Сказка учит жить, а иначе, зачем же наши предки тратили драгоценное время на них. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы. Это уникальная возможность пережить, “проиграть” жизненные ситуации ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому, пофантазировать. Через сказку ребенок может развить свои интеллектуальные, творческие способности понять законы мира, в котором он родился и живет.
Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда ведется речь об изучении дошкольниками математики, то имеем в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности (“Два жадных медвежонка”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик - семицветик” и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения в повседневной окружающей жизни, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. И сказка представляет собой особый род реальности, способной конструировать жизненные смыслы на эмоциональном и ценностном уровне. Использование сказки дает возможность приобретение опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности.
Актуальность.
Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В предлагаемых разработках непосредственно образовательной деятельности сделаны акценты на то, как педагог может помочь ребенку усвоить математический материал, реализовать творческие возможности в познании окружающего в более интересной и увлекательной форме, с использованием таких методов, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. Весь материал программы основан на включение сюжетов сказок в организацию воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.
Такая организация непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности детей способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, происходит отход от застывших школьно-урочных форм обучения и поиск разнообразных вариантов организации воспитательно-образовательного процесса, что способствует созданию устойчивой положительной мотивации у дошкольников к изучению математики.
Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живёт в мире сказочных образов. И, возможности влияния сказочных сюжетов на процесс воспитания и обучения в дошкольном детстве сейчас наиболее актуальны, так как сказка способствует органичному вхождению ребенка в мир математики.
Новизна программы
Инновационная направленность:
- использование новых форм работы педагога по формированию элементарных математических представлений посредством сказки: различными методами моделирования сказки (сериационный, пространственный, мнемотехнику, через математические понятия - форма, величина, использование условной мерки и др.),
- использование детьми своего жизненного опыта в придумывании сказок.
Творческая направленность: разработка формулы успеха, состоящей из 4-х этапов:
1) помощь ребенку в осознании, зачем ему нужно это делать;
2) обучение в увлекательной игровой форме;
3) мотивация к самостоятельному выполнению;
4) включение фольклора в процесс воспитания и обучения (непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность).
Взаимопроникновение: интеграция познавательной, коммуникативной, игровой деятельности.
Полезность: одновременное развитие интеллектуальных способностей детей, получение ими знаний об окружающем мире, приобщение к социально-нравственной действительности.
Универсальность: возможное использование данной программы, как педагогами в процессе воспитания и обучения детей, так и родителями в повседневной жизни.
Целевые ориентации:
1) Формирование потребности в приобретении знаний в области математики: “Хочу быть умным”.
2) Приобретение нравственных качеств: “Я знаю, как поступить”.
3) Воспитание уверенности в собственных знаниях: “Я справлюсь с любой задачей”.
Практическая значимость
Представленная программа апробирована в практической деятельности и может быть рекомендована для внедрения в воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях различного вида.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных планов взаимодействия с участниками воспитательно-образовательного процесса, конспектов непосредственно образовательной деятельности, пособий, игр, дидактических материалов, консультативных и методических рекомендаций в работе воспитателей дошкольных учреждений города и родителей.
Программа обеспечивает ДОУ методическими разработками по формированию у дошкольников элементарных математических представлений посредством сказки.
Принципы построения программы
- Принцип развития отражает четкое влияние поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и соответствующей воспитательно-образовательной работы.
- Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
- Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Принцип непрерывности заключается в формировании у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Принцип системного подхода. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования математических представлений и нравственных чувств ребенка в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Принцип стимулирования активности, способствующей обеспечению практического применения полученных знаний.
Ожидаемые результаты
- При реализации программы формирования элементарных математических представлений посредством сказки будут достигнуты следующие результаты:
- Повысится интерес дошкольников к изучению математики, дети будут активно использовать математические понятия в познавательно – речевой, творческой и игровой деятельности, в повседневной жизни.
- Сформируется активное отношение дошкольников к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель, основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
- Повысится уровень математических способностей старших дошкольников – будущих первоклассников.
- Будет сформирована общая готовность к дальнейшему успешному обучению в школе.
- Будут созданы условия для усвоения дошкольниками элементарных математических представлений, обеспечивающие успешное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Повысится компетентность родителей в вопросах математического развития детей посредством сказок.
- Повысится уровень практических знаний и умений педагогов по применению сказок в формировании элементарных математических представлений детей.
Средства реализации программы
Непосредственно образовательная деятельность программы “Учимся со сказкой” включена в реализацию задач образовательной области “Познание” раздел “Формирование элементарных математических представлений” примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования “От рождения до школы” и проводятся 4 раза в месяц по перспективно-тематическому плану.
Темы программы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Организация предметно - развивающей среды в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (требования к учебно-материальному обеспечению п.3), способствующей математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями предполагает системное и планомерное взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса родитель-ребенок-педагог.
Педагогическое обследование по разделу “Формирование элементарных математических представлений”, разработано авторами примерной основной общеобразовательной программы “От рождения до школы”.
Перспектива развития программы
В дальнейшем идея воспитания и развития посредством сказки будет развиваться, реализовываться, обновляться и пополняться наработками опыта по разным образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования (“Коммуникация”, “Социализация”).
Основные направления работы по формированию у дошкольников элементарных математических представлений посредством сказки
Эффективность результатов по формированию у дошкольников элементарных математических представлений достигается при взаимодействии всех участников педагогического процесса (дети, родители, педагоги) по реализации программы “Учимся со сказкой”. Для реализации задач и содержания программы определены направления работы и функции взаимодействия в области формирования элементарных математических представлений.
Дети
- Выявление уровня достижения в усвоении элементарных математических представлений.
- Составление перспективного плана работы по формированию элементарных математических представлений посредством сказки (Таблица 1).
- Организация форм обучения во взаимодействии с другими видами деятельности (игра, прогулка, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей).
- Привлечение детей к совместной деятельности с взрослыми.
- Проведение праздников, развлечений, досугов.
Педагоги
- Разработка совместного перспективного плана работы педагогов и родителей (Таблица 2).
- Проведение консультаций, мастер-классов по расширению и обогащению теоретических знаний и практических умений педагогов в организации работы с детьми по формированию элементарных математических представлений посредством сказки.
- Организация выставок дидактических игр и пособий по вопросам математического развития детей посредством сказки.
- Показ открытых мероприятий.
Родители
Организация консультативной деятельности и разработка рекомендаций по повышению компетентности родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений с использование персонажей сказок.
Оказание помощи родителями в изготовлении и оформлении дидактических, настольно-печатных игр, пособий для формирования элементарных математических представлений посредствам сказки и обогащения предметно-развивающей среды группы.
Показ открытых мероприятий, проведение родительских собраний.
Привлечение родителей к организации и участию в досугах и праздничных мероприятиях.
Анкетирование родителей с целью изучения мнения о формировании элементарных математических представлений с использованием сказочных персонажей.
Основные принципы организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений посредством сказки
Принцип психологической комфортности
Это, прежде всего, создание условий, в которых дети чувствуют себя “как дома”, снятие стрессообразующих факторов, ориентация дошкольников на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от процесса познания.
Принцип вариативности
Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор – от товаров и услуг до друзей и жизненного пути. Данный принцип предполагает развитие у детей “вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи”. Принцип дает свободу творчества и самому педагогу, помогает ему находить бесконечное множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
Принцип минимакса
Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом. Так, один ребенок ограничится минимумом, а другой – возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, то есть дети сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.
Принцип интегративности
Принцип интегративности всех процессов образовательного пространства – обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, детской и взрослой субкультуры, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства. Этот принцип предполагает совместную и созидательную деятельность педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и продуктов культуры, специально организованной и свободной деятельности ребенка.
Принцип системности
Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания, в неразрывной последовательности так, чтобы все знания и умения, полученные детьми в процессе работы, закреплялись в регулярной и систематической дальнейшей деятельности.
Принцип доступности
Предполагает учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала к возрасту.
Принцип наглядности
Заключается в учете особенностей мышления дошкольников.
Принцип дифференциации
Предполагает учет возрастных особенностей; создание благоприятной среды для усвоения содержания образовательной области “Познание” раздела “Формирование элементарных математических представлений” каждым ребенком.
Принцип гуманизации
Представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и детей, предполагающую установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально-эмоционального здоровья.
Принцип ценности личности и её уникальности
Заключается в признании самоценности личности каждого ребенка, неповторимой индивидуальности, способности детей и, соответственно, необходимости построения воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на максимальную реализацию этой индивидуальности.
Результаты внедрения программы “Учимся со сказкой” позволяют сделать вывод о том, что данный курс, ориентированный на формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки призван помочь педагогам и родителям в организации работы по интеллектуальному развитию, подготовке детей к школе и по формированию у них устойчивой положительной мотивации к изучению математики.
Список литературы
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Изд. 2-е, переработанное – СПб: Акцидент, 1996 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М. 1987 г.
- Школа 2100. Программа подготовки дошкольников по математике. Л.Г.Петерсон.
- Раз – ступенька, два – ступенька... Часть 1 и 2. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Баласс. – 1998 г.
- Математика до школы. А.А.Смоленцова, О.В.Пустовайт. СПб: Акцидент – 1998 г.
- Логическая азбука для детей 4 – 5 лет. В.Г.Гоголева. СПб: Детство – Пресс – 1998 г.
- Математика для малышей. Тетрадь №1, тетрадь №2, тетрадь №3. Е.П.Бененсон, Е.В.Вольнова. М: 1994 г.
- Математика для малышей. А.Н.Харченко. Краснодар: 1995 г.
- Праздник числа. В.В.Волина. М: 1993 г.
- Веселая арифметика. В.В.Волина. Екатеринбург: 1999 г.
- И учеба, и игра: математика. Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина. Ярославль: 1997 г.
- Детям о времени. Т.И.Тарабанина. Ярославль: 1996 г.
- Путешествие Бима и Бома в страну Математику. Т. Ахутина, Н. Пылаева, Н. Монелис, Т. Хотылева. М: 1999 г.
- Обучение с увлечением. С.И.Агеева. М: 1991 г.
- Математика – это интересно. Рабочая тетрадь 5 – 6 лет. Рабочая тетрадь 6 – 7 лет. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева. Акцидент: 1998 г.
- Учимся считать. А. Дорофеева. М: 1997 г.
- Логическое мышление. А. Дорофеева. М: 1997 г.
- Математическая тетрадь для дошкольников. Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова. М: 1992 г.
- Игры, задания и упражнения математического содержания. Л.И.Ермолаева. Иркутск: 2000 г.
- Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова. М: 1990 г.