Активное использование программы говорящая русская азбука Azbuka. Pro в работе по обучению чтению детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Разделы: Коррекционная педагогика


В ХХІ веке информационно-коммуникационные технологии стали важнейшим фактором, определяющим развитие общества. Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что определяется рядом факторов. Во-первых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Во-вторых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому [3].

Так как обучение является передачей информации ученику, то, следуя определению В.Н. Глушкова (информационные технологии – процессы, связанные с переработкой информации) можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались на протяжении последних нескольких лет. Компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новая информационная технология обучения».

В настоящее время спрос на дошкольное образование и услуги превышает предложения, очередь на устройство ребенка в детский сад составляет в нашей республике свыше 10 тыс. детей. 30 % детей воспитываются в домашних условиях, что требует квалифицированного социально-педагогического и психологического сопровождения семьи. Особую важность приобретает вопрос образования детей с ограниченными возможностями здоровья [1].

В последнее время в России наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это, прежде всего речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллекта, слуха. В частности, нарушением слуха страдает 8–10% населения, и есть тенденция к увеличению этих цифр. Вместе с тем, увеличивается количество детей с различными нарушениями слуха. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха представляют крайне разнородную группу. Они различаются по степени снижения слуха: тугоухость и глухота. При этом внутри каждой категории возможно различное понижение слуха. Как известно, снижение слуха обуславливает ограничение социального общения и познания окружающего мира. Это ограничение влияет на формирование психики учащегося, на все сферы познавательной деятельности. Кроме этого, дети испытывают проблемы в речи, восприятии, памяти, внимания, представления, мышления.

Таким образом, для обеспечения разностороннего развития глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста необходим учет общих закономерностей их развития, изучение возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам и подготовку к школьному обучению. В связи с этим, образовательно – коррекционной процесс в ДОУ строится на основе комплексных программ для специальных дошкольных учреждений авторов Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. Программы содержат необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей по разным направлениям педагогической работы и способствуют дальнейшему успешному развитию личности, социальной реабилитации и максимальной адаптации в социуме. Значимой с этой точки зрения является опора на зрительный анализатор. При обучении детей с нарушением слуха на начальном этапе применяются компьютерные игры, специализированные программы.

Данные мониторинга за последние 3 года в ДОУ №26 г. Чебоксары свидетельствуют, что наблюдается увеличение число воспитанников с нарушением слуха, в том числе с комплексными нарушениями развития. Остро стоит проблема образования и коррекции таких детей. Как известно, одним из ведущих направлений коррекции дефицитарного развития ребенка с нарушенным слухом является общая коррекция, ориентированная на развитие личности ребенка с нарушенным слухом в условиях педагогического процесса. Вместе с тем, на характер развития ребенка с нарушенным слухом влияют условия окружающей среды и, в первую очередь, педагогические, которые предполагают целенаправленную организацию обучения, воспитания. Поэтому основополагающая идея коррекции дефицитарного развития – развитие личности ребенка с нарушенным слухом в условиях специально организованного педагогического процесса [2].

Для решения вышеперечисленных проблем в ДОУ сформирована система коррекционной работы, реализация которой обеспечивает успешность и эффективность всего воспитательно-образовательного и коррекционного процесса. В рамках работы по созданию комплекса педагогических условий педагоги ДОУ учитывают специфику слухового восприятия и особенностей речевого развития при подборе содержания, форм, методов и приемов педагогической работы. Кроме этого, постепенно усложняются задания по развитию слухового восприятия в зависимости от окружающей акустической ситуации. Наряду с этим, широко применяется дифференцированный подход через создание индивидуальных программ сопровождения. В настоящее время накоплен опыт работы по использованию компьютерных технологий и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ, которые позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Одной из таких программ в работе с воспитанниками ДОУ используется программа говорящая русская азбука Azbuka. Pro (Разработчик: Андрей Кравцов) высокоэффективный тренажёр для обучения детей от 3 до 7 лет чтению, которое является одним из этапов подготовки к школе. Обучение происходит в игровой форме, начиная с самых основ и предполагает несколько этапов.

Первый этап «Изучаем русский алфавит». На данном этапе обучение следует начинать с изучения гласных, затем переходить к согласным. Основной принцип обучения – нахождение пар букв или слогов с произношением текущей выделенной буквы или слога. Высокая степень обучения достигается за счёт обучения в игровой форме и включением в процессе игры памяти ребёнка. Буквам сопоставляются соответствующие звуки (за исключением твёрдого и мягкого знаков), а не «классическое» произношение букв, так как конечной целью является обучение ребёнка чтению. Кроме этого, упражнения распределены по группам: «гласные», «согласные», «числа от 0 до 10», два ряда со сложными схожими по начертанию буквами, ряд «заглавных» букв, ряд «маленьких» букв, пользовательский ряд (с возможностью выбора буквенного ряда самим пользователем), «Цвета».

Второй этап «Изучаем слоги» предполагает изучения слогов. Основная идея упражнений – изменение одной из букв в слоге (гласной или согласной), чтобы ребёнок уловил разницу. Например, «ту», «бу», «ру» или «па», «по», «пу» и так далее. Имеются следующие упражнения: «слоги из двух букв», «слоги из трёх букв», «смешанные слоги» (там есть как буквы, так слоги из двух и трёх букв), «числа от 10 до 20».

Третий этап «Учимся читать» включает в себя режим «умные кубики» (чем то похож на кубики Зайцева), который предназначен для обучения чтению. С помощью «умных кубиков» ребёнок поймёт, как складывать слоги и буквы в слова. После составления слова, выводится картинка, которая помогает ребёнку «домыслить» какое именно слово написано. При щелчке по слову, оно проговаривается по слогам, с подчёркиванием текущего слога [4].

Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что применение данной программы позволило расширить знания детей о предметах и явлениях окружающего мира, обучить детей азбуке и чтению, активизировать внимание, познавательную активность, повысило уровень компьютерной грамотности, способствовало развитию творческого потенциала личности. В процессе игр-занятий на компьютере у детей развиваются положительные эмоции, повышается мотивировка к правильному выполнению предложенных заданий, развивается способность к самостоятельному обучению. Все это позволяет грамотно осуществить подготовку детей с нарушением слуха к школе.

Однако, следует подчеркнуть, что организуя работу с детьми, необходимо учитывать профессиональный уровень педагога, его умение включать информационные компьютерные технологии в коррекционно-развивающем обучении в систему обучения каждого ребенка.

Список литературы:

  1. Выдержки из СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2040 ГОДА
  2. http://ibookcase.com/info/psychology/deaf?page=2
  3. http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0
  4. http://www.azbuka-pro.ru/azbuka.php