(Данный урок может проводиться не только в 5 классе при изучении материала в разделе «Лексика», но и в 6 классе в разделе «Повторение изученного в 5 классе.)
Цель урока: углубление и систематизация знаний о слове, языке, речи, развитие речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Этапы урока.
Организационный момент.
(Для работы на уроке необходимо наличие в классе толковых, этимологических словарей и «Словаря пословиц и поговорок» Д.И.Даля).
Работа с эпиграфом.
(На экране портрет С.Я. Маршака и отрывок из работы «Мысли о словах»)
«Писатель должен чувствовать возраст каждого слова. Он может свободно пользоваться словами и словечками, недавно и ненадолго вошедшими в нашу устную речь, если умеет отличать эту мелкую разменную монету от слов и оборотов речи, входящих в основной – золотой – фонд языка.
Каждое поколение вносит в словарь свои находки – подлинные или мнимые. Одни слова язык усыновляет, другие отвергает.
Но и в тех словах, которые накрепко вросли в словарь, литератору следует разбираться точно и тонко».
Чтение эпиграфа. Беседа с детьми. Раскрытие понятий: возраст слова, золотой фонд языка, усыновление и отвержение слов.
Наблюдение за синонимичными рядами: слова – обороты речи - подлинные находки; словечки – мелкая разменная монета – мнимые находки (запись).
Элемент работы по развитию речи.
Ответ на вопрос: «Что значит точно и тонко разбираться в словах?» (Хорошо сформулированный ответ можно записать на доске и в тетрадях, повторив встретившиеся орфограммы и пунктограммы).
Знакомство с заголовком текста Аллы Слонимеровой «Нужные слова».
Беседа с детьми: «Какие слова можно назвать нужными?»
Знакомство с текстом А. Слонимеровой «Нужные слова».
«Слов было много. Но в основном лишних, никому не нужных слов. А нужное, хотя бы одно, никак не находилось. Его искали долго, пробовали на вкус и на слух сотни разных других слов, но в результате оказывалось, что они не нужны. Так много слов – и все не обязательные.
Кто-то вспомнил, что слово не воробей. После этого среди птиц его и не искали.
Кто-то подначил: слово – золото. Искатели перерыли лесную полянку, даже кем-то из грибников потерянное золотое колечко нашли. Но нужного слова так и не получилось. Возможно, золотом было молчание?
Горькую истину – словом можно убить – отринули сразу, ведь искали нужное слово, а не жестокое. Так где же оно?
Говорят, что кто-то где-то его нашёл, но, как скупец, спрятал в сундук. Знать бы кто и знать бы где. А узнав, растолковать: только тогда станешь богачом, когда поделишься нужными словами. Только тогда встретят тебя с поклоном, скажут: «Спасибо!» Стоп! Вот одно из нужных слов всё же нашлось. И мы скажем всем: «Спасибо!»
Работа по содержанию текста.
Работа в лингвистическом кабинете.
- Работа с толковым словарём. Запись значения слова.
Для этой работы можно предложить детям самостоятельно выбрать слова, значения которых им непонятны, либо предложить такие слова из текста: подначивать - поддразнивать, подзадоривать; золото – 1) драгоценный металл жёлтого цвета, употребляется как мерило ценностей и в драгоценных изделиях; 2) (собирательное) монеты или изделия из этого металла; 3)позолоченные шёлковые нити; 4) (переносное) о ком-чём-нибудь, имеющим большие достоинства, дорогом для кого-нибудь.
- Работа с этимологическим словарём.
СПАСИБО. Искон. Сращение спаси богъ, с отпадением после утраты редуцированного конечного г (ср. укр. спасибі).
ЗОЛОТО. Общеслав. Суф. производное (суф. -т-, ср. болото) от той же основы (с перегласовкой е/о), что и желтый. Корень тот же, что в лит. želtas "золотой, желтый", нем. Gold "золото" и т. д. Исходное *zolto > золото в результате развития полногласия, ср. злато, злотый. Золото буквально — "желтый металл".
Можно предложить учащимся и другие слова.
- Работа со словарём В.И. Даля «Пословицы русского народа». Выбор понравившихся пословиц, объяснение (как понимаешь), запись понравившихся пословиц:
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
От одного слова – да на век ссора.
Сказанное словцо – серебряное, не сказанное – золото.
Слово не стрела, а пуще стрелы.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!
От приветливых слов язык не отсохнет.
И собаку ласково примолвишь, так хвостом вертит.
(Можно обратить внимание на синонимичность пословиц.)
Подведение итогов урока.
Подводя итоги урока, хорошо вернуться к эпиграфу и обратить внимание детей на то, что не только писатели должны уметь пользоваться словами и словечками, но и любой человек. А от того какими словами он пользуется, будет зависеть, как будут воспринимать этого человека окружающие.
Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру «Как я понимаю пословицу» (пословицу о словах можно предложить выбрать самостоятельно, можно дать одну для всех).