Цели урока:
- Развивать умение находить в словах безударные гласные и подбирать проверочные слова.
- Развивать умение работать с текстом. Обучать составлению предложений.
- Формировать аккуратность, внимание при выполнении упражнений.
- Воспитывать бережное отношение к животному миру.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Чистописание.
- Прочитайте буквы, записанные на доске. Их мы будем писать в чистописании. - Какие звуки они обозначают? (гласные а, о).
- Запишите их чередуя.
- Посмотрите на слоги, прочитайте, запишите их чередуя, (оро, на).
3. Словарная работа.
- А пока мы писали, к нам прилетели гости. (на экране появляются слайды птиц)
- Отгадайте кто они:
- Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет
Крохи собирает. (воробей)
- Носит серенький жилет
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар,
И кричат: «Кар! Кар! Кар!» (ворона)
- Непоседа пестрая.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
- Раздели слова на слоги. Как узнать количество слогов в слове? (Количество слогов зависит от гласных.)
- А что вы еще знаете о гласных? (Бывают ударные и безударные.)
- Что вам известно о правописании безударных гласных? (Бывают проверяемые ударением и непроверяемые)
- А с какими гласными вы записали слова? (С непроверяемыми гласными)
- Что нужно с ними сделать? (Запомнить)
- Как называются такие слова? (Словарные слова.)
- Ребята, наши гости приглашают к себе в лес
4. Работа над темой урока.
- Кто был в зимнем лесу?
- Ой, смотрите: «Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку - и пропала.»
- Что это? (Снежинка)
На наборном полотне составляется слово – СНЕЖИНКА
- Какие орфограммы в этом слове?
(жи-ши - пиши с «и», безударная гласная, проверяемая ударением)
- Эта орфограмма будет в центре внимания на уроке. Прочитаем вместе тему урока: «Правописание безударных гласных проверяемых ударением».
- Запишем слово снежинка. Объясните правописание безударной гласной.
Сн…жинка(и,е)
снег
е
- Запиши те рядом со словом снежника проверочное слово – снег.
- А есть ли еще проверочные слова? (снежный)
- Запишите это слово.
- А какие еще родственные слова вы можете назвать? (снеговик, снегурочка, снежок, ...). Дети записывают на доске данные слова, используя опорную схему.
- Прочитайте еще раз слова и назовите проверочные.
- Почему эти слова являются проверочными? (гласная буква «е» стоит под ударением)
- Какое слово здесь лишнее и почему? (Снежный, так как обозначает признак, отвечает на вопрос какой?)
- На какие вопросы отвечают остальные слова? (Они отвечают на вопрос что?)
- А когда и к каким словам я могу поставить вопрос кто? (Снеговик и снегурочка, в сказках они живые)
- Как вы думаете, где живут снеговик и снегурочка?
- Вот мы и пришли на лесную поляну. Светит солнышко. Нам весело. Звучит веселая музыка.
5. Физкультминутка.
6. Упражнения в правописании слов с безударной гласной
(На экране появляется наряженная новогодняя елка. На ее ветках прикреплены ягоды рябины, кусочки хлеба, на нижних ветвях прикреплена морковка.)
- Какая необыкновенная елка.
- Где мы можем увидеть такую елку?
- Кто ее нарядил и для кого?
- Посмотрите на словарную карточку.
- Прочитайте слова и словосочетания. Они вам помогут при составлении предложений. Составьте предложения по картинке.
- Из предложений записываем слова обозначающие действие, и в которых есть безударная гласная, проверяемая ударением.
Прил…тели(е,и), нар…дили(е, и, я), загл…нули(е, и, я), приб…жали(е, и).
- В это время два ученика работают по индивидуальной программе (карточка №1)
- Рады звери и птицы, рады ребята. Пока наши лесные друзья разбирают подарки, мы выполним упражнение.
7. Работа над текстом.
- Что написано на доске? (Текст)
- Как узнали, что это текст? Этот текст надо разделить на предложения и вставить пропущенные буквы.
Дом под снегом.
Я еду по лесу на лыжах тихо ст…ят д…ревь сн…жком покрыты в…ковые сосны быстро взл…тают глухари ночью они ночуют под снегом
Работа с текстом и запись в тетрадь.
8. Самостоятельная работа. (используются карточки)
Задание: подчеркнуть только те слова, безударная гласная, в которых проверяется ударением.
Работа проверяется учителем по ходу выполнения детьми. Вслух свои карточки зачитывают 2-3 человека.
Карточка №1 | Карточка №2 | Карточка №3 | Карточка №4 |
бегун | деловой | старичок | лесной |
часовой | пример | кислота | свисток |
город | храбрец | садовник | молоко |
деревня | кормушка | сорока | река |
зимовка | воробей | ветерок | цветок |
колечко | чистота | лисичка | береза |
9. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Что мы делали на уроке?
- Что вам понравилось?
- Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо.