Задачи:
- Сформировать представления о пруде и болоте.
- Развивать у учащихся УУД, необходимых для построение самостоятельных рассуждений и умозаключений, освоение навыка наблюдения, как основы исследовательской деятельности.
- Развивать умение добывать информацию в соответствующей литературе.
- Развивать умение наблюдать, делать выводы, выделять значимый материал, в соответствии с поставленной учебной задачей.
- Формировать товарищеское, доброжелательное отношение к одноклассникам при анализе их ответов, учить толерантности к их ошибкам, ответственность за результаты своего труда в процессе работы в паре;
- Воспитывать чувство долга перед будущими поколениями за сохранность окружающей среды.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир. 2 класс” Поглазова О.В,
- мультимедиапроектор,
- презентация;
- карта
- макет пруда из пластилина
- конверт с названиями водоёмов
- карточки для классификации
- конверты с картинками к аппликации
- тесты
- карточки – задания для исследования
- рабочая тетрадь к учебнику
- Пластилин, вода, листья, песок.
Ход урока
1. Организация начала урока
Встанем, встанем, встанем в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
Друг другу улыбнёмся.
Крепко ладошку к ладошке прижмём,
Урок окружающего мира начнём.
Будем сегодня слушать, рассуждать
И друг другу, работая в паре, помогать.
А гостям мы пожелаем:
С пользой время провести,
Интересное увидеть
И с собою увезти.
2. Актуализация знаний
Подготовку учащихся к активной УПД на основном этапе урока.
– Сегодня на уроке нас приветствует гостья – «Капелька». Вместе с ней мы будем исследователями. Те, кто отвечает верно, в награду получает жетон – капельку.
Проверка ЗУН по классификации водоемов.
– Вспомните в названия водоёмов в которых живет капелька? (океанах, морях, реках, водохранилищах, плотинах, каналах. озеро)
– На какие группы делятся эти водоемы по своему происхождению?(искусственные и естественные) ( Карточки)
– А еще, на какие группы можно разделить водоёмы по составу воды? (На пресные и солёные) ( Карточки)
– У каждого на парте лежат конверты с названиями водоёмов. Разделите их на группы.
1 вариант – искусственные;
2 вариант – естественные
3 вариант – пресные
4 вариант – солёные
(Проверка, итог)
– Капелька приготовила вам иллюстрацию водоёма.
– Какой водоём изображён на слайде? (Приложение 1, Слайд 1)
– Что такое озеро? (Естественный водоём, углубление заполненное водой)
Внимательно слушаем ответ своего товарища, который учится выступать, ответ после выступления можно дополнять.
– Как образуется озёра?
– Назовите и покажите на карте: ( работа с картой у доски, в тетрадях )
– Самое большое озеро на планете?
– Самое глубокое озеро на Земле?
– Какую пользу приносят озёра?
– Как сберечь озёра?
Физкультминутка
К озеру прилетела стрекоза
Улыбнулась,
Водой она умылась,
Изящно покружилась,
Нагнулась и присела,
А потом – улетела.
3. Введение в новую тему. Подготовку учащихся к активной УПД на основном этапе урока.
А есть и другие водоёмы на Земле ( Слайд № 2)
– Что хотели бы узнать о новых водоёмах?
План на доску
1. Название.
2. Как образуется?
3. Какую пользу приносят?
4. Как сберечь?
4. Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
Совместное “открытие знаний”.
Пластилин, вода, листья, песок. В парах сделать водоём.
– Возьмите пластилин, сделайте в нём углубление.
– Заполните углубление водой.
(Изготовление макета пруда из пластилина)
– Какай водоём у нас получился?
– Назовите этот водоём… (пруд)
– А теперь добавьте в ваш макет пруда те составы, которые лежат на столе?
– Что произошло?
– Как это произошло?
– Во что стал превращаться пруд? (в болото)
– Приходилось ли тебе видеть болото?
– Что вы знаете о болотах?
– Чем оно опасно?
5. Я – исследователь.
– А сейчас я предлагаю провести исследование.
Цель исследования: пруд, болото
Работа проводится в парах. У каждой пары на столе лежит учебник и карточка.
– С помощью учебника иccледуйте эти водоёмы.
– Прочитайте текст учебника о предложенном водоёме, продолжите предложения, дописав слова.
ПРУД – это ……
(искусственный водоём, рукотворный, сделанный руками человека, для хозяйственных нужд.
Пруд образуется….
Болотом называется ……..
(избыточно увлажненные участки суши)
Болота образуются….
Сообщения учащихся (во время сообщений демонстрация слайдов водоёмов 3-7 )
– Самые переувлажненные участки болота называются топи. Немало людей и животных погибло – не сумев выбраться из топей, что породило предания и суеверия, страхи перед болотами, лешими, кикиморами и другой нечестью.
– Знаете ли вы, что добывают из болот? (Иллюстрация на стр.19)
Физкультминутка
По болоту мы идем
Очень осторожно!
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
– Представьте, что вы со своим товарищем находитесь у болота.
6. Творческая работа: “Засели болото” (рабочая тетрадь зад№15 стр10)
Работа в парах
Проверка.
– Вернёмся к плану. Всё ли мы узнали, что планировали?
Какую пользу приносят?
Как сберечь?
7. Закрепление (Работа с тестом)
Проверь себя.
В тесте обведи букву правильных ответов
1. Как называется искусственное углубление на земле, заполненное водой?
А) Озеро
Б) Болото
В) Пруд
2. Отгадай загадку. Выбели отгадку.
Здесь земля –
Как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги.А) Река
Б) Канал
В) Болото
3. Какой водоём есть в твоей местности?
А) Водохранилище
Б) Море
В) Пруд
4. Что добывают из болота?
А) Соль
Б) Песок
В) Торф
5. Оно – любимое место кикиморы.
А) Озеро
Б) Водохранилище
В) Болото
Лист контроля: ВВВВВ
8. Итог урока
– Молодцы! Во время урока за свою работу вы получали капельки. Они говорят о ваших отличных знаниях. Покажите мне ваши капельки. Выберем самого активного участника урока по количеству капелек.
(Выставление оценок.)
– Молодцы, ребята!
Оценки за урок.
9. Домашнее задание.
– Наш урок подходит к концу мы много работали и у нас всё получилось.
– Скажите, понравилось ли вам быть исследователями?
– Тогда продолжите эту работу дома. Я предлагаю вам отгадать кроссворд стр. 11-12 зад.№17, 18. А чтобы справиться с этим заданием вам надо будет повторить стр.18-19 учебника по «Окружающему миру» и вспомнить материал урока.