Цели урока: отрабатывать навыки исследовательской культуры учащихся на уроке, закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, продолжить изучение темы.
Задачи урока:
- Образовательные: закрепить основные свойства функций у = и у = , познакомиться со свойствами функций у = tqх и у = ctqх, их графиками, закрепить тему при решении и коррекционной проверки упражнений;
- Воспитательные: способствовать воспитанию ответственности, самокритичности, аккуратности, трудолюбия, внимания, активности, организованности;
- Развивающие: содействовать развитию организованности памяти, творческого мышления, логического мышления, устной и письменной математической речи, познавательного интереса, интереса к математике, развивать и формировать навыки общения, работы в группе
Оборудование: интерактивная доска, раздаточные карточки, листы размера А2 с начерченной системой координат, ведомость выполненных работ, трафареты графиков тригонометрических функций
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Наша школа (Слайд 1 Презентация) это научно исследовательский институт, а наш 10 «а» один из его отделов, я его руководитель. Работать будем в 4 лабораториях со старшими научными сотрудниками (представить по именам), а все остальные младшие научные сотрудники. В данное время наш отдел 2 урок занимается вопросами «Основные свойства и графики тригонометрических функций» .
Откроим тетради и запишем дату и тему урока. На сегодня распорядок дня такой. (Слайд 2) А цель нашей работы на сегодня: закрепить основные свойства функций у = и у= , разобрать свойствами функций у = tqх и у = ctqх, потренироваться с упражнениями на построение графиков всех тригонометрических функций. На уроке предстоит выполнить графический диктант, самостоятельную, практическую работу.
Распорядок работы. | |
1. Летучка | 9.00 - 9.15 |
2. Разбор материалов прошлого дня. | 9.15 - 11.00 |
3. Связь исследовательской темы с жизнью: | 11.00 - 13.30 |
а) информация к размышлению | |
б) задания на ЕНТ | |
4. Обед. | 12.30 -13.30 |
5. Плановая работа в отделе 10 «А» | 13.30 - 15.00 |
6. Разбор корреспонденции | 15.00-15.30 |
7. Индивидуальная работа в лабораториях. | 15.30 – 16.30 |
8. Обзор выполненной работы | 16.30 - 16.45 |
Подведение итогов. | 16.50 -17.00 |
Каждый старший научный сотрудник получает сегодня по ведомости выполненных работ, просьба объективно проставлять баллы после каждого вида работы своим младшим научным сотрудникам.
Имя сотрудника | Графический диктант | Разбор материалов прошлого дня | Исследовательская тема в жизни | Самостоятельная работа | Разбор корреспонденции | Практическая работа | Итоговая оценка |
Ход урока
I. Летучка (разминка).
(Слайд 4)
Диктант графический.
Выполняется на листочках и сдаётся старшему научному сотруднику в группе.
(Если вы согласны с утверждением, то ставите , если нет, то)
1 вариант.
- Областью определения функции у= является промежуток
- Область значения функции у= является открытый луч (0; +∞)
- Период функции у= Т = 2.
- Функция у= нечётная.
- Максимальное значение функции у= равно 1.
Ответ:
2 вариант.
- Область определения функции у = является промежуток (- ; + ).
- Область значений функции у = является отрезок .
- Период функции у = Т = .
- Функция у = нечётная.
- Минимальное значение функции у = равно -1.
Ответ:
II. Обзор материалов предыдущего урока. (Индивидуальный опрос.)
(Слайд 5 и 6)
Проводить обзор материалов предыдущего урока будут ученик А из 1 лаборатории и ученик В из 3 лаборатории. Экспертами этих групп будут лаборатории 2 и 4 . Из двух групп (какие определяет учитель) выходят по одному ученику к доске и рассказывают, показывают свойства графиков функций у= и у = . Группа может дополнить или исправить ответ отвечающего из своей команды. Группа экспертов ставит оценку отвечающему ученику и его команде
III. Связь исследовательской темы с жизнью.
(Слайд 7)
а) информация к размышлению:
Каждый из сотрудников получил при начале нашей исследовательской работы найти в дополнительной литературе связь нашей темы с жизнью. Заслушиваются сообщения (количество их может быть разным, но для подстраховки идею двух сообщений можно предложить двум ученикам)
Учитель: Я предлагала найти в Интернете, в книгах примеры, где встречаются на практике тригонометрические функции. Сегодня перед уроками 2 учащихся подошли и сообщили о том, что они нашли такие примеры. Заслушаем их.
Учащиеся показывают по 1 слайду, освещающему суть их выступления. Они заранее сбрасывают подготовленный материал на компьютер и получаются мини - презентации. Для примера включены в презентацию учителя слайды «Модель биоритмов»(Слайд 8), «Траектория пули» (Слайд 9), «О повороте на 360° Земли за 365 дней»(Слайд 10), « Колебательные движения маятника»(Слайд 11)
Как вы увидели слова Н. И. Лобачевского : « Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира» (Слайд 12) верны и дают ответ на часто встречающийся вопрос «А зачем изучается данная тема?». К тому же интересные факты могут послужить началом создания исследовательского проекта. Подумайте об этом.
б) Нет ничего злободневного на сегодняшний год как подготовка к успешной сдачи ЕНТ, нередко в тестах встречаются вопросы о периодичности тригонометрических функций. Проверим себя, как вы усвоили эту тему.
«Задания на ЕНТ» Самостоятельная работа. (Слайд13)
1 вариант | 2 вариант |
Определите наименьший положительный период функции | |
1) У = | 1) У = tq (3х –) |
2) У = | 2) У = |
3) У =3 | 3) У = 4 |
4) У = tq4х | 4) У = 5tq 3х |
5) У = 5 + | 5) У = - |
Поменяйтесь друг с другом и проверьте работу. Выставите оценку. (Слайд 14)
Ответы к самостоятельной работе:
1 вариант | 2 вариант |
1) Т = 4 | 1) Т = |
2) Т = | 2) Т = 10 |
3) Т = 10 | 3) Т = |
4) Т = | 4) Т = |
5) Т = | 5) Т =6 |
Итак , и в жизни исследуемая тема встречается и на ЕНТ .Убедившись в важности изучаемой темы пообедаем и продолжим дальнейшее углубление знаний по ней.
IV. Обед.
(Слайд 15) Обратим внимание на слова Анатоль Франса:
Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
Осмыслив слова А. Франса продолжим дальнейшее углубление знаний по теме «Основные свойства и графики тригонометрических функций»
V. Плановая работа в отделе. Исследование свойств функций у =tqх , у = ctqх (Объяснение нового материала).
Запишем в тетради число и тему урока: Функции у =tqх , у = ctqх их графики и свойства.
1) Рассуждения о функции y=tg x и её графике. (Слайд 16, 17)
Функция тангенс — это частное от деления функции синус на функцию косинус. Мы вспомнили свойства этих функций сегодня и уже знаем некоторые свойства исследуемой функции. так давайте, с помощью этих знаний, исследуем и сформулируем свойства функции y=tg x, построим график этой функции. Даётся 1.5 - 2 минуты на обсуждение в группах – отделах (Учащиеся вспоминают в каких четвертях эта функция принимает положительные в каких отрицательные значения а также значение этой функции при 00 , 300 , 450 ,600 , 900 , то что данная функция нечётная и значит график симметричен относительно начала координат ., что есть точки когда у = равен нулю а значит y=tg x не существует, период исследуемой функции) Те свойства, которые никто не сформулирует, наводящими вопросами учитель добавляет. (Рисунок 1 и рисунок 2)
Рисунок 1
Рисунок 2
2) Исследование свойств. Свойства записываются в тетради.(Слайд 18)
- D(tg х) =R, кроме х = П/2 + Пn, nN
- E (tg х) = R.
- Периодичная функция с основным периодом T=П.
- Нечетная функция.
- Возрастает на всей области определения
- Нули функции: у(х) =0 при х= Пn,
- Не ограничена ни сверху, ни снизу.
- Нет ни наибольшего, ни наименьшего значения.
3) Построение графика функции у = ctqх и исследование её свойств.
Исследование аналогично как для предыдущей функции (Рисунок 3)
(Слайд 19, 20)
Рисунок 3
(свойства закрепляются с помощью презентации) (Слайд 21)
- D(сtg х) =R, кроме х= Пn, nN
- E (сtg х) = R.
- Периодичная функция с основным периодом T=П.
- Нечетная функция.
- Убывает на всей области определения
- Нули функции: у(х) =0 при х= П/2 + Пn,
- Не ограничена ни сверху, ни снизу.
- Нет ни наибольшего, ни наименьшего значения
VI. Разбор корреспонденции.
(заранее для каждого отдела на партах лежат по два конверта в которых задания) (Слайд 22)
Задания. (Устно): С помощью, каких преобразований можно получить графики функций.
у = tqх + 2, у =tq(х – , у = 2tq(х – - 3, у = tq(х + – 3
у = ctqх + 2, у = ctq ) , у = 3ctq(х – + 5, у = ctq(х- + 1
(Построение 4 графиков показывается в презентации после того как учащиеся дали ответ) (Слайды 23 - 26)
VII. Индивидуальная работа в лабораториях. Практическая работа по парам.
(как сидят за партами). (Слайд 27)
На листах А2 нанесена координатная плоскость.
Построить графики функций:
1 вариант:
- у =
- у =
2 вариант:
- у = + 3
- у =
VIII. Обзор выполненной работы.
- Презентация проектов- практических работ и коллективная проверка(Слайды 28 – 31)
- Выставление оценок в оценочные листы
- Запись домашнего задания в дневник. п. 7, №65(б, в), № 679(г,д,е) , свойства всех четырёх функций. (Слайд 32)
IX. Итог урока.
Учитель: (Слайд 33)
Дружить наукам можно вечно,
Вселенная, ведь бесконечна!
Спасибо всем Вам за урок.
А главное, чтоб был он впрок.
Используемая литература:
- Абылкасымова А. Е. , Е. Д. Шойынбеков « Алгебра и начала анализа», Алматы: «Мектеп», 2011.
- Ершова А П., В. В. Голобородько «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 -11 классов», Илекса, Москва, 2008.
- Баранова Е.В., Зайкин М.И..Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. //Математика в школе. – 2004. -№ 2. - С. 7.
- presentaci.ru/prezentac
- free-math.ru/load/shkolnaja_matematika/algebra_10_klass/grafiki_trigon/13-1-0-120
- www.myshared.ru/slide/191635/