(классный час в 9 классе)
Цель:
- Раскрыть понятие «толерантность», основные черты толерантной личности.
- развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
- Воспитание уважительного отношения к друг другу и окружающим.
Форма проведения: ситуационный классный час с сюжетно – ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Ход классного часа
Приветствие
Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Нашу встречу, я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
Рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место….
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Учитель: А кого бы выбрали вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель: Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы)
Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не так давно, в феврале у нас прошла неделя психологии, посвященная данной проблеме. И сегодня у нас разговор в продолжение данной темы. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способности к установлению и поддержанию общения с людьми.
(Слайд 2) Упражнение Качества толерантности (работа в группах)
- сейчас мы с вами определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны качества характера человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Карточка 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Карточка 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Карточка 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
Карточка 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
- Любознательность
- Способность к сопереживанию
- Расположенность к другим
- Терпение
- Снисходительность
- Гуманизм
- Умение слушать
- Чувство юмора
- Чуткость
- Доверие
- Умение владеть собой
- Доброжелательность
- Терпимость к различиям
- Уважение
- Доброта
- Сочувствие
- Понимание
- Поддержка
- Равенство
- Вежливость
- Дружелюбность
- Юмор
- Несклонность обсуждать других
- и т.д.
(Слайд 3) Вывод: посмотрите на качества толерантной личности. (Слайд ) Именно этими качествами должен обладать каждый гражданин своей страны. Мы знаем, что можно выработать толерантное поведение. А развитие толерантности в каждом человеке может способствовать развитию нашего общества.
Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.
(Слайд 4) Обсуждение ситуации «Все одинаковы».
- Нравится вам или нет? Почему?
(Слайд 5) Просмотр мультфильма «Все разные, все равные». (написание синквейна по просмотренному мультфильму).
(Слайд 6) Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма. Эффективный метод, позволяющий быстро синтезировоать, резюмировать и преобразовывать информацию, идеи, чувства, ассоциации.
С известной долей упрощения, синквейн можно определить как особую форму белого стиха. Алгоритм его составления достаточно прост. (Слайд 7)
Первую строку составляет понятие, которому синквейн посвящается, представленное, как правило, именем существительным в именительном падеже, либо словосочетанием. Например, «идея» или «интересная идея».
Вторую строку – два определения этого понятия, чаще всего – это два имени прилагательных. Продолжая наш пример, скажем: «увлекательная, необычная».
Третья строка – три глагола в третьем лице. Они должны описывать действия исходного понятия. В нашем примере это могут быть такие глаголы: «нравится, захватывает, радует».
Четвертая строка синквейна – это предложение, суждение, мнение автора по поводу понятия-темы. Например, «интересная идея полезна для ума».
Заключительная строка состоит, за редким исключением, из одного слова – резюме сказанного в предыдущих строках. Заключительная строка, как правило, несет основную эмоциональную нагрузку и может содержать междометия («Ура!»), существительные, глаголы, обстоятельства.
(Слайд 8) Итак, в нашем примере, поясняющем алгоритм, сложился синквейн:
Толерантность.
Миролюбивое. Конструктивное.
Признавать. Доверять. Уважать.
Единство мудрости и терпимости в движении к равновесию.
Принятие.
(Слайд 9) Упражнение «Учимся ценить индивидуальность». А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга?
Учитель: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить».
Учитель предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.) Ученики записывают свои имена и выполняют задание (3-5 минут).
Учитель предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.
Учитель собирает листочки и еще раз отмечает положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.
Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам. Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакость партнера.
Мы – разные, и это прекрасно! (Слайд 10)
(Слайд 11) Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».
Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа.
На земле очень много драк, войн, слез, потому что некоторые люди не умеют и не хотят прощать друг друга, не умеют быть терпимыми. Это касается и нашей страны, города, школ в том числе. Какое событие в нашей стране произойдет в воскресенье 4 марта (мы будем выбирать президента). Кого бы мы не выбрали, кто бы не стал президентом, давайте мы этому человеку напишем послание на листочках бумаги в форме листа дерева. Что надо сделать, чтобы наша страна стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.
(Слайд 12) Ролик «Толерантность – путь к культуре» (просмотр).
Давайте подведем итог нашего разговора в течение 2-х классных часов по данной теме.
Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением, на которых цифрами обозначен порядковый номер. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая порядковый номер.
1.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Слайды 13- 20 (Толерантность – это..)
И закончить мне хочется словами Льва Николаевича Толстого (слайд 21)
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Я хочу, чтобы вы были толерантными, как истинные граждане России. Я вручаю вам памятки, которые помогут оставаться вам таковыми. (Слайд 22)
Правила толерантности
- Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
- Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
- Научитесь прощать людям их слабости; умейте простить обиды.
- Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
- Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
- Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
Презентация у автора.