Пояснительная записка
«Учить не мыслям, а мыслить!» И.Кант |
Одна из основных задач обучения математике в школе состоит в том, что ученик должен освоить образовательный стандарт по математике на выбранном им уровне. Сегодняшний социальный заказ: школа должна научить детей самостоятельно добывать информацию и уметь ею пользоваться. Интеллектуальные возможности людей различны. Помочь использовать те богатейшие возможности, которые дала природа человеку и о существовании которых многие подчас и не подозревают, раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия – вот задача курсов по выбору учащихся.
Предлагаемый курс «Избранные вопросы математики» призван заинтересовать учеников дополняющими обязательный учебный материал сведениями о математике и математиках, выработать у них навыки рациональных вычислений, формировать математическое и логическое мышление, расширить кругозор и, главное, пробудить желание заниматься изучением одной из основных наук.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем, а так же включено решение задач повышенной трудности.
Актуальность курса «Избранные вопросы математики» – необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей.
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Обучение по данной программе способствует формированию новых знаний, умений, навыков, предметных компетенций в области математики и повышению общего уровня математической культуры, который позволит им:
- точно и грамотно излагать собственные рассуждения при решении задач;
- приобрести устойчивые навыки решения нестандартных задач;
- применять рациональные приемы вычислений и тождественных преобразований;
- продолжить пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учёбы.
Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся и расширяющие их математический кругозор. В данном курсе предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, формированию навыков творческого мышления.
Структура программы состоит из курсов:
- «Избранные вопросы математики, 5», 34 часа;
- «Избранные вопросы математики, 6», 34 часа;
- «Избранные вопросы математики, 7», 34 часа;
- «Избранные вопросы математики, 8», 34 часа;
- «Избранные вопросы математики, 9», 34 часа;
- «Избранные вопросы математики, 10», 34 часа;
- «Избранные вопросы математики, 11», 34 часа.
Программа рассчитана на 34 учебные недели в течение учебного года. Режим занятий 1 раз в неделю.
Цель курса
- Обеспечение индивидуальных запросов учащихся и их родителей;
- формирование математического мышления обучающихся, выражающегося в изобретательности, логичности, доказательности, нестандартности мышления;
- формирование умений отстаивать собственные взгляды, активно включаться в поиск интересующей информации;
- формирование способности анализировать информацию;
- углубление знаний учащихся о различных методах решения и базовых математических понятий, формирование у школьников компетенций,
- развитие интереса собственно к математике;
- развитие самостоятельности учащихся и способности к самоорганизации; оказание помощи ученику в оценивании своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы.
Требования к уровню освоения содержания курса и ожидаемые результаты
Учащиеся должны иметь представление: о математике как форме описания и методе познания действительности;
Учащиеся должны уметь:
Применять приобретенные навыки в ходе решения задач, составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций, использовать символический язык алгебры, выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обнаруживать и анализировать ошибки в рассуждениях, самостоятельно работать с математической литературой; уметь проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.
Учащиеся приобретают опыт решения олимпиадных задач.
У учащихся сформированы компетентности:
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность;
- исследовательская компетентность;
- технологическая компетентность.
Способы определения результативности
Тестирование, работа на семинарских занятиях, самостоятельная работа, результаты участия в олимпиадах разных уровней.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Результаты участия в межшкольном ученическом турнире «Знай наших» – во время осенних каникул (МОУ ДОД ЦДОДД ГЦИР)
- Результаты участия е в межшкольном ученическом конкурсе «Математика – царица наук» (МОУ ДОД ЦДОДД ГЦИР) – во время весенних каникул
- Результаты участия в целевых программах по математике, проводимых МОУ ДОД «Эрудит»
- Результаты участия в школьной научно-практической конференции – январь
- Школьная олимпиада – март, во время проведения декады математики
- Всероссийская интеллектуальная игра «Кенгуру» – март
5 класс
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | Язык и логика | 7 | 2 | 5 |
1.1 | Высказывания. | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.2 | Общие утверждения | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.3 | Утверждение “Хотя бы один” | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.4 | О доказательстве общих утверждений | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.5 | Логические таблицы | 1 | - | 1 |
1.6 | Задачи логического характера. | 2 | - | 2 |
II | Делимость натуральных чисел. | 10 | 1,5 | 3,5 |
2.1 | Делимость произведения | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.2 | Делимость суммы и разности | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.3 | Признаки делимости на 7; 11; 13. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.4 | Задачи на делимость чисел. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.5 | Текстовые задачи на применение НОК и НОД. | 2 | 0,5 | 1,5 |
III | Задачи повышенной трудности. | 10 | - | 10 |
3.1 | Задачи на дроби. | 2 | - | 2 |
3.2 | Задачи на совместную работу. | 2 | - | 2 |
3.3 | Задачи на движение. | 2 | - | 2 |
3.4 | Задачи на переливание (перекладывание). | 2 | - | 2 |
3.5 | Задачи на проценты. | 2 | - | 2 |
IV | Введение в геометрию | 7 | 2 | 5 |
4.1 | История возникновения геометрии | 1 | 1 | - |
4.2 | Основные геометрические фигуры | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.3 | Пространство, которое нас окружает | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.4 | Решение занимательных геометрических задач | 2 | - | 2 |
V | Решение олимпиадных задач | 2 | ||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 | 5,5 | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Язык и логика
Высказывания. Истинные или ложные утверждения. Доказательство истинности или ложности утверждения. Выделение в высказываниях темы и ремы.
Общие утверждения. Определение. Значение. Истинность и ложность. Пример и контрпример.
Утверждение “хотя бы один”. Доказательство утверждения “хотя бы один”. Утверждение о существовании.
Ученик должен знать:
определение высказывания, общих утверждений; понятие “хотя бы один”.
Ученик должен уметь:
доказывать истинность или ложность утверждений; составлять логические таблицы, решать задачи логического характера.
II. Делимость натуральных чисел
Свойства делимости произведения. Свойства делимости суммы и разности. Признаки делимости на 7; 11; 13. Преимущества признаков делимости.
Ученик должен знать:
формулировку признаков делимости на 7; 11; 13.
Ученик должен уметь:
решать задачи на делимость чисел, текстовые задачи на применение НОК и НОД.
III. Задачи повышенной трудности
Решение текстовых задач: задачи на дроби, на совместную работу, на движение, на переливание (перекладывание), на проценты.
Ученик должен знать:
алгоритмы решения простейших задач.
Ученик должен уметь:
решать задачи повышенной трудности.
IV. Наглядная геометрия
Что изучает геометрия. История её возникновения. Основные геометрические фигуры. Пространство, которое нас окружает.
Ученик должен знать:
простейшие геометрические фигуры
Ученик должен уметь:
видеть геометрические фигуры в окружающем мире
V. Решение олимпиадных задач
Решение олимпиадных задач, предлагаемых на районных, городских олимпиадах и из используемых сборников.
Рекомендуемая литература
- Галкин Е.В.