Цель: создать условия для формирования представления о солнце и его значении для всего живого на Земле.
Задачи:
Образовательные:
- формировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца.
Развивающие:
- развивать рационально логическое и наглядно-образное мышление, умение работать с текстовой и иллюстративной информацией;
- развивать умение высказывать предположения и аргументировать их
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в парах, в группах, умение слушать друг друга
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковые, проблемные, демонстрационные, наглядно-иллюстрационные.
Формы работы: парная и групповая, фронтальная беседа, обсуждение проблемных вопросов.
Оборудование: свеча, спички, мяч, горошина, видеозапись отрывка из сказки К.Чуковского “Краденое Солнце”, ЭОР, презентация “Что такое Солнце?”
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Виды УУД |
1. Организационный момент. | Звенит звонок! Звенит звонок! Пора нам начинать урок! – Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. |
Личностные – положительное отношение к процессу учения Регулятивные – принимать учебную задачу Познавательные (общеучебные) – понимать информацию представленную в схематической и модельной форме |
2. Проверка домашнего задания | – Ребята, разделите слова на группы.
(явления и тела) – Расшифруйте слово. (слово ОБЛАКА) – Это тело или явление? (тело) – А образование облаков? (явление) – Как же образуются облака? (водяные пары поднимаясь вверх, превращаются в капельки воды или кристаллики льда, скапливаясь образуют облака) |
|
3. Актуализация знаний. | Учитель: Мы много узнали о телах
живой и неживой природы, а сегодня продолжим знакомство с объектами
неживой природы – небесными телами, которые не менее интересны и не
менее красивы.
– Ребята, а часто ли вы смотрите в небо? – О чем вы думаете, глядя в небо? – Что вас больше всего поражает в нем? нравится? |
|
4. Работа над новым материалом. | 1. Введение понятия Солнце Используя ЭОР, загадываю загадку про Солнце. – А что бы вы хотели узнать о Солнце? (что такое солнце, почему оно светит и греет ?, Какого размера, оно больше или меньше Земли, как далеко оно ? можно ли долететь на космическом корабле? и т.д.) |
Познавательные (общеучебные) – поиск информации – ставить познавательную задачу |
2. Мотивация – А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце далеко от нас? (ответы детей) |
||
Вывод учителя. Знания о Солнце важны и нужны, ведь Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле. | Познавательные (общеучебные) – формулирование познавательной цели |
|
3.Объяснение нового материала 3.1.Что же такое солнце? |
||
Работа в парах. Дети читают
текст на стр. 100 (1 абзац) и отвечают на вопрос
Что такое солнце? (карточка 1) Вывод (слайд Что такое солнце ) – Солнце имеет большое значение и для растений, и для животных, и для человека. Ведь это самый главный источник света и тепла. – Все богатство красок окружающего мира мы видим при свете Солнца: голубое небо, зеленая трава, красный мак. Вспомните, что цветы с восходом солнца раскрывают свои цветки, а с заходом закрываются. – А кто может сказать, что происходит с головками подсолнухов? Они всё время поворачиваются за солнышком. Куда Солнце, туда и подсолнух. 3.2. Значение Солнца. – Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит солнце. А давайте представим, что произойдёт на Земле, если вдруг Солнце погаснет? |
Познавательные (общеучебные) Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач |
|
Дети. Всё погибнет на Земле. – А вот как об этом рассказал К.И. Чуковский. (посмотреть отрывок мультфильма из сказки К.Чуковского “Краденое солнце”) -Что же хотел нам сказать автор? – Давайте прочтем стихотворение Я. Акима и поясним, чем важно Солнце для растений, животных и для нас с вами. (Работа по тексту стр.98) Учитель. Итак, Солнце нас обогревает и освещает в дневные часы. |
Познавательные (действие постановки и
решения проблемы) – формулирование проблемы |
|
3.3. Так почему же оно излучает свет
и тепло?
Рассм. рис стр. 99 . – Приходилось ли вам сидеть вечером у костра? Почему рядом с ним светло? Когда угли костра перестают светиться? – Наблюдали ли вы, как горит свеча? Как она освещает комнату? – Что светится в электрической лампочке? Почему она нагревается? Давайте проведём небольшой эксперимент. Я думаю, что мы сейчас сможем доказать, что все они раскалённые тела, которые излучают свет и тепло. (зажигается свеча или лучина, и демонстрируется детям) – Давайте понаблюдаем за горящей лучиной. Какой цвет у горящей лучины? А у гаснущей? ( Желтый, а у гаснущей – красноватый.) |
Познавательные (логические) –устанавливать причинно-следственные связи |
|
Вывод: Теперь мы можем сделать вывод,
что Солнце – это тоже… (открывается рисунок солнца) Дети. Раскалённое тело. |
Познавательные (действия постановки и решения проблем) |
|
3.4. А велико ли Солнце? (Чтение текста на стр. 101) |
||
4.Закрепление нового материала Работа в группах. (во время ответов детей слайды) (карточка) Что такое Солнце? Почему оно светит и греет? Почему мы видим солнце большим светящимся кругом? Велико ли солнце? Об этом еще раз прочитаем и узнаем из текста в учебнике стр. 100 (2 абзац) + ЭОР |
Познавательные (логические) – анализировать с целью выделения признаков Познавательные (логические) – перерабатывать полученную информацию Коммуникативные – аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения Регулятивные Коммуникативные – вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
|
Физкультминутка. | Игра “Солнышко – тучка ”. (При команде “солнышко” – дети веселятся, при команде “тучка” – прячутся и затихают). | |
5. Контроль и коррекция знаний | – А теперь мы проверим, кто на
уроке был внимательным и многое запомнил. Если высказывание верное – вы
хлопаете.
|
|
6.Рефлексия | На партах у вас солнышки. Если вам на уроке понравилось и вы многое узнали пусть ваше солнышко улыбается .А если вам было скучно и вы мало узнали пусть загрустит ваше солнышко. | Регулятивные (оценка) Личностные – готовность оценивать свой труд Коммуникативные |
7. Домашнее задание. | Дома вы поработаете наблюдателями.
Понаблюдаете, каким бывает солнце утром, днем, вечером и выполните
задания № 4 стр. 101.
– Но давайте заглянем в мешочек, который оставило Солнышко. Учитель достает солнечные очки. – Ребята, а зачем вам Солнце напоминает об это предмете? Учитель обобщает ответы детей и дает совет не смотреть на солнце без темных очков. – А на следующем уроке вы узнаете, какие опасности может таить в себе горячее солнце. Делается вывод о работе ребят на уроке. |