Литературная гостиная "Иван Грозный – загадка России"

Разделы: Внеклассная работа


Форма урока: литературная гостиная.

Цель урока: знакомство с книгой И.И. Щиголева “Сексуальность и агрессивность Ивана Грозного и современное общество”.

Задачи:

  1. Отбор материала исследования для сценария.
  2. Побудить познавательный интерес студентов к изучению эпохи и личности Ивана Грозного через призму социологии, истории, психиатрии, психологии.
  3. Способствовать формированию активной гражданской и нравственной позиции студентов.

Место проведения: актовый зал Брянского базового медицинского колледжа.

Время проведения: 1500.

Оснащение: музыкальная аппаратура, фонограммы, мультимедийная система, цифровая камера.

Оформление зала: в соответствии с тематикой.

План подготовки литературной гостиной

Содержание

Дата

Ответственные

  Организационное заседание:

Составление плана проведения мероприятия:

  • подбор участников;
  • подготовка сценария;
  • подготовка мультимедийной презентации;
  • назначение ответственного за оформление зала;
  • назначение ответственного за подбор театральных костюмов;
  • назначение ответственного за фотосъемку;
  • назначение ответственных за приветствие е гостей (цветы);
  • верстка и компьютерный дизайн методической разработки;
  • подготовка выставки (Тихомирова М.Г.)
  • написание статей в газету “Медик”

24 ноября

Боровик Н.Н. Фещенко Е.Н. Поживилко А.А. студенты I и III курсов специальности “Сестринское дело”

  Работа с участниками мероприятия: знакомство со сценарием, отбор чтецов, ведущих, распределение ролей в театральных постановках.   Боровик Н.Н. Фещенко Е.Н. Поживилко А.А.
  Оформление зала: подбор и подготовка декораций    
  Подбор театральных костюмов    
  Подбор номеров художественной самодеятельности   Боровик Н.Н. Фещенко Е.Н.
  Подбор фонограмм   Поживилко А.А.
  Подготовка мультимедийной презентации   Поживилко А.А.
  Репетиция с участниками литературной гостиной   Боровик Н.Н. Поживилко А.А. Фещенко Е.Н.
  Репетиция номеров художественной самодеятельности   Фещенко Е.Н. Дубинкина Т.С.
  Репетиция с мультимедиа   Боровик Н.Н. Фещенко Е.Н. Поживилко А.А.
  Генеральная репетиция. Оформление зала.   Боровик Н.Н. Поживилко А.А. Фещенко Е.Н.
  Написание статьи в газету “Медик”   Фещенко Е.Н.

Сценарий

Литературная гостиная по книге И.И. Щиголева “Сексуальность и агрессивность Ивана Грозного и современное общество”

“ИВАН ГРОЗНЫЙ – ЗАГАДКА РОССИИ”

(звучит песня “Россия – матушка”)

Песня “Россия-матушка” в исполнении студентов выпускного курса Юрия Егорова, Светланы Наумкиной, Алексея Новикова

Чтец:

Огромная и красивая,
Гордая и стойкая
Нежная и желанная,
Земля моя обетованная!
А в горах твоих – сила могучая!
В реках – скрыто стремление кипучее!
А в полях – душа, шире нет её!
Ну, а в каждом из нас – бьется сердце твое Русь.
И нельзя понять – непонятное,
И нельзя объять – необъятное
Через бури страстей, через время
Лишь в тебя – Россия, верим!
Нет родней тебя, нет мудрей тебя
Ты одна у нас – наша Родина!
И так было всегда!
И так будет всегда!
Так живи, ты Россия,
Во все времена!

Ведущие: студенты I курса специальности “Сестринское дело” Асташенко Мария, Ображей Светлана, Яшина Екатерина

В1: В последние годы наше Отечество изменилось. Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, ее надо изучать, ее надо знать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок.

Сегодня мы с вами откроем книгу Игоря Ивановича Щиголева “Сексуальность и агрессивность Ивана Грозного и современное общество” и перенесемся в эпоху 16 века.

(Мультимедиа)

В настоящее время историко – художественный портрет самого противоречивого правителя отечественной истории написан достаточно подробно. Но мало кто из исследователей подходил к Ивану Грозному с медицинской меркой. А ведь знание физического и психического здоровья первых лиц государства порой способно объяснить причину многих политических потрясений.

И.Грозный для большинства исследователей неразрешимая психологическая задача, странная смесь добра и зла, тиран, порождающий то своею жестокостью, то малодушием, то проницательностью, то полным затмением мысли.

Время правления Грозного противоречивое и сложное. О нём спорят историки и поныне. Неоднозначно время, неоднозначно воспринимается и сама личность правителя. О нём и пойдет речь.

В2: Иван Васильевич, как пишут некоторые исследователи, был роста высокого, с широкой грудью и плечами, крепкими мышцами, красивой и величественной наружности: лоб у И.Грозного был высокий, глаза серые, неприятные, нос длинный, вытянутый, усы длинные, вздернутые, голос зычный и неприятный. Это был настоящий скиф: быстр умом, кровожаден, не зная милосердия и во всем действовал своим разумом.

В3: 25 августа 1530 г. в седьмом часу ночи на свет благополучно появился наследник – крепенький мальчик, которого нарекли Иваном в честь деда Ивана III Васильевича. Небесным покровителем ребенка стал считаться Иоанн Креститель, чья память отмечалась в сентябре.

Иоанну было всего лишь три года, когда в 1533 г. умер его отец, Василий III. Править государством стала его мать, великая княгиня Елена Васильевна Глинская. В 1538 г. умерла и мать и 8-летний Иоанн остался круглым сиротой.

Началось правление “княжат”
Зло – порождение обид.
Иван рос беспризорным с детства.
Судьбы история гласит:
Не раз он наблюдал злодейства.
Лишился рано он отца.
Вершились козни, самосуды,
Перевороты во дворцах,
Казалась доброта там чудом.
Поддержку в книгах он искал,
Но выбирал в них лишь цитаты
Мечтой самодержавным стать
Его душа была объята.
Формировался злобой нрав,
Ведь грызлись меж собой бояре.
Жестоким с юности царь стал,
Безумствуя в страстей угаре.

Стихотворение “Иоанн Грозный” читает студентка I курса специальности “Сестринское дело” Ушакова Елена

В4: Будущий царь Иван от природы получил бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случаи: “родственники мои не заботились обо мне”. Отсюда его робость, ставшая чертой его характера. Как все люди, выросшие среди чужых, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить, оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нём подозрительность, которая с летами превратилось в глубокое недоверие к людям.

Шум, гам и наглость бояр возмущали Ивана, но что он мог поделать без верных сторонников и единомышленников? От бессилия и подавляемого гнева двенадцатилетний подросток лишь кусал губы и копил в глубине души ненависть к самовластным временщикам. Несомненно, именно тогда складывались худшие черты характера будущего царя.

Эта ранняя привычка к тревожному уединенному размышлению про себя, втихомолку надорвала мысль Ивана Васильевича, развила в нём болезненную впечатлительность и возбуждаемость. И. Грозный рано потерял равновесие своих духовных сил, умение направлять их, когда нужно, разделять их работу или сдерживать одну противодействием другой, рано привык вводить в деятельность ума участие чувства. О чем бы он ни размышлял, он подгонял, подзадоривал свою мысль страстью.

Ведущие: студенты I курса специальности “Сестринское дело” Аминова Нина, Быкова Алина, Муха Мария, Рогова Людмила, Моисеева Ольга

В5: В атмосфере борьбы за власть созревал будущий деспот – мстительный, чрезвычайно нервный, вспыльчивый и жестокий. Уже в играх и забавах с товарищами, которых, к слову сказать, ему выбирали другие, Иван проявлял бесчеловечность, царившую, впрочем, в той среде, которая его окружала. На его глазах мучили людей.

Бояре продолжали по-своему вершить государственные дела, но они уже не смели противоречить государю, который мог сказать: “Государство – это я”. Можно отметить заботу и рачительность о Руси и христианстве со стороны Ивана Васильевича. Однако в том числе просматривается его жестокий стиль правления вплоть до жестокости: “приехав, лежать станешь из-за своего увечья”.

Мрачные раздумья И. Грозного: дискомфорт, пессимизм, уныние обличают в нем диагноз дистимии – хронического депрессивного настроения при значительной вариабельности состояний между эпизодами депрессии и состоянием относительного благополучия. Основные симптомы: снижение настроения и утрата радости от жизни. Дистимия весьма сходна с невротической депрессией.

В6: На семнадцатом году жизни следуют два венчания. 16 января 1547 года произошло великое. В Успенском соборе митрополит возложил на него венец – ту самую легендарную “византийскую” шапку Мономаха. Мечта сбылась. На Руси появился первый царь. Но титул Великого князя Всея Руси он себе тоже оставил. Царь и Великий князь… Так он обвенчался с Русью.

Видеофрагмент из фильма “Иван Грозный”

И уже через полмесяца – второе его венчание. Не чужестранку взял, как дед и отец… Он хорошо выучил русскую историю: иноземцев на Руси боятся, с ними суеверно связывают все несчастья, от них непременно ждут нарушения старых обычаев, которые так ценит его народ. Русскую девушку решил взять в жены! И бояре, и митрополит славили эту нежданную осмотрительную мудрость юного царя. Знатные сановники объезжали Россию, чтобы видеть всех благородных девиц и представить Государю лучших невест; Иоанн избрал из них Анастасию (Анну), дочь вдовы Захариной, муж которой Роман Юрьевич был окольничим. Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали этот выбор; она была целомудренной, смиренна, набожна, чувственна, умна, не говоря уже о красоте, которая считалась необходимой принадлежностью царской невесты.

Сценка

Счастье было так велико, что дух перехватывало у красавицы. Искры начинали плясать в глазах, и кидалась она ниц перед божницей, горячее шепча: “Господи! Избави от искушения! Владычица, умири душу мою! Отведи горе от сироты. Смири дух мой гордый, не карай за думы суетные. Тебе, Господу, обручиться хочу… Никому больше! Помоги, Господи”.

Род Захарьиных был не из знатных, но Анастасия пленила царя своей красотой и, главное, своей женственностью

Осень давно уже стояла. Деньки выпали теплые, ясные, бабье лето приспело.

В один из этих дней Иван заглянул к Захарьиной, как всё чаще и чаще делал за последнее время.

Студенты III курса специальности “Сестринское дело” Калмыкова Наталья и Писарев Сергей в ролях Анастасии Захарьиной и Ивана Васильевича

По обыкновению, прошел с Анной в сад, в беседку, увитую хмелем, жгуты которого поредели и пожелтели теперь.

– Как жила без меня эти три дня? Что делала?

– По домашнему, осударь! Знаешь наши дела девичьи … Золотом шила битью. Покров новый готовлю на престол храму нашему приходскому. Были подружки, заглядывали. Сама разок, гляди, у Насти Адашывой побывала. Все одно и одно у меня, осударь! Труда не слыхать тяжелого у нас, у дочек боярских, вон как у люда простого, вольного. Так зато он “вольный” зовется. Ихние девушки инако живут. А мы – по старине, осударь!

– По старине? – машинально, очевидно не думая о том, что ему говорят, повторил Иван. – Не все оно по старине и ладно бывает.

– Толкуют люди: не все и новое ко двору да в пору. А ино дело: тебе лучше знать, осударь! Каков ты, сокол ясный, в здоровье своем? Смутен штой-то? Не докука ли какая новая?

– Нет, особливой докуки нету! – зорко вглядываясь в девушку, отвечал Иван. И вдруг быстро проговорил: – Нютушка! А ведь нынче я прощаться приехал!.

– Не поймешь никак? Слушай … Я оженюсь, по догу царскому, хошь и не любима мне королевна далекая. Тебе, слышь, за кого-либо из похлебников моих замуж тоже выдадим, честь-честью. Так лишь, для прилику единого, сама разумеешь. И будешь ты век со мной. Первая да единая. Выше царицы венчанной .. Разумеешь? Так согласна ли?

– Осударь, што пытаешь? Што спрашиваешь? Знаешь, видишь: на все твоя воля царская. Только не жилица я на свете. Ты, Ваня, добр-здоров, счастлив будь с осударыней-царицей твоей богоданной. А я … Я в монастырь уйду, усердно за вас Бога молить стану … за счастье да за долгоденствие ваше.

Каждое слово, каждый негромкий звук ее голоса дышали такой правдой и тоскою, что слезы выступили на глазах у впечатлительного юноши-царя.

В неукротимом порыве он искренне, горячо зашептал, откинув всякое притворство, всякое выпытываение:

– Буде! Не плачь, не горюй, отри слезы, кралюшка. Ласточка ты моя сизокрыленькая! Щебетушечка веселенькая! Защебечи повеселее, по старому. Ни на ком, кроме тебя не женюсь. Ни с кем-то не повенчаюся. Ты моя нареченная, моя царица, подруга богоданная. По гроб жизни! Вижу я, уверовал, што не царства домогаешься – меня самого любишь.

– Тебя … Тебя … – вдруг зноем пахнуло на юношу признание девушки, позабывшей о всяких границах и рамках благоразумия.

Но тут же, словно против воли, сдержалась … Словно сразу отрезвела от налетевшего упоения… Снова головой поникла, задумалась. Голова кружится от речей царя. Дух захватывает так, что больно груди становится. И тут же холодком пробивается злое сомнение в душу девушки, полную восторга и радости.

В7: 13 февраля 1547 г. был совершен обряд бракосочетания;

Видеофрагмент “Венчание с Анастасией”

(На фоне читаются слова)

…двор и Москва праздновали несколько дней; царь сыпал милости на богатый, царица питала нищих. Прервав веселые пиры, Иоанн с супругою ходил пешком, зимой в Троицкую Сергееву Лавру и провел там первую неделю Великого поста, ежедневно молясь над гробом Святого Сергия.

С первых недель знакомства с Анастасией Иван не переставал ею восхищаться. Если при боярах царь позволял быть себе резким и грубым, нередко приходил в ярость, то при кроткой и нежной супруге он успокаивался и становился любящим и заботливым мужем. Жизнь его изменилась.

В8: В апреле и июне 1547 г. в Москве произошел целый ряд больших пожаров, испепеливших город и Кремль (подавляющее большинство построек в Москве того времени, включая и церкви, были деревянные). Жители Москвы подняли бунт, обвиняя родственников царя Глинских в поджогах. Боярин Юрий Глинский, дядя царя, и другие бояре были убиты бунтовщиками. В это время Иоанн близко познакомился со священником Благовещенского дворцового собора Сильвестром.

Сильвестр объяснил Иоанну, что пожар в Москве и бунт явились Иоанну наказанием Божьим за его царские грехи, что потрясло душу молодого царя. Он каялся в своих грехах перед народом и дал обет посвятить все свои силы служению государству и своему народу, обещая управлять “по правде Божьей”.

Это был, так сказать золотой век царствования Иоанна Грозного, продолжавшийся тринадцать лет.

В государственных делах Ивану IV удалось добиться больших успехов. В 1556 году было бескровно присоединено Астраханское ханство, в Москву зачастили кавказские князья, желавшие стать подданными царя, был открыт Северный морской путь, позволивший наладить с некоторыми европейскими странами дружеские отношения и активизировать торговлю. Все это побудило царя начать продвижение на запад против враждебных Польши, Швеции и Ливонского ордена. В январе 1558 года начался поход на Ливонию.

В9: Во многом показательной для рассматриваемого периода развития исторический взгляд на правление Ивана IV С.В. Бахрушиным: “Страстный и увлекающийся, И.Грозный упорно шел к намеченной целее: ломая на своем пути все преграды, беспощадно расправляясь со всеми противодействующими ему, он создал политическую силу, которая позволила русскому народу преодолеть грозившую ему извне опасность и выйти на широкое историческое поприще”.

Можно с полным основанием сказать “И. Грозный вырастал в величественную и мощную фигуру одного из крупнейших государственных деятелей русского прошлого”.

Однако однообразие наскучит, особенно людям подобным Иоанну, с характером неустойчивым, любящим новые впечатления и быструю смену ощущений. Можно удивляться и поражаться тому, как долго Иоанн терпел столь продолжительную опеку над ним и тяготится ею. Но как человек от природы крайне подозрительный, хитрый, скрытный и недоверчивый, он хранил в себе эти чувства и никому в том не признавался. Трусливый и малодушный, он любил действовать в подобном случае строго обдуманно и наверняка.

Автор книги И.И. Щиголев и гости литературной гостиной:, супруга автора О.В. Щиголева, главный врач Брянской областной психиатрической больницы №1 А.И. Муравьев, главный врач Брянского областного наркологического диспансера В.Ф. Харитоненков

В10: Поведение Иоанна становилось все страннее. Было достаточно малейшего повода, чтобы привести его в ярость. Во всех своих действиях он руководствовался только капризами, впечатлениями минуты. Однажды Анастасия, воспользовавшись хорошим настроением державного супруга, попросила его определить на придворную службу одного из своих родственников. Почему-то эта просьба показалсь царю подозрительной. Он бросился на Анастасию с кулаками, несколько раз ударил ее и потом ушел, многозначительно сказав: “Хорошо, сделаю по-твоему”.

Пока была жива Анастасия, мир был сохранен.

Но заболела Анастасия, мечется, никого не узнает. Совсем потемнел Иван, ни лекарств, ни докторов с ним нет хороших. Мечется, бегает Иван по небольшой горенке рядом с тою, где жена лежит. Слушает стон и бред ее невнятный. Вот закашлялась … Что? Тазом брякнули…Не выдержал, кинулся от туда.

Борясь за жизнь супруги, царь созвал всех известных лекарей, а одной опытной знахарке даже обещал отдать половину доходов с Юрьевского уезда, если она вылечит Анастасию. Однако все оказалось напрасным. У царицы началась скоротечная чахотка, и 7 августа 1560 г. в пятом часу дня она скончалась.

В11: Вспышка дикого отчаяния разыгралась у Ивана Грозного, когда стали забивать крышку гроба с останками царицы.

Рыдал, проклиная, грозил Иван страшим, хриплым от слез голосом. И, наконец, свалился в припадке падучей, которая теперь появлялась все-таки у него, хотя и реже, чем в раннем детстве. Это еще раз подтверждает наличие приорганических припадков.

Схоронили Анастасию – и прежняя какая-то несменная угрюмость застыла на лице у царя.

Целую неделю после похорон Анастасии Иван провел в одиночестве, не показываясь даже ближним боярам. Наконец, он вышел в приемную палату.

Но это был уже совсем другой человек. Тридцатилетний царь сгорбился, лицо его было желтое, прорезанное морщинами. Глубоко ввалившиеся глаза беспокойно бегали, горели недобрым огоньком. Для Ивана началась новая жизненная полоса, давшая ему печальную славу “Грозного”. Новая полоса началась и для Руси.

Миновали “Светлые” дни в Москве. Первыми и самыми крупными жертвами этой перемены были протопоп Сильвестр и Адашев. Подозревая, что Анастасия была отравлена боярами-княжатами, Иоанн открывает ряд мероприятий, против них направленных. Пошли многочисленные казни и опалы без суда, сопровождавшиеся конфискацией земельных владений пострадавших.

В12: Личную жизнь царя после смерти Анастасии отражают его собственные слова из послания в Кирилло-Белозерский монастырь: “Горе мне, окаянному!” … Горе мне, грешному! В пьянстве, блуде и прилюбодействе живу…! Так с упоением, но без всякого преувеличения клеймил себя царь.

Стихотворение “Иван Грозный” читает студентка I курса специальности “Сестринское дело” Кибальчич Елена

Чтец

Под властью всяческих пороков,
Страсть обжигала всё огнём.
Был царь неслыханно жестоким.
И страсти бушевали в нём.
А жёны рано умирали.
Исчезли две из них совсем.
Последнюю Марией звали.
Испортил тысячу он дев.
Дела греховные земные.
Сгущался над Иваном мрак.

3 декабря 1564 г. Иоанн покинул Москву, взяв с собой царицу, царевичей, придворный штат, военную охрану, дворцовую казну и святыню, оставив город в неведении о целях необычного отъезда, и, поездив по монастырям, стал в Александровской слободе.

Причиной бегства И. Грозного в слободу явились непрестанные мысли о преследовании со стороны бояр, о мнимых заговорах, хотя, как свидетельствуют историки, к тому времени не только что заговоров, но и какого-либо неповиновения со стороны бояр уже не было. По-видимому, мысль о спасении бегством и позже неоднократно вспыхивала в сознании И. Грозного.

С бегством И. Грозного из Москвы царство осталось без царя. Принимая посольство с мольбами вернуться на царство, Иван ска¬зал о боярах: “Извели нашу кроткую и благочестивую супругу Анастасию Романовну и, если бы Бог нас не охранил, открывая их замыслы, то извели бы и нас с нашими детьми. Того ради, избегая зла, мы поневоле должны были удалиться из Москвы ... ”. Подозрительность, паранойяльно зафиксированная, проходит через всё ядро личности И. Грозного.

Как свидетельствуют летописи, в период бегства из Москвы во внешности царя И. Грозного внезапно произошли резкие перемены. Прежде статный и красивый он вдруг постарел, осунулся, на голове и бороде его внезапно выпали почти все волосы. Как пи¬шу летописи, царь стал “нелеп”, то есть некрасив.

В13: Царь И. Грозный согласился вернуться в Москву при условии предоставления ему по сути дела неограниченной полицейской диктатуры, права расправляться с кем захочет и как захочет, и чтоб никто ему в этом не перечил. Даже духовенство лишено было права просить царской милости к осужденным.

Видеофрагмент из фильма П. Лунгина “Иван Грозный”

Кремль – древняя резиденция московских великих князей – уже не казался Ивану безопасным. Он стал жить то в укрепленной Александровской слободе, окруженной заставами и дозорами, то в специально выстроенном для него дворце на Неглинной за глубокими рвами и высокими стенами.

В14: В 1581 году в Александровской слободе произошло страшное событие: царь в припадке гнева убил железным посохом своего старшего сына Ивана, уже успевшего приобрести все кровожадные привычки отца. Как будет сказано ниже, современники различно объясняют это событие.

В основе же лежит один конкретный факт: царевич был убит своим эмоционально расторможенным, быстро аффектирующим отцом, склонным к жесткому обращению.

Теперь перед нами Иван Грозный – не просто злобный самодур и мучитель. Перед нами глубоко несчастный, страдающий человек.

Покояние, самобичевание, очевидно, были плодом страха; ни здесь и нигде в душах своих писаниях И. Грозный не заявлял даже на словах решимости исправиться, начать иную жизнь; он не чувствовал в этом потребности.

Прежняя жизнь для него не становилась мерзкой, она только внушала опасность.

С целью обеспечения своей безопасности царь создал опричнину – особую касту людей, пользующуюся неограниченным правом убивать царских врагов и грабить их имущество, ни от кого, кроме самого И. Грозного, не зависимых, ни с кем, кроме него, не связанных, молодых, отчаянных, часто с темным прошлым, готовых на всё, отрекшихся от друзей и родных. Опричнина – отряд в тысячу человек, впоследствии увеличенный до шести тысяч, стал специальным корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Его цель была не просто охрана существующей власти, а постоянное выискивание царских врагов, вынюхивание возможных заговоров и всякого недовольства

Видеофрагмент из фильма П. Лунгина “Иван Грозный”

В15: Психологические переживания во многом трансформировались в личном творчестве И. Грозного, т.е. его письмах и переписке с А. Курбским.

Переписка представляет собой ярчайший документ эпистолярно-публистического жанра своего времени, выразительно характеризует И.Грозного как книгочея, знатока Священного Писания и талантливого писателя, как полемиста и идеолога царской власти.

Неординарность и многосторонность личности царя Иоанна Васильевича Грозного проявилась и в его обращении к “писательству” духовному. Духовные сочинения царя состоят из тропарей, кондаков, стихир, канонов, молитв. О духовной значимости творчества И. Грозного говорит тот факт, что некоторые из его произведений вошли в состав богослужений и продолжают звучать в храмах уже много веков (так, например, тропари канона преп. Даниилу Переяславскому). Его перу принадлежат молитвы Божией Матери и святителю Петру об избавлении от безботных агарян. (1541 г.), “О положении православному христианству от безбожных и злых изменников казанских татар” (1553 г.) и др. Наиболее объемное его произведение – канон Ангелу Грозному (архангелу Михаилу). Избранные духовные сочинения царя И. Грозного дают возможность увидеть еще одну грань его души и характера.

Номер в исполнении ансамбля традиционного пения “Горошина”

В16: Чрезвычайно невоздержанный образ жизни и постоянно тревожное состояние духа принесли неизбежные последствия. В пятьдесят с небольшим лет Иван IV уже вполне состарился, и его крепкое от природы здоровье совершенно расстроилось. Зимой 1584 г. у него открылась страшная болезнь: какое-то гниение внутри; от него исходил отвратительный запах. Иноземные врачи расточали над ним свои искусства; по монастырям раздавались обильные милостыни, по церквям раздавались обильные милостыни, по церквям велено молиться за больного царя, и в то же время суеверный Иван Грозный приглашал к себе знахарей и знахарок. Их привозили из далёкого севера. Иван то падал духом, молился, приказывал кормить нищих и пленных, выпускал из темниц заключённых, то опять порывался к прежней необузданности… Он то собирался умирать, то с уверенностью говорил, что будет жив между тем тело покрывалось волдырями и ранами. Вонь от него становилась невыносимее.

Иван приблизился к прозренью
На склоне лет своих и сил.
Молил он Бога о прощенье,
Ведь Грозным он не зря прослыл.

Наступило 17 марта 1584 г. Вот как описывает событие этого историк Костомаров:

Студент V курса специальности “Лечебное дело” Алексей Новиков в роли русского историка Н.Костомарова

Историк “Около третьего часа царь отправился в приготовленную ему баню, мылся с большим удовольствием; там его тешили песнями. После бани царь чувствовал себя свежее. Его усадили на постели; сверх белья на нем был широкий халат. Он велел подать шахматы, сам стал расставлять их, никак не мог поставить шахматного короля на место и в это время упал. Поднялся крик: кто бежал за водой, кто за розовой водкой, кто за розовой водой, кто за врачами и духовенством. Явились врачи со своими снадобьями, начали растирать его; явился митрополит и наскоро совершил обряд пострижения (в монахи), нарекая Иоанна Ионою. Но царь уже был бездыханен. Ударили в колокол на исход души. Народ заволновался, толпа бросилась в кремль. Борис Годунов приказал затворить ворота.

На третий день тело Ивана Васильевича было предано погребению в архангельском соборе, рядом с могилой убитого им сына”.

В17: Мало в русской истории личностей, которые привлекали к себе такое внимание со стороны людей самых разных профессий, как личность царя и великого князя московского Иоанна IV Васильевича Грозного. Ею занимались специалисты– историки, публицисты, психиатры, драматурги, поэты, художники и скульпторы. Есть, значит, в личности Грозного что-то притягательное.

При исследовании личности И. Грозного и результатов его правления Российским государством можно домысливать, предполагать, но следует относительно согласиться, что Истина никогда не будет озвучена. Высказанное положения всегда будет зависеть от социальной структуры и, собственно, политики общества. Принятие, формирование новых или отвержение отживших научных положений, характеризующих личность и роль ее в истории, будет происходить всегда. И если об этом говорят и пишут на протяжении нескольких веков, значит и в И. Грозном имеет и будет иметь место неразгаданное, личность Грозного будет оставаться загадкой России.

Клип Ж. Бичевской “Иоанн Грозный”

Директор колледжа, Заслуженный учитель РФ Тимошенко В.А.

В1: Слово для приветствия автора исследовательской работы “Сексуальность и агрессивность Ивана грозного и современное общество” Игоря Ивановича Щиголева и гостей предоставляется Заслуженному учителю РФ, Отличнику здравоохранения, директору колледжа Тимошенко В.А.

Автор книги И.И. Щиголев

Приложение

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Статья в газету “Медик.

Литература

  1. Щиголев И.И. “Сексуальность и агрессивность Ивана Грозного и современное общество” Клинцы: Издательство ГУП “Клинцовская городская типография”, 2009.
  2. Сценарии и репертуар, 2008, выпуск 21-й (110).