Урок-дискуссия по истории России на тему "Последствия нашествия монголо-татар на Русь. Отрицательные последствия и положительные факторы"

Разделы: История и обществознание


Класс – 10.

Время проведения урока-игры – 90 минут.

Цель: определить последствия нашествия монголо-татар на дальнейшее развитие Руси на основе исторических фактов и аргументов, самостоятельно выделенных учащимися.

Задачи:

  • развитие навыков ведения дискуссий и диалогов;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы по поиску дополнительной информации;
  • формирование умений работы в форме интерактивных занятий;
  • стимулирование умений и навыков проявления творчества и креативности у учащихся;
  • развивать навыки применения знаний в нестандартной обстановке.

Опережающее задание:

  1. Распределение ролей.
  2. Поиск дополнительной информации по заданной теме.
  3. Распределение ролей по желанию учащихся.

Ожидаемые результаты:

– повышение качества знаний учащихся через проведение нетрадиционных занятий;
– повышение интереса к изучению деятельности исторических событий и личностей;
– проявление индивидуальных способностей учащихся.

Роли:

  1. Группа учащихся № 1, определяющая отрицательное воздействие монголо-татарского ига на развитие Руси.
  2. Группа учащихся № 2, определяющая положительное воздействие монголо-татарского ига на развитие Руси.
  3. Группа историков экспертов № 3.

Оборудование:

– Оформление доски: тема урока, цели, листы для обобщения, критерии оценивания работы групп.
– Мультимедийная установка для электронной презентации.

В классе расставлены столы, стулья напротив друг друга, в середине стол для экспертов (учителя школы). Эксперты работают по таблице оценивания работы групп (см. Приложение).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. – 3 минуты.

2. Эл. презентация по теме – 10 минуты.

Слово предоставляется группе № 1 с аргументами об отрицательных последствиях монголо-татарского ига для Руси – 10 минуты.

Далее выступает № 2 с аргументами о положительных последствиях монголо-татарского ига для Руси – 10 минуты.

Обсуждение представленного материала групп №1 и №2 (с вопросами оппонентам) – 20 минуты.

Слово экспертов – 7 минут.

3. Закрепление изученного материала 7 минут.

3.1. После процедуры “слушаний”, учитель СОВМЕСТНО с учащимися на доске составляют таблицу (кластер) по выделению аргументов по выдвинутой проблеме – 5 минут.

Последствие монголо-татарского нашествия для Руси.

Негативные последствия. Положительные факторы.
Разграбление русских городов и населенных пунктов. Уважительно относились к православной церкви.
Были разрушены связи с Византией. Произошло кровосмешение.
Огромное количество человеческих жертв. Переняли некоторые культурные достижения в национальной культуре.
Население уводилось в полон, плен. Создавались летописи и былины – культурная преемственность.
Русь значительно замедлило свое развитие, на несколько десятков лет отброшено назад. Повлияло на укрепление русских войск, дружины.
“Консервирование” товаро-денежных отношений. Укрепило силу духа и русский характер.
Проводились постоянные погромы, разгромы, поджоги, была постоянная угроза нападения. Ускорило процесс объединения Руси.
Был нанесен серьезный удар по культурным ценностям, наследие русской культуры. Обогащение русского языка – пополнение новыми словами.
Производились постоянные поборы, русские княжества платили огромные размеры дани. Возвышение Московского княжества.
Сокращение численности населения страны.  
Д О Б А В И Т Ь (учащиеся). Д О Б А В И Т Ь (учащиеся).

После заполнения таблицы и прослушивания всех аргументов в пользу обвинительного или оправдательного приговора, “ПОБЕДИВШАЯ” КОМАНДА (СТОРОНА) получает оценку “5” (пять).

Выполнение тестовых заданий15 минут.

Тест для закрепления изученного материала.

Вариант 1.

1. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 г.?

А. Мамай
Б. Батый
В. Чингисхан
Г. Тохтамыш

2. Какой город монголо-татары назвали “Злым городом”?

А. Торжок
Б. Рязань
В. Козельск
Г. Владимир

3. Основная задача баскаков на Руси:

А. сбор дани
Б. управление русскими княжествами
В. распространение ислама на Руси
Г. развитие торговых связей

4. От налогов монголо-татары на Руси освободили:

А. дворянство
Б. купечество
В. холопов
Г. духовенство

5. Сбор дани переходит к русским князям с:

А. 1327 г.
Б. 1374 г.
В. 1380 г.
Г. 1241 г.

6. В каком году князь Дмитрий прекращает выплату дани?

А. 1374 г.
Б. 1382 г.
В. 1478 г.
Г. 1327 г.

7. Битва на реке Воже произошла в:

А. 1380 г.
Б. 1377 г.
В. 1378 г.
Г. 1365 г.

8. Войско Мамая прекратило своё существование на реке:

А. Пьянее
Б. Дон
В. Вожже
Г. Угре

9. Освобождение Руси от монголо-тататарского ига произошло при князе:

А. Иване III
Б. Дмитрии Донском
В. Иване Даниловиче
Г. Александре Невском

10. Что получил московский князь от хана Узбека в награду за подавление восстания в Твери?

А. Тверь и Новгород
Б. Можайск и Коломну
В. Можайск и Переяславль
Г. Новгород и Кострому

11. Кому Русь выплачивала дань как преемнику Золотой Орды со 2-ой четверти XV в.?

А. Казанскому ханству
Б. Большой Орде
В. Ногайской Орде
Г. Крымскому ханству

12. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

А. половцы
Б. печенеги
В. византийцы
Г. гунны

13. Какой хан возглавил монголо-татарское войско во время “стояния” на реке Угре?

А. Узбек
Б. Мамай
В. Ахмед
Г. Тохтамыш

14. Куликовская битва произошла:

А. 8 октября 1380 г.
Б. 8 сентября 1380 г.
В. 8 сентября 1480 г.
Г. 26 августа 1380 г.

==============================================================================

Вариант 2.

1. Какой хан возглавил войско монголо-татар в Куликовской битве?

А. Узбек
Б. Батый
В. Мамай
Г. Чингисхан

2. Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске?

А. Новгород
Б. Смоленск
В. Чернигов
Г. Москва

3. Ям – это:

А. подать с плуга
Б. сбор для поддержания почтовой службы
В. сбор для поддержания войска
Г. подать с земельного надела

4. Монголо-татары начали перепись населения Руси с:

А. Новгородской земли
Б. Киевского княжества
В. Суздальского
Г. Рязанского

5. Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества Руси начинается в:

А. 1237 г.
Б. 1241 г.
В. 1223 г.
Г. 1239 г.

6. В каком году Иван III прекращает выплату дани ордынцам?

А. 1478 г.
Б. 1374 г.
В. 1480 г.
Г. 1327 г.

7. “Стояние” на реке Угре было в:

А. 1380 г.
Б. 1237 г.
В. 1480 г.
Г. 1378 г.

8 Серьёзные столкновения монголо-татар с русскими войсками (в первый раз в пользу Руси, во второй – в пользу монголо-татар) состоялись на реке:

А. Непрядва
Б. Пьяна
В. Вожжа
Г. Угра

9. Митрополичья кафедра из города Владимира в Москву переехала при князе:

А. Иване Даниловиче
Б. Дмитрии Донском
В. Иване III
Г. Данииле Александровиче

10. Какой монголо-татарский хан в 1382 г. захватил и сжёг Москву?

А. Мамай
Б. Узбек
В. Ахмед
Г. Тохтамыш

11. Что послужило сигналом к началу сражения в Куликовской битве?

А. выстрел
Б. звуковой сигнал
В. поединок

12. Последний монголо-татарский хан, пытавшийся покорить Русь:

А. Ахмед
Б. Мамай
В. Тохтамыш
Г. Бегич

13. Битва на реке Калке произошла:

А. 31 мая 1322 г.
Б. 8 сентября 1237 г.
В. 1 сентября 1322 г.
Г. 1 мая 1223 г.

14. Из какого города в Москву переехала митрополичья кафедра?

А. Тверь
Б. Новгород
В. Владимир
Г. Рязань

Ответы по тесту.

ВАРИАНТ 1 – 1-В, 2-В, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-Б, 7-В, 8-Г, 9-Б, 10-А, 11-В, 12-Б, 13-Б, 14-Б

ВАРИАНТ 2 – 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Б, 5-А, 6-А, 7-В, 8-В, 9-А, 10-Г, 11-В, 12-В, 13-Г, 14-В

Заключительное слово учителя, выражение мнений учащихся о проведённом занятии2 минуты.

Рефлексия.

Проверка задания:
В ходе проверки ученики критически оценивают свои знания, пополняют их и ставят перед собой задачи дальнейшего познания изучаемого вопроса.
1. В чем вы были правы? Или какие факты вами были названы правильно?
2. Какие вы сделали ошибки?
3. Какие сведения были для вас новыми?
4. Что в тексте вызвало у вас вопрос, непонимание, желание узнать больше?
5. Какими фактами, известными вам из других источников, вы бы дополнили предложенный текст?
6. Какой вывод можно сделать на основании анализа изучаемого вопроса?

Приложение № 1.

Критерии оценивания работы групп/баллы 1 группа

(отрицательные последствия)

2 группа

(положительные последствия)

Примечание
Представление убедительных аргументов совей позиции – 2 балла.      
Знание исторических фактов – 2 балла.      
Знание хронологии – 2 балла.      
Знание исторических терминов по теме – 2 балла.      
Красноречие – 2 балла.      
Самостоятельность мышления – 2 балла.      
Умение обобщать и делать выводы – 2 балла.      
Творческий подход – 2 балла.      
Активность, эмоциональность – 2 балла.      
Дисциплина – 1 балла.      
ИТОГО баллов.