Тема урока: "Род имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • образовательные: формировать умение определять род имен существительных
  • развивающие: развивать мыслительную деятельность, умение находить в тесте имена существительные и определять род этой части речи; развивать умение распознавать орфограммы.
  • воспитывающие: воспитывать интерес к учению, любовь к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация для сопровождения урока, рабочая тетрадь, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

Презентация.

II. Актуализация полученных знаний.

1) Ребята, внимательно прочитайте и отгадайте загадку. (слайд 2)

Кто без кисти и белил
Крыши домиков белил? (Зима)

- Чем необычны предложения?

В каждом предложении среди одинаковых слов найдите имя существительное, обоснуйте свой выбор.

2) Орфографическая минутка (слайд3)

  • “Моро... невелик, да ст...ять не в..лит.”
  • “Зимой сне... глубокий – летом хле.. высокий”

3) Письмо по памяти.

4) Взаимопроверка.(слайд 4)

Ш. Материал нового урока.

1. Назовите недостающие слова в стихотворении.(слайд5)

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ....(ученики)

Что несут они в портфелях?
Книги, ручки,....( дневники)

Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя ... (существительное)

2.- Итак, ребята, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Об имени существительном.

- А теперь вспомним всё, что мы знаем об этой части речи. (слайды 6,7)

- Имя существительное – это часть речи.

– Отвечает на вопросы кто? и что?

– Обозначает предмет.

– Имена существительные могут быть собственными и нарицательными.

– Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными.

– Имена существительные изменяются по числам: бывают единственного и множественного числа.

(слайд 8)

Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов – имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи –имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, и растений, явлений природы, города, реки –всё было названо и имеет своё имя. И всё это – имя существительное. Сегодня мы дополним наши знания про эту часть речи.

Давайте попробуем разгадать ребус и определить тему нашего сегодняшнего урока.(слайд 9)

шаР + зОнт + Душ = РОД

Род имён существительных

А теперь послушайте сказку.

“Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: “Кто придумает для моих слов – существительных различия, тот будет награждён”.Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: пусть они будут мои, мужского рода. А жена схватила много слов себе и сказала: а это будут мои, женского рода. А все остальные слова остались посередине, лишние – среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала “секрет” различия.

А вот он “секрет”.(слайд 10)

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило – твоё!

Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит.

- Сколько родов имён существительных в русском языке? (ответы)

(слайд 11)

- Ребята, наш родной язык татарский. В нём вообще нет категории рода. Нет родов в английском, китайском языках. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.

Чтение правила по учебнику. Первичное закрепление.

- Как определить род имён существительных?

А) По окончаниям (слайд 12)

Б) Поставить вопрос или заменить местоимением он, она, оно

(слайд 13,14), использовать слова-помощники он мой, оно моё, она моя

(слайд 15) Ребята, представьте себе, что с вами попали в зимний парк. С неба летят снежинки, но они не простые, на них написаны слова. Определите род имён существительных.

Зима, снег, иней, мороз, небо, утро, облако, буря, метелица.

(У доски 3 человека) Самопроверка.(слайд16)

- По какому признаку вы распределили эти слова по группам?

- По родам.

- Какого рода бывают имена существительные?

- И.с. бывают мужского, женского и среднего рода.

- Какие существительные относятся мужскому роду? женскому роду? среднему роду?

- Существительные женского рода имеют окончания –а и -я; существительные мужского рода имеют нулевое окончание; существительные среднего рода имеют окончания –о и -е

- Как ещё по другому можно определить род имён существительных.

- К существительным женского рода можно поставить слова она моя;

- К существительным мужского рода можно поставить слова он мой;

- К существительным среднего рода можно поставить слова оно моё.

4. Физминутка

- Я буду называть имена существительные разного рода. Если услышите существительное женского рода – шагаем, среднего рода – руки в стороны, мужского рода – поднять руки вверх.

Стекло, рисунок, вьюга, свет, земля, поле, мороз, пушинка, буран, солнце и др.

5. Прочитайте стихотворение, определите род имён существительных. (слайд 17)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.

- А как определить род существительных в косвенных падежах?

- Надо поставить его в начальную форму, в именительный падеж.

6. Вставить в предложение существительное определённого рода. (слайды 18,19)

Наступило морозное сущ. ср. р. (утро)

На стекле появился удивительный сущ. м.р. (узор)

Вот заблестела пушистая сущ. ж.р. (веточка, снежинка)

- Записать предложения, подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи в первом предложении..

7. Поиграем в игру на внимание. Я буду называть имена существительные, если они м.р., то встают мальчики.  Если ж.р., то встают девочки, а если ср. р., то не встаёт никто.

Итог урока.

А)– Чему научились на уроке?

– Какого рода бывают имена существительные?

– Как определить род имени существительного? (слайды 12,13,14)

Б) Домашнее задание

1 в.- составить и написать небольшой рассказ о зиме, определить род имён существительных.

2в. - написать по 5 имён существительных мужского, женского, среднего рода.

Приложение: Презентация к уроку

Использованная литература:

1. Бакеева Н.З. Методика обучения морфологии русского языка в татарской школе. Казань, Тат.книж. издат., 1961. – 294с.

2. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 464 с.

3. Методическая разработка по русскому языку. Род имён существительных./Лингвистическая сказка/ Семёнова Валентина Юрьевна. Социальная сеть работников образования. nsportal.ru