Урок окружающего мира "Солнце – ближайшая к нам звезда" (УМК "Гармония"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: создать условия для формирования представления о солнце и его значении для всего живого на Земле.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца.

Развивающие:

  • развивать рационально логическое и наглядно-образное мышление, умение работать с текстовой и иллюстративной информацией;
  • развивать умение высказывать предположения и аргументировать их

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в парах, в группах, умение слушать друг друга
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковые, проблемные, демонстрационные, наглядно-иллюстрационные.

Формы работы: парная и групповая, фронтальная беседа, обсуждение проблемных вопросов.

Оборудование: свеча, спички, мяч, горошина, видеозапись отрывка из сказки К.Чуковского “Краденое Солнце”, ЭОР, презентация “Что такое Солнце?”

Ход урока

Приложение 1

Этапы урока Деятельность учителя Виды УУД
1. Организационный момент. Звенит звонок! Звенит звонок!
Пора нам начинать урок!

– Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Личностные

– положительное отношение к процессу учения

Регулятивные

– принимать учебную задачу

Познавательные (общеучебные)

– понимать информацию представленную в схематической и модельной форме

2. Проверка домашнего задания – Ребята, разделите слова на группы. (явления и тела)

– Расшифруйте слово. (слово ОБЛАКА)

– Это тело или явление? (тело)

– А образование облаков? (явление)

– Как же образуются облака? (водяные пары поднимаясь вверх, превращаются в капельки воды или кристаллики льда, скапливаясь образуют облака)

3. Актуализация знаний. Учитель: Мы много узнали о телах живой и неживой природы, а сегодня продолжим знакомство с объектами неживой природы – небесными телами, которые не менее интересны и не менее красивы.

– Ребята, а часто ли вы смотрите в небо? – О чем вы думаете, глядя в небо? – Что вас больше всего поражает в нем? нравится?

 
4. Работа над новым материалом. 1. Введение понятия Солнце

Используя ЭОР, загадываю загадку про Солнце.

– А что бы вы хотели узнать о Солнце? (что такое солнце, почему оно светит и греет ?, Какого размера, оно больше или меньше Земли, как далеко оно ? можно ли долететь на космическом корабле? и т.д.)

Познавательные
(общеучебные)

– поиск информации
Регулятивные.
(целеполагание)

– ставить познавательную задачу

2. Мотивация

– А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце далеко от нас? (ответы детей)

 
Вывод учителя. Знания о Солнце важны и нужны, ведь Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле. Познавательные
(общеучебные)

– формулирование познавательной цели

3.Объяснение нового материала

3.1.Что же такое солнце?

 
Работа в парах. Дети читают текст на стр. 100 (1 абзац) и отвечают на вопрос

Что такое солнце? (карточка 1)

Вывод (слайд Что такое солнце )

– Солнце имеет большое значение и для растений, и для животных, и для человека. Ведь это самый главный источник света и тепла.

– Все богатство красок окружающего мира мы видим при свете Солнца: голубое небо, зеленая трава, красный мак.

Вспомните, что цветы с восходом солнца раскрывают свои цветки, а с заходом закрываются.

– А кто может сказать, что происходит с головками подсолнухов? Они всё время поворачиваются за солнышком. Куда Солнце, туда и подсолнух.

3.2. Значение Солнца.

Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит солнце. А давайте представим, что произойдёт на Земле, если вдруг Солнце погаснет?

Познавательные
(общеучебные)

Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач

Дети. Всё погибнет на Земле.

– А вот как об этом рассказал К.И. Чуковский. (посмотреть отрывок мультфильма из сказки К.Чуковского “Краденое солнце”)

-Что же хотел нам сказать автор?

– Давайте прочтем стихотворение Я. Акима и поясним, чем важно Солнце для растений, животных и для нас с вами. (Работа по тексту стр.98)

Учитель. Итак, Солнце нас обогревает и освещает в дневные часы.

Познавательные (действие постановки и решения проблемы)

– формулирование проблемы

3.3. Так почему же оно излучает свет и тепло?

Рассм. рис стр. 99 .

– Приходилось ли вам сидеть вечером у костра? Почему рядом с ним светло? Когда угли костра перестают светиться?

– Наблюдали ли вы, как горит свеча? Как она освещает комнату?

– Что светится в электрической лампочке? Почему она нагревается?

Давайте проведём небольшой эксперимент. Я думаю, что мы сейчас сможем доказать, что все они раскалённые тела, которые излучают свет и тепло. (зажигается свеча или лучина, и демонстрируется детям)

– Давайте понаблюдаем за горящей лучиной. Какой цвет у горящей лучины? А у гаснущей? ( Желтый, а у гаснущей – красноватый.)

Познавательные (логические)

–устанавливать причинно-следственные связи

Вывод: Теперь мы можем сделать вывод, что Солнце – это тоже… (открывается рисунок солнца)

Дети. Раскалённое тело.

Познавательные
(действия постановки и решения проблем)
3.4. А велико ли Солнце?
(Чтение текста на стр. 101)
 
4.Закрепление нового материала

Работа в группах. (во время ответов детей слайды)

(карточка)

Что такое Солнце?

Почему оно светит и греет?

Почему мы видим солнце большим светящимся кругом?

Велико ли солнце?

Об этом еще раз прочитаем и узнаем из текста в учебнике стр. 100 (2 абзац) + ЭОР

Познавательные
(логические)

– анализировать с целью выделения признаков

Познавательные (логические)

– перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные

– аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения

Регулятивные
(волевая саморегуляция)

Коммуникативные

– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Физкультминутка. Игра “Солнышко – тучка ”. (При команде “солнышко” – дети веселятся, при команде “тучка” – прячутся и затихают).
5. Контроль и коррекция знаний А теперь мы проверим, кто на уроке был внимательным и многое запомнил. Если высказывание верное – вы хлопаете.
  • Солнце – это планета.
  • Солнце – это ближайшая к Земле звезда.
  • Солнце гораздо меньше Земли.
  • Солнце гораздо больше Земли.
  • Солнце – это огромный раскаленный шар.
  • Солнце кажется нам маленьким кружочком, т.к. находится далеко от нас.
6.Рефлексия На партах у вас солнышки. Если вам на уроке понравилось и вы многое узнали пусть ваше солнышко улыбается .А если вам было скучно и вы мало узнали пусть загрустит ваше солнышко. Регулятивные
(оценка)

Личностные

– готовность оценивать свой труд

Коммуникативные
(постановка вопросов)

7. Домашнее задание. Дома вы поработаете наблюдателями. Понаблюдаете, каким бывает солнце утром, днем, вечером и выполните задания № 4 стр. 101.

– Но давайте заглянем в мешочек, который оставило Солнышко. Учитель достает солнечные очки.

– Ребята, а зачем вам Солнце напоминает об это предмете? Учитель обобщает ответы детей и дает совет не смотреть на солнце без темных очков.

– А на следующем уроке вы узнаете, какие опасности может таить в себе горячее солнце.

Делается вывод о работе ребят на уроке.