Цели: обобщить знания учащихся по теме “Африка”.
Задачи:
- Повторить и закрепить изученный материал; проконтролировать качество усвоения материала
- Формирование умения работать с картами
- Формирование учебной самостоятельности, способности находить способ действия
- Воспитание географической культуры, расширение кругозора учащихся
- Воспитание толерантности при работе в группах
Тип урока: повторительно-обобщающий
Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку
Мотивация. Постановка задач.
На языке африканцев название вулкана Килиманджаро звучит как “Килимангара”, что означает “гора бога холода, или сверкающая гора”. У вулкана три вершины, на которых постоянно лежит снег, хотя Килиманджаро лежит вблизи экватора. Выше полосы влажного тропического леса вулкан большую часть года окутан облаками. Слайд 2
Сегодня нам предстоит восхождение на этот вулкан. Все согласны побывать в роли альпинистов? Тогда послушайте правила нашего путешествия
1. В путешествие отправляются три команды к трем вершинам вулкана.
2. У каждой команды в пути будет 8 остановок, где необходимо преодолеть препятствия
3. Если команда справилась с заданием, она оставляет на стоянке свой флажок
4. Первая команда получает красные флажки, вторая – зеленые, третья – синие
5. Победителем будет команда, у которой не останется флажков.
На доске вывешивается схематический макет горы
2. Формирование учебных действий.
1. Итак, мы начинаем наше путешествие. Для того, чтобы начать восхождение, нам необходимо пройти первое испытание, которое называется “Собери меня”. Из частей карты необходимо сложить материк и выполнить задание. (Приложение № 1)
Работают в группах. Представляют собранную карту и выполненные задания у карты на доске. Слайд 3
2. Мы начали восхождение на вулкан Килиманджаро. И вот впереди новое испытание. Прочитав текст, определите, о ком идет речь. Слайды 4-5.
3. Продолжаем свой путь. Мы устали, а у нас новая преграда. На нашем пути произошел обвал, перегородив нашу дорогу. Слайд 6. Чтобы найти проход надо ответить на вопросы. Слайд 7.
4. Мы идем дальше. Погода ухудшилась. Подул сильный ветер. Нашли небольшой грот и сделали привал. Пока мы отдыхаем, определим по характеристике, о каком климатическом поясе идет речь. (Приложение №2). Слайд 8.
5. Мы поднимаемся все выше в горы. На нашем пути – горная река. Чтобы ее преодолеть, нам придется построить переправу. На столах у вас задание под названием “Загадочный плот”. В нем зашифрован вопрос, ответом на который будет название одной из рек Африки. (Приложение № 3). Слайды 9-11.
6. Удачно переправившись через бурную реку, мы продолжаем свой путь. Вдруг на скалах мы видим рисунки. Эти рисунки характеризуют природные зоны Африки, но они все перепутаны. Сгруппируйте их так, чтобы получилась характеристика вашей природной зоны. (Приложение № 4). Слайд 12
Учащиеся дают характеристику природной зоны у доски, показывая по карте и прикрепляя рисунки к своей природной зоне. Слайд 13
7. Мы справились и с этим сложным заданием. Но нам преградили путь местные жители. Они хотят, чтобы мы рассказали все, что мы знаем о жителях Африки. Слайд 14.
Представители команд рассказывают об особенностях жизни и быта народов. Слайд 15-17.
8. Мы совсем близко от вершины. И перед нами последнее препятствие, которое называется “Квадрат”. Представители команд выходят по одному и вытаскивают номер квадрата. По характеристике необходимо назвать государство. (Приложение № 5)
Итак, завершилось наше путешествие. Мы достигли вершины вулкана Килиманджаро
- Какова была цель нашего путешествия? (Достигнуть вершины вулкана)
- Преодолевая препятствия и трудности, какую задачу мы с вами решили? (Повторили пройденный материал по теме “Африка”)
Домашнее задание: Для закрепления полученных знаний дома выполните задания в тренажере с.30-32 “Легкий экзамен”
Информационные ресурсы.
1. Электронные уроки и тесты. “География в школе. Африка”
2. Образовательная коллекция. Диск “География 6-10 классы”
3. Н.А.Никитина “Поурочные разработки по географии” 7 класс. “Вако”. Москва 2005
4. О.В.Крылова. Уроки географии. 7 класс. Москва. “Просвещение”, 1990
5. Ресурсы Интернет