Цели:
- расширять знания учащихся о Московском княжестве;
- познакомить с ходом и значением Куликовской битвы;
- учить анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;
- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);
- воспитывать гордость за свою страну, мужество и стойкость русского народа.
Оборудование: презентация, карточки, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой урока.
(Приложение 1, Слайд 1)
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события , с которыми мы с вами уже познакомились.
II. Проверка домашнего задания (актуализация знаний, умений, навыков). (Слайд 2)
1. Работа в парах. Соотнеси даты и события
- 988 г. – Великий князь Олег объединил под своей властью большинство восточнославянских племён
- 882 г. – Принятие христианства на Руси
- 1242 г. – Нашествие монголо-татар на Русь
- 1237 г. – Ледовое побоище
- 1380 г. – ...
Фронтальная работа (проверка на проекторе). Запомните эту дату. Мы с ней встретимся сегодня на уроке.
(Слайд 3)
А сейчас с помощью ленты времени перенесёмся из XXI века в век XIII и вспомним события того времени.
Работа в тетрадях (домашнее задание).
Откройте тетради на стр. 17 и давайте расположим в правильной последовательности события происходившие в то время.
- Распад Древнерусского государства.
- Войны между самостоятельными русскими княжествами.
- Нашествие войск хана Батыя.
- Образование Золотой Орды.
- Установление власти Золотой Орды над Русью.
Тяжёлые времена наступили на Руси. О них до сих пор люди вспоминают с горечью. Как вы думаете почему?
Что надо было сделать русским княжествам, чтобы освободиться от власти Золотой Орды?
Что вы хотели бы сказать русским людям XII века? О чём вы их предупредите и что пожелаете?
(чтение пожеланий, приготовленных дома)
(Слайд 4)
Целеполагание.
– Сегодня на уроке мы узнаем:
- Что такое Куликовская битва? Поединок?
- Кто такой Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Мамай, Пересвет, Челубей?
- Как боролась Русь с монголо-татарским игом?
III. Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация).
(Слайды 5 и 6)
Однажды наши знакомые Анюта и Илюша отправились на экскурсию по Третьяковской галерее. Там они остановились перед иконой «Троица». Что с ними произошло дальше мы узнаем, прочитав текст на стр. 48.
Почему Русь смогла стать свободной и независимой?
(Слайд 7)
В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской.
(Выступление ученика)
Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла.
(Слайд 8)
Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.
1. В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь… | …русские уже сами собирали дань со своих земель. |
2. Со времён Ивана Калиты… | …стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. |
3. Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича… | …дань собирали монгольские баскаки. |
Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.
Дмитрий Иванович, московский князь, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить той дани, которую платили прежде московские князья.
Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относиться к завоевателям монголо-татарам.
(Слайд 9)
Укажите, какое чувство у вас возникает:
а) боязнь, страх, испуг, ужас;
б) гордость;
в) удивление, недоумение;
г) радость.
– Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя?
(Мнения детей)
– Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.
Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
V. Изучение новой темы. (Слайд 10)
– Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
(Слайд 11)
Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.
(выступление ученика)
(Слайд 12)
– Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому.
Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».
Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
Сражение на Куликовом поле.
– И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага.
– Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.
– После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?
(Мнения детей.)
– Выберите возможный вариант ответа на вопрос: «Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?»
- Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
- Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
(Ответы детей.)
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
(Слайд 13)
И вот настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман.
Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
Дмитрий Иванович решил принят участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска. Предположите, что нужно было сделать, чтобы этого не произошло?
(Мнения детей)
(Слайды 14–15) Поединок
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей.
Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.
Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.
И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.
Сразу после этого по рядам войск прокатился приглушённый гул, и полки двинулись навстречу друг другу. Было так тесно, что коням и людям негде было развернуться. Ордынцы пробили строй русских полков, смяв московское ополчение. Русские воины даже начали отступать к берегам Дона. Но в этот момент из дубравы в спину противнику ударил полк из засады. Врагов охватило смятение. Мамай бросился бежать, а за ним и всё ордынское войско.
(Слайд 16)
Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.
К чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие сыны Родины полегли на поле Куликовом. В Куликовской битве и монголы, и русские понесли огромные потери. 8 дней русские хоронили убитых.
– А что же великий князь?
– По-разному рассказывают о судьбе великого князя во время сражения. Выберите версию, которой вы поверили:
- Согласно одним авторам, его тяжело ранили, сбили с коня и он вынужден был укрыться в чаще до конца сражения.
- По другой же версии, Дмитрий до самого конца участвовал в битве и «стал на костях татарских», то есть сам провозгласил победу.
- А по третьей версии, его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины.
(Слайд 17)
В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней.
С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.
(Слайд 18)
Итоги Куликовской битвы.
Как вы думаете принесла ли победа в этом великом сражении полную свободу Руси?
Работа по учебнику стр. 51.
Давайте прочитаем об этом в учебнике на стр. 51.
- В каком году русские земли были освобождены от ордынской зависимости?
- Как стало называться новое государство?
- Кто был первым правителем этого государства? (Слайд 19)
VII. Первичное закрепление нового материала
– А теперь давайте проверим, как вы запомнили рассмотренные нами сегодня события.
- Работа в тетради на стр. 19.
- Работа с кроссвордом стр.20. (Слайд 20–24)
VIII. Подведение итогов.
(Слайд 25) Что нового узнали на уроке?
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.