Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Дать учащимся представление о способах проверки правописания согласных на конце слова.
  • Учить различать в словах звонкие и глухие согласные, обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание, анализировать и обобщать, точно формулировать вывод. Развивать навыки грамотного письма.
  • Способствовать воспитанию любви к животным.

Оборудование: Картинный словарь по теме: «Животные», Карточки с непроверяемыми согласными (для коллективной работы), учебник «Русский язык» (автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова), кукла «Затейник».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка темы урока. Минутка чистописания.

Показываю предметные картинки с изображениями зайца, коровы, лисицы, медведя, собаки. (Учащиеся записывают слова). Составьте с любым из этих слов предложение.

– Прочитайте эти слова. Чем похожи эти слова? На какое правило все эти слова? Непроверяемые гласные. Проверка слов и предложений.

– Как можно назвать эти слова одним слово? Как нужно относиться к животным.

– Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Слово медведь)

– Почему в нём букв больше?

– А для чего он нужен в слове? Какая согласная стоит перед мягким знаком, что вы можете сказать?

4. Актуализация новых знаний.

– Жил на свете Затейник, который очень любил делать ошибки. Как только есть возможность, он их обязательно сделает. В своей жизни ни одного случая не пропустил. Переписал он из нашего учебника несколько слов и в каждом слове сделал ошибки. (В руках у учителя кукла «Затейник», слова записаны на доске).

Герп, гараш, жирав, голоз, творок, сапог, суб, друг.

– Правильно написал слова «Затейник»? Исправляем данные слова, называем правило.

Дальше нам «Затейник» приготовил следующие задания.

5. Работа по учебнику, с. 64-68.

Упражнение 94 – устно. Помогите нашему герою выполнить задание.
Упражнение 97 – письменно (предварительно разобрать).

– Самооценка самих учащихся и отметка, вместе со сказочным героем.

6. Физкультминутка

Наш «Затейник» шел, шел, шел.
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.

7. Следующее задание приготовил «Затейник».

Я буду читать отрывки из разных художественных произведений, вы должны записать только слова с парными согласными на конце и рядом проверочное слово. (Двое учащихся работают за ширмой у доски).

Выпал снег на порог
Кот слепил себе пирог.

Жил-был поп
Толоконный лоб.

Мороз и солнце
День чудесный
Ещё ты дремлешь,
Друг прелестный?

Проверка на доске и в тетрадях. Объясняют, почему так написали.

Снег-снега, порог-пороги, кот – котик, пирог – пироги, поп – попы, лоб – лбы, мороз – морозы, друг – друзья.

Какие из написанных слов нельзя переносит? Почему эти слова нельзя переносить?

8. Итог урока.

– В конце урока проведем небольшое тестирование, которое подготовил «Затейник» вместе со мной.

Учитель раздаёт тест, учащиеся самостоятельно работают.

ТЕСТ.

1. Обведи парные согласные:

Б Р С Х Д П

2. Обведи слова с сомнительной согласной:

ДОМ КОТ ШАРФ РАК

2. Найди и обведи проверочное слово к слову дуб:

ДУБОК ДУБКИ

3. Поставь, где нужно букву т:

ТОР… СА… КАНА… ПАРА…

5. Подчеркни «лишнее» слово:

ЛУК ПИЛОТ ЖАР ЛЁД

Проверка. Работаем в паре (обмен работ с последующей проверкой, на доске выполнены задания верно). Ученики комментируют, какую оценку поставили за тест.

– Как мы поступаем, если согласный звук стоит в слабой позиции? Ответьте на этот вопрос «Затейнику».

9. Домашнее задание

Написать сочинение «Я мечтаю….»