Цель урока: Формирование у учащихся навыка исследовательской деятельности через изучение деятельности Николая I.
Задачи:
1. Ознакомить с основами исследования;
2. Организовать работу в группах.
3. Рефлексия.
Урок сопровождается презентацией.
Актуализация знаний по вопросам на Слайде 1.
Цель исследования: рассмотреть внутреннюю политику Николая I, сравнить его курс с политическим курсом Александра I.
Задачи:
1. Изучить личность Николая I, его
идеологические взгляды.
2. Рассмотреть основные направления его внутренней политики.
3. Сделать вывод, сравнив его курс с политикой Александра
I.
Методы исследования: изучение текста учебника; изучение текста дополнительных источников.
Объект исследования – деятельность Николая I.
Предмет исследования – внутренняя политика.
Гипотеза – Николай I продолжал политику своего брата Александра I.
Ход урока
Организация работы в группах по 3–4 человека. Ознакомление с клеше “Юный исследователь”. Каждая группа получает задание по тексту параграфа, в соответствии с линиями сравнения в таблице. Заполнение в таблице колонок Александра I идет фронтально с классом, так как тема “Внутренняя политика Александра I” изучена ранее.
Работа в группах (10 минут).
Представление результатов, фиксирование их в таблице (5–7 минут).
Итог: сравнение внутренней политики Николая I и Александра I – подтверждение или опровержение гипотезы.
Сравнение внутренней политики двух императоров.
Линии сравнения. | Александр I. | Николай I. |
Идеологические взгляды. | Либерализм. | Консерватизм. |
Реформа в области государственного управления. | 1802 г. – реформа высших органов власти: Сенат – высший судебный орган, 8 министерств. 1803 г. – реформа народного просвещения. | Расширил полномочия Собственной его
императорского величества канцелярии.
1832 г. – опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах; Увеличение числа чиновников (разрастание бюрократического аппарата); Ограничена роль Государственного совета. |
Укрепление или ограничение самодержавия. | Создание Негласного
комитета с целью ограничения самодержавия. Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам Проект Сперанского – конституционная монархия. Проект Новосильцева – конституционная монархия. |
Изменен порядок
наследования крупных имений; Повышен имущественный ценз для участников выборов дворянских органов самоуправления. С 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян и чиновников. |
Крестьянский вопрос. | 1803 г. – указ о вольных хлебопашцах; отмена крепостного права в Прибалтике; проект Аракчеева об отмене крепостного права (не был осуществлен). | 1837–1841 гг. введение крестьянского
самоуправления (Киселев П.Д., генерал). – государственные крестьяне. Крепостные – запрещена продажа за долги; 1842 г. принят указ “об обязанных крестьянах”; 1847 г. – право выкупа на свободу, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги. |
Выводы:
Учитель задает вопрос, какие выводы вы можете сделать по таблице? ваша гипотеза подтвердилась, исходя из проведенного вами исследования? Ответы учащихся.
Вывод: гипотеза опровергнута. Николай I в отличие от своего брата Александра I вел иную политику, один был консерватором, второй либералом, отсюда разное видение развития государства.
Рефлексия: Ребят, за счет каких видов деятельности нам удалось провести исследование внутренней политики Николая I? (Работа в группах, работа с текстом по клеше, проведение исследования.) С помощью какого приема мы “увидели” политику императоров? Их общее и различие? (С помощью переработки текста в сравнительную таблицу.)