Площадь прямоугольника (по учебнику Л.Г. Петерсон "Учусь учиться")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить вычислять площадь прямоугольника. Внести в речь учащихся термин формула нахождения площади
  • Уточнить и закрепить смысл умножения
  • Развивать вычислительные навыки, логическое мышление математическую речь.

Приложение 1

Ход урока

I. Организационный момент. Устный счёт.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять –
И внимательно считать.

– С каким новым арифметическим действием мы познакомились на предыдущих уроках?

– Что такое умножение?

– Как называются компоненты при умножении? (Ответы учащихся.)

– Составьте выражение к задаче:

а) Купили 7 конфет. Каждая конфета стоит а руб. Сколько денег заплатили? (по а взяли 7 раз, а умножили на 7, произведение а и 7)

б) В доме n квартир, в каждой квартире 3 комнаты. Сколько комнат в доме? (по 3 взяли n раз, 3 умножили на n, произведение 3 и n)

в) Ира читает в час d страниц. Сколько страниц она прочитает за с часов? (по d взяли c раз, d умножили на c, произведение d и c)

Сравните выражения: (на экране) № 6

3 · 9 > 3 · 4 (произведение 3 и 9 больше произведения 3 и 4)
8 · 11 > 5 · 11
4 · 8 > 7 · 10
9 · y > 8 · y
d · 3 > d · 3 + d

– Молодцы! Ещё раз назовите компоненты умножения.

II. Актуализация знаний.

1. На доске фигуры.

– Что общего у этих фигур? (все четырехугольники)

– На какие две группы можно разбить эти фигуры? (четырёхугольники и прямоугольники)

– Сколько прямоугольников? (3)

– Какие фигуры являются прямоугольниками? (2 8 5)

– Почему вы так считаете? (все углы прямые)

– Проверим (ученик у доски прямоугольным треугольником измеряет прямые углы)

– О каком свойстве прямоугольника мы должны помнить? (противоположные стороны прямоугольника равны)

Вывод: Четырехугольник, у которого все углы прямые называется прямоугольником.

– В чем особенность прямоугольника №5 (это квадрат)

– Чем отличается он от других прямоугольников? (квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны).

– Какие величины мы можем измерить у прямоугольника? (Длину, ширину)

– А ещё что? (Площадь)

В чём измеряется площадь фигур? (В квадратных сантиметрах, дециметрах, метрах.)

III. Постановка цели урока.

1. Начертите в тетради прямоугольник со сторонами 5см и 3см

Как назовём сторону длиной 5 см? (длина)

А 3 см? (ширина)

а – 5 см
b – 3 см

– Как найти его площадь? (разбить на кв.см, взять палетку, сосчитать квадраты)

– Сколько кв.см занимает прямоугольник? (15 см2)

– Как узнали?

(Дети высказывают свои предположения:

a) пересчитать по одному

б) 5 • 3=15(см2) (В горизонтальной полоске 5 см, а таких полосок 3)

в) 3 • 5=15(см2) (В вертикальном столбце 3 см., а таких столбцов 5)

– S – обозначают площадь прямоугольника.

– Но всегда ли возможно разбить на квадраты площади фигур?

Например, как узнать площадь картины в музее? Нам разрешат разбить её на квадратные сантиметры?

– А как узнать площадь пола в классе? (ответы детей предположения)

– Какую заметили вы закономерность?

– Как зависит площадь прямоугольника от длины его сторон?

– Кто сможет сформулировать цель нашего урока? (научиться вычислять площадь прямоугольника, зная длину и ширину)

IV. «Открытие» нового знания.

Работа в парах

Учитель раздаёт на каждую парту прямоугольник. Прямоугольники оранжевые и серые (разные размеры)

Найдите, работая в парах, S прямоугольника.

Как вы думаете, одинаковы ли будут S прямоугольника?

Наметить алгоритм работы

1. Измерить длину прямоугольника (большая сторона)
Ширину прямоугольника (меньшая сторона)

2. Выбрать способ нахождения площади прямоугольника
3. S – ? см?

2. Практическая работа учащихся в парах.
3. Обсуждение результатов работы

a) оранжевые прямоугольники 27см?
в) серые 12 см2

– Чему равна S?

– Как узнали площадь?

a) разбили на см?
в) – нашли произведения длин сторон.

9 · 3 = 27 (см2)
6 · 2 = 12 (см2)

– Как удобнее находить площадь прямоугольника?

(Чтобы найти площадь прямоугольника, надо найти произведение ширины и длины)

Вывод: Можно найти площадь прямоугольника, зная его стороны.

Формула: S = а · b

– Сравним наш вывод и правило в учебнике на с. 73.

– Совпадают?

– Молодцы! Как же находится площадь прямоугольника?

V. Физминутка

VI. Первичное закрепление.

Что необходимо знать, чтобы найти площадь любого прямоугольника?

(длину и ширину прямоугольника)

Формула площади прямоугольника (Дети вспоминают формулу)

2. Самостоятельное решение задачи №3 с. 74

Обобщение:

Как найти площадь прямоугольника? Квадрата?

VII. Повторение.

№5(а, б) с. 75

– Заполните таблицу:

– По результатам таблицы решите примеры:

7 . 3 = 21 0 . 3 = 0 8 . 3 = 24 1 . 3 = 3

VIII. Итог урока.

Какая величина была главной хозяйкой нашего урока?

Площадь какой фигуры мы учились находить?

Как найти площадь прямоугольника?

IX. Рефлексия.

X. Домашнее задание с. 75 № 7,10

Литература

  1. Петерсон Л.Г. Математика 2 класс. Методические рекомендации. М.: Ювента, 2011.
  2. Петерсон Л.Г. «Учусь учиться». Математика 2 класс. Ч.2. М.: Ювента, 2012.
  3. Штевельман Т.А. Площадь прямоугольника (Математика, 2 класс). М.: ВиЭкс, 2008.
  4. http://www.itn.ru/board.aspx?cat_no=5025&tmpl=Thread&BoardId=46121&ThreadId=35378