Цели:
- образовательные: формировать умение определять род имен существительных
- развивающие: развивать мыслительную деятельность, умение находить в тесте имена существительные и определять род этой части речи; развивать умение распознавать орфограммы.
- воспитывающие: воспитывать интерес к учению, любовь к русскому языку.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация для сопровождения урока, рабочая тетрадь, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день, ребята. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.
II. Актуализация полученных знаний.
1) Ребята, внимательно прочитайте и отгадайте загадку. (слайд 2)
Кто без кисти и белил
Крыши домиков белил? (Зима)
- Чем необычны предложения?
В каждом предложении среди одинаковых слов найдите имя существительное, обоснуйте свой выбор.
2) Орфографическая минутка (слайд3)
- “Моро... невелик, да ст...ять не в..лит.”
- “Зимой сне... глубокий – летом хле.. высокий”
3) Письмо по памяти.
4) Взаимопроверка.(слайд 4)
Ш. Материал нового урока.
1. Назовите недостающие слова в стихотворении.(слайд5)
Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ....(ученики)Что несут они в портфелях?
Книги, ручки,....( дневники)Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя ... (существительное)
2.- Итак, ребята, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
- Об имени существительном.
- А теперь вспомним всё, что мы знаем об этой части речи. (слайды 6,7)
- Имя существительное – это часть речи.
– Отвечает на вопросы кто? и что?
– Обозначает предмет.
– Имена существительные могут быть собственными и нарицательными.
– Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными.
– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.
(слайд 8)
Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное. Сегодня мы дополним наши знания про эту часть речи.
Давайте попробуем разгадать ребус и определить тему нашего сегодняшнего урока.(слайд 9)
шаР + зОнт + Душ = РОД
Род имён существительных
А теперь послушайте сказку.
“Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён”.Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала: а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние – среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала “секрет” различия.
А вот он “секрет”.(слайд 10)
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило – твоё!
Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит.
- Сколько родов имён существительных в русском языке? (ответы)
(слайд 11)
- Ребята, наш родной язык татарский. В нём вообще нет категории рода. Нет родов в английском, китайском языках. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.
Чтение правила по учебнику. Первичное закрепление.
- Как определить род имён существительных?
А) По окончаниям (слайд 12)
Б) Поставить вопрос или заменить местоимением он, она, оно
(слайд 13,14), использовать слова-помощники он мой, оно моё, она моя
(слайд 15) Ребята, представьте себе, что с вами попали в зимний парк. С неба летят снежинки, но они не простые, на них написаны слова. Определите род имён существительных.
Зима, снег, иней, мороз, небо, утро, облако, буря, метелица.
(У доски 3 человека) Самопроверка.(слайд16)
- По какому признаку вы распределили эти слова по группам?
- По родам.
- Какого рода бывают имена существительные?
- И.с. бывают мужского, женского и среднего рода.
- Какие существительные относятся мужскому роду? женскому роду? среднему роду?
- Существительные женского рода имеют окончания –а и -я; существительные мужского рода имеют нулевое окончание; существительные среднего рода имеют окончания –о и -е
- Как ещё по другому можно определить род имён существительных.
- К существительным женского рода можно поставить слова она моя;
- К существительным мужского рода можно поставить слова он мой;
- К существительным среднего рода можно поставить слова оно моё.
4. Физминутка
- Я буду называть имена существительные разного рода. Если услышите существительное женского рода – шагаем, среднего рода – руки в стороны, мужского рода – поднять руки вверх.
Стекло, рисунок, вьюга, свет, земля, поле, мороз, пушинка, буран, солнце и др.
5. Прочитайте стихотворение, определите род имён существительных. (слайд 17)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
- А как определить род существительных в косвенных падежах?
- Надо поставить его в начальную форму, в именительный падеж.
6. Вставить в предложение существительное определённого рода. (слайды 18,19)
Наступило морозное сущ. ср. р. (утро)
На стекле появился удивительный сущ. м.р. (узор)
Вот заблестела пушистая сущ. ж.р. (веточка, снежинка)
- Записать предложения, подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи в первом предложении..
7. Поиграем в игру на внимание. Я буду называть имена существительные, если они м.р., то встают мальчики. Если ж.р., то встают девочки, а если ср. р., то не встаёт никто.
Итог урока.
А)– Чему научились на уроке?
– Какого рода бывают имена существительные?
– Как определить род имени существительного? (слайды 12,13,14)
Б) Домашнее задание
1 в.- составить и написать небольшой рассказ о зиме, определить род имён существительных.
2в. - написать по 5 имён существительных мужского, женского, среднего рода.
Приложение: Презентация к уроку
Использованная литература:
1. Бакеева Н.З. Методика обучения морфологии русского языка в татарской школе. Казань, Тат.книж. издат., 1961. – 294с.
2. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 464 с.
3. Методическая разработка по русскому языку. Род имён существительных./Лингвистическая сказка/ Семёнова Валентина Юрьевна. Социальная сеть работников образования. nsportal.ru