Цель:
- Способствовать закреплению знания детей по изученным произведениям устного народного творчества.
- Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения, умение различать жанры фольклора, внимание, память, мышление, интерес к устному народному творчеству.
- Воспитывать познавательную активность учащихся на уроке, любовь к чтению.
Оборудование: учебник для 3 класса: «Литературное чтение» (автор Л.А. Ефросинина, М.И. Оморкова, М: Вентана – Граф), тетрадь «Литературное чтение» № 1 М.И. Кузнецова, орфографический словарик, карточки с заданием.
Ход урока.
Организационный момент.
- Прозвенел звонок, начинается урок. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я желаю вам хорошего настроения. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.
Актуализация знаний.
- Игра «Вспомни и назови».
Работа со схемой «Живой цветок».
Задание: Что такое фольклор? Запишите жанры произведений фольклора, которые вы знаете.
Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. На уроках литературного чтения мы встречаемся с этими жанрами русского фольклора.
И сегодня мне хочется пригласить вас в необычное путешествие. Мы отправимся с вами в удивительную страну, в которой вы не раз уже бывали. А называется она «Фольклор». Мы совершим путешествие по лепесткам «Живого цветка».
Обобщение по разделу «Устное народное творчество».
1) Жанр «Русская народная сказка».
- Из какой сказки отрывок?
«… И живут с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт. Старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет.»
«Поблагодарила она Зелёного старика и только вышла из избы, как очутилась на берегу, а рядом и ведро стоит. Зачерпнула воды и пошла домой.»
«Ехали два брата, один бедный другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка…»
«Разозлилась Ягища, себя от гнева не помнит. Подложила она царице в золотые люльки щенков собачьих, а слугам наказала семерых царевичей в поле унести, бросить там, чтоб пропали.»
2) Жанр «Загадки».
Игра «Кто больше?» дети загадывают загадки.
3) Жанр «Скороговорка».
- Что такое скороговорка?
Игра «Кто быстрее?» Чтение скороговорок.
- Все бобры добры до своих бобрят.
- Водовоз вёз воду из – под водопровода.
- У пенька опять пять опят.
- Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.
4) Жанр «Пословицы и поговорки».
- Выбери правильное окончание пословицы или поговорки.
- Семь бед - … | - Что с возу упало, то … |
а) и привет; | а) глаз не выклюет; |
б) один ответ; | б) не товарищ; |
в) и суда нет. | в) не пара. |
- В мешке шило … | - Волки сыты и овцы … |
а) не мыло; | а) бриты; |
б) не иголка; | б) стрижены; |
в) не утаишь. | в) целы. |
- Не зная броду …. | - Не в свои сани … |
а) не ходи к народу; | а) не садись; |
б) жди у моря погоду; | б) не ложись; |
в) не суйся в воду. | в) не рядись. |
- Назовите пословицы о Родине, о труде.
5) Жанр «Былины»
- Что такое былина?
- Каких былинных героев – богатырей вы знаете?
Рассказы о подвигах былинных героев – богатырей.
Физкультминутка.
Хоровод под музыку «Во поле берёза стояла»
- Какие ещё русские народные песни знаете?
Самостоятельная работа: выполнение заданий в тетради.
- Работа в рубрике «Проверь себя»
Проверка самостоятельной работы учителем.
Самооценка детьми своей работы: «Я доволен (довольна) своей работой», «я допустил (допустила) ошибку» и т.д.
Домашнее задание:
выполнение заданий в учебнике, самостоятельное чтение произведений устного народного творчества.
Итог урока.
- Что вам понравилось на уроке?
- Какое у вас сейчас настроение? Покажите.
Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки.
- Всем спасибо. Вы очень хорошо работали.