навыки решения задач с использованием тригонометрических функций;
- развить умение решать треугольники.
б) развивающая:
- развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности;
- развитие устной и письменной речи;
- развитие умений применять полученные знания на практике.
в) воспитательная:
- воспитание самостоятельности, эстетичности;
- воспитание интереса к предмету математики.
Метод урока: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: урок изучения и усвоения нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности – 1 мин.
- Актуализация знаний – 5 мин.
- Проблемная ситуация – 7 мин.
- Изучение нового материала – 10 мин.
- Закрепление изученного материала – 10 мин.
- Самостоятельная работа – 10 мин.
- Рефлексия – 1 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1-й этап. Мотивация к учебной деятельности.
– Здравствуйте, я рада вас видеть.
– Чем мы занимались на прошлом уроке? (мы доказали теорему о площади треугольника)
– Какие задачи вы учились решать? (задачи на вычисление площади треугольника по двум сторонам и углу между ними)
– Сегодня на уроке мы продолжим работать с треугольником и расширим свои знания о нем.
– Я уверена, что на этом уроке мы с вами будем так же дружно и успешно работать, как и на предыдущих занятиях.
– Желаю вам новых открытий и успешных ответов.
2-й этап. Актуализация знаний.
1) Решение домашней задачи № 1020(в), ученик комментирует решение задачи.
S= ½∙14∙7∙sin48°=7∙7∙0,7347=36 (см2)
– Как вы определили значение синуса угла 48 градусов? (пользуясь таблицей Брадиса, с помощью калькулятора...)
2) Доказать теорему о площади треугольника .
3) Домашняя задача № 1021.
(Докажите, что площадь параллелограмма равна произведению двух его смежных сторон на синус угла между ними)
4) Ученик решает задачу из сборника по данной теме.
Дано:
Найти:
Решение:
Правильность решения задачи проверяется.
Фронтальный опрос:
(повторение формул для вычисления площади треугольника).
а) формулы площади треугольника
б) формулы приведения
в) определение sin, cos, tg острых углов прямоугольного треугольника.
Устные упражнения:
Найдите площадь треугольника АВС.
Найдите площадь параллелограмма АВСD.
Найдите высоту параллелограмма АВСD.
3-й этап. Проблемная ситуация.
1) Предлагается решить устно задачу.
Верно ли для прямоугольного треугольника равенство:?
c=c=c
После того, как учащийся убедился, что в прямоугольном треугольнике стороны пропорциональны синусам противолежащих углов, ставится вопрос: «Верно ли это утверждение для любого треугольника?».
Найдите отношения сторон ВС, АВ, АС к синусам противоположных углов.
Учащиеся в группах по 4 человека работают, по окончании работы представители от групп выходят к доске и демонстрируют полученные результаты – отношения равны.
Карточка план – реализации проекта
- Выразите площадь треугольника через синус угла В, затем угла С, затем угла А. Пронумеровать равенства (1), (2), (3).
- Приравняйте 1 и 2 равенства, разделите полученное равенство на (½ВС).
- Запишите полученное равенство и составьте пропорцию: равенство. отношений сторон треугольника к синусам противолежащих углов.
- Аналогично, приравняйте 2 и 3 равенства и проделайте аналогичные шаги.
- Сделайте вывод.
– Найдите отношения сторон ВС, АВ, АС к синусам противоположных углов и докажите, что они равны.
– Чем отличается это задание от предыдущего? (нам нужно доказать, что отношения сторон к синусам противолежащих углов равны)
– Что вам придется доказывать? (равенство отношений)
– Как называется утверждение, которое требуется доказать? (теорема)
– Сформулируйте тему урока. ( Доказать теорему о том, что отношения сторон к синусам противолежащих углов равны)
– В геометрии эта теорема называется теоремой синусов.
Согласованная тема записывается на доске и в тетрадях
«Теорема синусов».
Попробуйте доказать теорему.
На выполнение задания отводится 2 мин.
Давайте обобщим все сказанное и составим план доказательства.
- Выразите площадь треугольника через синус угла В, затем угла С, затем угла А. Пронумеровать равенства (1), (2), (3).
- Приравняйте 1 и 2 равенства, разделите полученное равенство на (½ВС).
- Запишите полученное равенство и составьте пропорцию: равенство отношений сторон треугольника к синусам противолежащих углов.
- Аналогично, приравняйте 2 и 3 равенства и проделайте аналогичные шаги.
- Сделайте вывод.
4-й этап. Объяснение нового материала.
1) Теорема: Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.
Дано: Пусть в AB = c, BC = a, AC = b.
Доказать: .
Доказательство.
По теореме о площади треугольника
Из первых двух равенств получаем значит, аналогично, из второго и третьего равенств следует Итак, . Теорема доказана.
Теорему можно записать и в другом виде:
(Выступление ученика с историческим сообщением по теме)
А где мы можем проверить правильность нашего решения?
Откроем учебники на стр. 256.
Итак, мы доказали теорему синусов.
1) Запишите теорему синусов для треугольников:
ΔМНР:
ΔОКТ:
2) В теореме синусов в том виде, в каком мы ее получили, присутствует недоговоренность: мы узнали, что отношения сторон к синусам противолежащих им углов равны между собой, но чему же именно равны эти отношения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к задаче №1033.
Вывод: если в треугольнике против сторон a, b, c лежат углы α, β, γ соответственно, то .
где R – радиус окружности, описанной около треугольника.
Таким образом, мы получили дополнительное правило отыскания радиуса описанной около треугольника окружности.
5-й этап. Закрепление материала.
Чем вы сейчас будете заниматься? (будем выполнять задание, где используется теорема синусов)
1) Работа с учебником
№1025 а,б.
6-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по вариантам.
На экране эталон решения.
Выяснить у кого какие результаты.
Кто и где допустил ошибку.
1 ВАРИАНТ
Выразите х и у через синусы острых углов.
Решение:
Ответ:
2 ВАРИАНТ
Выразите х и у через синусы острых углов.
Решение:
Ответ: ;
7-й этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какую цель вы ставили перед собой на уроке?
– Вы достигли поставленной цели?
– Что помогало выполнять задание?
– Проанализируйте свою работу на уроке, заполнив карточку.
Карточка для этапа рефлексии.
Ответьте на вопросы:
- Данная тема мне понятна.
- Я хорошо понял теорему синусов.
- Я знаю, как пользоваться теоремой синусов.
- В самостоятельной работе у меня все получилось.
- Я понял теорему, но в самостоятельной работе на уроке допустил ошибки при вычислении ...
- Я доволен своей работой на уроке ..
8-й этап. Домашнее задание.
§98; №1025 (г), №1026.