Развитие навыков чтения младших школьников

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Способствовать закреплению знания детей по изученным произведениям устного народного творчества.
  • Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, умение различать жанры фольклора, внимание, память, мышление, интерес к устному народному творчеству.
  • Воспитывать познавательную активность учащихся на уроке, любовь к чтению.

Оборудование: учебник для 3 класса: «Литературное чтение» (автор Л.А. Ефросинина, М.И. Оморкова, М: Вентана – Граф), тетрадь «Литературное чтение» № 1 М.И. Кузнецова, орфографический словарик, карточки с заданием.

Ход урока.

Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинается урок. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я желаю вам хорошего настроения. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Актуализация знаний.

- Игра «Вспомни и назови».

Работа со схемой «Живой цветок».

Задание: Что такое фольклор? Запишите жанры произведений фольклора, которые вы знаете.

Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. На уроках литературного чтения мы встречаемся с этими жанрами русского фольклора.

И сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Мы отправимся с вами в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали. А называется она «Фольклор». Мы совершим путешествие по лепесткам «Живого цветка».

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

1) Жанр «Русская народная сказка».

- Из какой сказки отрывок?

«… И живут с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт. Старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет.»

«Поблагодарила она Зелёного старика и только вышла из избы, как очутилась на берегу, а рядом и ведро стоит. Зачерпнула воды и пошла домой.»

«Ехали два брата, один бедный другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка…»

«Разозлилась Ягища, себя от гнева не помнит. Подложила она царице в золотые люльки щенков собачьих, а слугам наказала семерых царевичей в поле унести, бросить там, чтоб пропали.»

2) Жанр «Загадки».

Игра «Кто больше?» дети загадывают загадки.

3) Жанр «Скороговорка».

- Что такое скороговорка?

Игра «Кто быстрее?» Чтение скороговорок.

- Все бобры добры до своих бобрят.

- Водовоз вёз воду из – под водопровода.

- У пенька опять пять опят.

- Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.

4) Жанр «Пословицы и поговорки».

- Выбери правильное окончание пословицы или поговорки.

- Семь бед - … - Что с возу упало, то …
а) и привет;  а) глаз не выклюет;
б) один ответ;  б) не товарищ;
в) и суда нет.  в) не пара.
   
- В мешке шило …  - Волки сыты и овцы …
а) не мыло;  а) бриты;
б) не иголка;  б) стрижены;
в) не утаишь.  в) целы.
   
- Не зная броду ….  - Не в свои сани …
а) не ходи к народу;  а) не садись;
б) жди у моря погоду;     б) не ложись;
в) не суйся в воду.  в) не рядись.

- Назовите пословицы о Родине, о труде.

5) Жанр «Былины»

- Что такое былина?

- Каких былинных героев – богатырей вы знаете?

Рассказы о подвигах былинных героев – богатырей.

Физкультминутка.

Хоровод под музыку «Во поле берёза стояла»

- Какие ещё русские народные песни знаете?

Самостоятельная работа: выполнение заданий в тетради.

- Работа в рубрике «Проверь себя»

Проверка самостоятельной работы учителем.

Самооценка детьми своей работы: «Я доволен (довольна) своей работой», «я допустил (допустила) ошибку» и т.д.

Домашнее задание:

выполнение заданий в учебнике, самостоятельное чтение произведений устного народного творчества.

Итог урока.

- Что вам понравилось на уроке?

- Какое у вас сейчас настроение? Покажите.

Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки.

- Всем спасибо. Вы очень хорошо работали.