Урок-исследование по теме "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 8

Ключевые слова: Николай I, первая железная дорога


Цель урока: Формирование у учащихся навыка исследовательской деятельности через изучение деятельности Николая I.

Задачи:
1. Ознакомить с основами исследования;
2. Организовать работу в группах.
3. Рефлексия.

Урок сопровождается презентацией.

Актуализация знаний по вопросам на Слайде 1.

Цель исследования: рассмотреть внутреннюю политику Николая I, сравнить его курс с политическим курсом Александра I.

Задачи:
1. Изучить личность Николая I, его идеологические взгляды.
2. Рассмотреть основные направления его внутренней политики.
3. Сделать вывод, сравнив его курс с политикой Александра I.

Методы исследования: изучение текста учебника; изучение текста дополнительных источников.

Объект исследования – деятельность Николая I.

Предмет исследования – внутренняя политика.

Гипотеза – Николай I продолжал политику своего брата Александра I.

Ход урока

Организация работы в группах по 3–4 человека. Ознакомление с клеше “Юный исследователь”. Каждая группа получает задание по тексту параграфа, в соответствии с линиями сравнения в таблице. Заполнение в таблице колонок Александра I идет фронтально с классом, так как тема “Внутренняя политика Александра I” изучена ранее.

Работа в группах (10 минут).

Представление результатов, фиксирование их в таблице (5–7 минут).

Итог: сравнение внутренней политики Николая I и Александра I – подтверждение или опровержение гипотезы.

Сравнение внутренней политики двух императоров.

Линии сравнения. Александр I. Николай I.
Идеологические взгляды. Либерализм. Консерватизм.
Реформа в области государственного управления. 1802 г. – реформа высших органов власти: Сенат – высший судебный орган, 8 министерств. 1803 г. – реформа народного просвещения. Расширил полномочия Собственной его императорского величества канцелярии.

1832 г. – опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах;

Увеличение числа чиновников (разрастание бюрократического аппарата);

Ограничена роль Государственного совета.

Укрепление или ограничение самодержавия. Создание Негласного комитета с целью ограничения самодержавия.

Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам Проект Сперанского – конституционная монархия. Проект Новосильцева – конституционная монархия.

Изменен порядок наследования крупных имений;

Повышен имущественный ценз для участников выборов дворянских органов самоуправления.

С 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян и чиновников.

Крестьянский вопрос. 1803 г. – указ о вольных хлебопашцах; отмена крепостного права в Прибалтике; проект Аракчеева об отмене крепостного права (не был осуществлен). 1837–1841 гг. введение крестьянского самоуправления (Киселев П.Д., генерал). – государственные крестьяне.

Крепостные – запрещена продажа за долги; 1842 г. принят указ “об обязанных крестьянах”; 1847 г. – право выкупа на свободу, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги.

Выводы:

Учитель задает вопрос, какие выводы вы можете сделать по таблице? ваша гипотеза подтвердилась, исходя из проведенного вами исследования? Ответы учащихся.

Вывод: гипотеза опровергнута. Николай I в отличие от своего брата Александра I вел иную политику, один был консерватором, второй либералом, отсюда разное видение развития государства.

Рефлексия: Ребят, за счет каких видов деятельности нам удалось провести исследование внутренней политики Николая I? (Работа в группах, работа с текстом по клеше, проведение исследования.) С помощью какого приема мы “увидели” политику императоров? Их общее и различие? (С помощью переработки текста в сравнительную таблицу.)

Приложение 1. Приложение 2.