Поисково-исследовательская деятельность как один из факторов развития устойчивой мотивации к изучению истории театрального искусства

Разделы: Внеклассная работа


1. Аннотация.

Тема разработки посвящена истории театрального движения Муромского края второй половины 19 века, изучение которой входит в один из основных разделов образовательной программы «Основы театрального искусства» посредством совместной поисково-исследовательской деятельности педагога и обучающихся.

Данная разработка направлена на формирование устойчивой мотивации детей к изучению истории театрального искусства через вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность. Разработана и составлена педагогами дополнительного образования первой квалификационной категории Бакалец О.В. и Юшиной Е.Г.

Может быть полезна педагогам дополнительного образования и учителям общеобразовательных школ на уроках МХК и краеведения, на внеклассных мероприятиях.

2. Содержание.

Актуальность выбранной темы методической разработки заключается в развитии интереса к истории русского театра в условиях учреждения дополнительного и общего образования, воспитании любви к родному краю.

Тема «Театральные перекрестки Мурома» относится к разделу «Основы театральной культуры» и углубляет знания по истории русского народного театра, при помощи изучения становления театрального движения в родном крае, позволяет углубить знания обучающихся по данной теме. Работа над данной темой раскрывает как теоретические вопросы истории русского театра, так и дает учащимся возможность практического освоения навыков актерского мастерства и сценической речи.

Данная тема рассчитана на разновозрастный состав участников детского театрального коллектива и школьников (младший, средний, старший школьный возраст).

Основной целью данной работы является овладение знаниями по истории русского театра.

На достижение цели направлены следующие задачи:

  1. Знакомство с историей театрального движения в Муроме 2-й половины 19 века.
  2. Освоение профессиональных терминов и понятий.
  3. Практическое овладение основами актерского мастерства и сценической речи.
  4. Развитие творческих способностей и навыков.
  5. Воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.
  6. Овладение навыками межличностного общения и сотрудничества.
  7. Формирование интереса к искусству.

Для решения поставленных задач были использованы различные методы.

Приоритетным был выбран поисково-исследовательской метод , как наиболее эффективный и интересный для обучающихся. Применение данного метода позволило объединить детей двух театральных коллективов для решения одной творческой задачи, наиболее рационально распределить внутри малых групп работу по различным направлениям поиска, сбора, анализа необходимой информации.

При работе над темой «Театральные перекрестки Мурома» были использованы сведения и материалы из различных источников: книги по истории театра и краеведению, собрание оригинальных фольклорных текстов, статьи из местных газет, электронных изданий.

В результате поисково-исследовательской деятельности детей и педагогов был собран обширный материал по истории театрального движения в Муроме.

Проделанная работа позволила сформировать устойчивую мотивацию детей к изучению истории театрального искусства.

Собранный материал стал основой занятия «Театральные перекрестки Мурома второй половины 19 века». Был выпущен буклет «Театральные перекрестки Мурома», содержащий краткие сведения по истории развития театрального движения в Муроме.

При построении занятия использованы следующие принципы:

  1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
  2. Связь теории с практикой.
  3. Вовлечение в творческий процесс всех обучающихся.
  4. Учет возрастных особенностей.
  5. От простого к сложному.
  6. Смена типа и ритма работы.
  7. Доступность.
  8. Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.

Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:

  1. Беседа об истории русского театра, театрального движения в Муроме.
  2. Художественное чтение, инсценирование.
  3. Использование произведений искусства (Музыкальные произведения композиторов 19 века, иллюстрации и картины русских художников).
  4. Книжная выставка по краеведению.
  5. Мультимедиа-презентация, медиапроектор.
  6. Элементы театрализации (костюмы, декорации, куклы)

Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов подачи темы занятия позволило более эффективно усвоить большой объем теоретического материала и сделать его интересным для восприятия и освоения детьми разного возраста.

3. Основная часть.

Конспект занятия «Театральные перекрестки Мурома второй половины 19 века».

Тема занятия: Театральные перекрестки Мурома второй половины 19 века.

Цель: Овладение знаниями по истории русского театра.

Задачи:

  • Знакомство с историей театрального движения в Муроме второй половины 19 века.
  • Освоение профессиональных терминов и понятий.
  • Практическое овладение основами актерского мастерства и сценической речи.
  • Развитие творческих способностей и навыков.
  • Воспитание чувства любви к родному краю.
  • Овладение навыками межличностного общения и сотрудничества.
  • Формирование интереса к искусству.

Средства:

  1. Беседа об истории русского театра, театрального движения в Муроме.
  2. Художественное чтение, инсценирование.
  3. Использование произведений искусства (Музыкальные произведения композиторов 19 века, иллюстрации и картины русских художников).
  4. Книжная выставка по краеведению.
  5. Мультимедиа-презентация, медиапроектор.
  6. Элементы театрализации (костюмы, декорации, перчаточные куклы)

План занятия:

  • Организационный момент.
  • Сообщение темы и цели занятия.
  • Беседа «Театральная жизнь Мурома. Вторая половина 19 века».
  • Литературная композиция «Из жизни П.А. Стрепетовой».
  • Инсценирование «Ярмарочные представления».
  • Подведение итогов занятия.

Ход занятия

I. Педагог:

  Здравствуйте, ребята! Наше занятие посвящено истории русского театра. Мы с вами отправимся в прошлое, а именно во вторую половину 19 века. Наше путешествие связано с театральной жизнью Мурома. Впереди нас ждут театральные перекрестки, где мы познакомимся с историей театрального движения, известными актерами, побывавшими в нашем городе. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с новыми понятиями и терминами.

Приложение1.

Мультимедиа-презентация «Театральные перекрестки Мурома второй половины 19 века».

Слайд №1 Приложение 1. Звучит фоном классическая музыка. (П.И.Чайковский, «Полонез» )

II. Беседа «Театральная жизнь Мурома. Вторая половина 19 века».

Приложение 2.

III. Литературная композиция «Из жизни Пелагеи Стрепетовой».

Приложение 3.

IV. Инсценирование «Ярмарочные представления».

Приложение 4.

V. Подведение итогов занятия.

Слайды № 21-27 Приложение 1. Звучит П.И. Чайковский, «Полонез».

Педагог: Вот и подошло к концу наше путешествие по театральным перекресткам Мурома.

Для закрепления полученных знаний вам предлагается разгадать кроссворды «Театральная азбука» и «Театральные имена».

Приложение 5.

Дети отгадывают кроссворды.

Молодцы, ребята. Что нового вы сегодня узнали, понравилось ли вам наше занятие?

Дети анализируют занятие и делятся полученными впечатлениями.

Дорогие ребята, всем спасибо за активное участие в подготовке и проведении сегодняшнего занятия. На память о нашем путешествии по «Театральным перекресткам» каждому участнику занятия вручается буклет.

Приложение 6.

Буклет «На театральных перекрестках Мурома второй половины 19 века».

До свидания,ребята до встречи на театральных перекрестках.

Приложение 7. Аудиоприложение.

4. Заключение.

Использование в процессе обучения основам театрального искусства детей и подростков поисково-исследовательской деятельности является одним из факторов развития устойчивой мотивации детей к изучению истории театрального искусства, что позволяет не только получить теоретические знания в данной области и повысить интерес к изучению истории театра, но и приобщить к духовным ценностям и традициям народной культуры, истории родного края. Данная методическая разработка может быть использована как в дополнительном образовании детей, так и на уроках истории и МХК в общеобразовательной школе, во внеклассой работе.

Список литературы для обучающихся:

  1. Беспалов Н.А. И.С.Куликов.- М.,1990
  2. Беспалов Н.А. Муром. Памятники архитектуры и искусства.- М., 1990
  3. Гаевская М.Ю. Пелагея Стрепетова: роковой талант.-М.: АСТ-Пресс, 2005
  4. История Мурома и Муромского края. С древнейших времен до конца двадцатого века. Учебное пособие. - Муром, 2001.
  5. Некрылова А. Ф ,Савушкина Н. И. Фольклорный театр. - М.: Современник, 1988. - (Классическая б-ка «Современника»)
  6. Энциклопедия Театр (в 3т.) ООО Кордис & Медиа, 2003

Список литературы для педагогов:

  1. История Мурома и Муромского края. С древнейших времен до конца двадцатого века. Учебное пособие. - Муром, 2001.
  2. Некрылова А. Ф ,Савушкина Н. И. Фольклорный театр. - М.: Современник, 1988. - (Классическая б-ка «Современника»)
  3. Жизнь и творчество трагической актрисы. П.А. Стрепетова. - Л., М., Искусство,1959.
  4. Гаевская М.Ю. Пелагея Стрепетова: роковой талант.-М.: АСТ-Пресс, 2005
  5. Беспалов Н.А. И.С.Куликов.- М.,1990
  6. Беспалов Н.А. Муром. Памятники архитектуры и искусства.- М., 1990
  7. Костылев В. Театральные встречи над Окой // Муромский рабочий, 1 августа 1987
  8. Энциклопедия Театр (в 3т.) ООО Кордис & Медиа, 2003

Дополнительные источники:

  • http://www.dramavladimir.ru/history
  • http://www.promurom.ru/infom/celebrity.php?sphrase_id=21193
  • http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=728
  • http://teatr-snov.narod.ru/TEXTS/Strepet.html
  • http://prochitai.ru/s984/
  • http://vladweb.narod.ru/travel/rassia/murom/murom.htm
  • http://www.muromtrip.ru/architektura/teatri-v-murome