Правописание безударных гласных, проверяемых ударением

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Развивать умение находить в словах безударные гласные и подбирать проверочные слова.
  2. Развивать умение работать с текстом. Обучать составлению предложений.
  3. Формировать аккуратность, внимание при выполнении упражнений.
  4. Воспитывать бережное отношение к животному миру.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Чистописание.

- Прочитайте буквы, записанные на доске. Их мы будем писать в чистописании. - Какие звуки они обозначают? (гласные а, о).

- Запишите их чередуя.

- Посмотрите на слоги, прочитайте, запишите их чередуя, (оро, на).

3. Словарная работа.

- А пока мы писали, к нам прилетели гости. (на экране появляются слайды птиц)

- Отгадайте кто они:

  • Маленький мальчишка
    В сером армячишке.
    По двору шныряет
    Крохи собирает. (воробей)

  • Носит серенький жилет
    Но у крыльев - черный цвет.
    Видишь, кружат 20 пар,
    И кричат: «Кар! Кар! Кар!» (ворона)

  • Непоседа пестрая.
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (сорока)

- Раздели слова на слоги. Как узнать количество слогов в слове? (Количество слогов зависит от гласных.)

- А что вы еще знаете о гласных? (Бывают ударные и безударные.)

- Что вам известно о правописании безударных гласных? (Бывают проверяемые ударением и непроверяемые)

- А с какими гласными вы записали слова? (С непроверяемыми гласными)

- Что нужно с ними сделать? (Запомнить)

- Как называются такие слова? (Словарные слова.)

- Ребята, наши гости приглашают к себе в лес

4. Работа над темой урока.

- Кто был в зимнем лесу?

- Ой, смотрите: «Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку - и пропала.»

- Что это? (Снежинка)

На наборном полотне составляется слово – СНЕЖИНКА

- Какие орфограммы в этом слове?

(жи-ши - пиши с «и», безударная гласная, проверяемая ударением)

- Эта орфограмма будет в центре внимания на уроке. Прочитаем вместе тему урока: «Правописание безударных гласных проверяемых ударением».

- Запишем слово снежинка. Объясните правописание безударной гласной.

Сн…жинка(и,е)
снег
е

- Запиши те рядом со словом снежника проверочное слово – снег.

- А есть ли еще проверочные слова? (снежный)

- Запишите это слово.

- А какие еще родственные слова вы можете назвать? (снеговик, снегурочка, снежок, ...). Дети записывают на доске данные слова, используя опорную схему.

- Прочитайте еще раз слова и назовите проверочные.

- Почему эти слова являются проверочными? (гласная буква «е» стоит под ударением)

- Какое слово здесь лишнее и почему? (Снежный, так как обозначает признак, отвечает на вопрос какой?)

- На какие вопросы отвечают остальные слова? (Они отвечают на вопрос что?)

- А когда и к каким словам я могу поставить вопрос кто? (Снеговик и снегурочка, в сказках они живые)                                                                                       

- Как вы думаете, где живут снеговик и снегурочка?

- Вот мы и пришли на лесную поляну. Светит солнышко. Нам весело. Звучит веселая музыка.

5. Физкультминутка.

6. Упражнения в правописании слов с безударной гласной

(На экране появляется наряженная новогодняя елка. На ее ветках прикреплены ягоды рябины, кусочки хлеба, на нижних ветвях прикреплена морковка.)

- Какая необыкновенная елка.

- Где мы можем увидеть такую елку?

- Кто ее нарядил и для кого?

- Посмотрите на словарную карточку.

- Прочитайте слова и словосочетания. Они вам помогут при составлении предложений. Составьте предложения по картинке.

- Из предложений записываем слова обозначающие действие, и в которых есть безударная гласная, проверяемая ударением.

Прил…тели(е,и), нар…дили(е, и, я), загл…нули(е, и, я), приб…жали(е, и).

- В это время два ученика работают по индивидуальной программе (карточка №1)

- Рады звери и птицы, рады ребята. Пока наши лесные друзья разбирают подарки, мы выполним упражнение.

7. Работа над текстом.

- Что написано на доске? (Текст)

- Как узнали, что это текст? Этот текст надо разделить на предложения и вставить пропущенные буквы.

Дом под снегом.

Я еду по лесу на лыжах тихо ст…ят д…ревь сн…жком покрыты в…ковые сосны быстро взл…тают глухари ночью они ночуют под снегом

Работа с текстом и запись в тетрадь.

8. Самостоятельная работа. (используются карточки)

Задание: подчеркнуть только те слова, безударная гласная, в которых проверяется ударением.

Работа проверяется учителем по ходу выполнения детьми. Вслух свои карточки зачитывают 2-3 человека.

Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3 Карточка №4
бегун деловой старичок лесной
часовой пример кислота свисток
город храбрец садовник молоко
деревня кормушка сорока река
зимовка воробей ветерок цветок
колечко чистота лисичка береза

9. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Что мы делали на уроке?

- Что вам понравилось?

- Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо.