Пояснительная записка
В стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Взволнованно и заинтересованно обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей.
Важнейшей частью духовной культуры общества, национальной ценностью является язык. В живом языке народа отражается вся его жизнь, его история. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать. Известно, что речевая культура воспитывается с детства и важную роль играет в этом процессе школа, которая призвана обучать своих учеников нормативной русской речи. Прежде всего, нужно заботиться о расширении словарного запаса. Для этого необходимо ребенку больше читать, научиться замечать незнакомые слова, выяснять их значение с помощью толкового словаря. Очень важно развивать критическое отношение к собственной речи, стремление всегда говорить по существу, последовательно, точно, выразительно и правильно.
Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит не только не допускать ошибок, но и уметь наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, подбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Цель данного курса – формирование коммуникативно-речевой культуры, так как это не просто умение говорить и писать правильно в соответствии с нормами литературного языка, но и умение эффективно общаться. Достичь данной цели можно через попытку найти истину в решении исторической проблемы «роль личности в истории» на примере политических деятелей. Историю делают личности, как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе возможен диалог и о тех и о других.
Выстраивая в хронологической последовательности ряд выдающихся российских политических деятелей, я ставлю задачей этого курса показать историю страны в неоднозначно оцениваемых учеными исторических личностей, споры о значимости которых продолжается до сих пор. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это – неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
Данный курс отличается от базового курса тем, что в базовом курсе многие личности лишь упомянуты. Оценки их деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью. Часто не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица.
Данная программа рассчитана на 12 часов и должна быть реализована через ознакомление с циклом лекций по курсу и практическую деятельность, главной целью которой является научить ребят на основе фундаментального словаря 21 века «Россия. Большой лингвострановедческий словарь» составлять синхронистические таблицы «Современники»; типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Русские священники»; научить отбирать интересный материал для диалога по определённой тематике, представленной в учебной программе.
В процессе деятельности учащиеся самостоятельно выбирают объект изучения (кого из исторических деятелей он будет изучать); вид отчётной работы из предложенного перечня и литературу, по которой учащийся будет готовить отчётную работу
Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания учебного материала и основных идей курса заключаются в следующем:
- Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное в разных источниках;
- Обучить правилам ведения учебной дискуссии;
- Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?»;
- Использовать художественное и документальное кино для активизации познавательных интересов десятиклассников;
- научить составлять синхронистические таблицы;
- научить составлять типологические таблицы;
- научить отбирать интересный материал для собственных хрестоматий личностей в рамках подготовке ЕГЭ.
Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса, позволят им работать с разными видами словарей, по-новому посмотреть на роль личности в истории государства, сформировать собственное мнение по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговую конференцию.
Для достижения вышеизложенных целей и требований к курсу предлагаются следующие формы и режимы занятий:
- Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное в разных статьях словаря поможет 2-х часовое лабораторное занятие по работе с документами актового и повествовательно-описательного характера
- Обучить правилам ведения учебной дискуссии поможет ролевая игра «Ток– шоу «Исторические дебаты»
- Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?» можно благодаря историческим дебатам в форме круглого стола на тему «Лидер – кто он?».
- Научить составлять синхронистические таблицы можно в ходе лекций и практических занятий.
- Научить составлять типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Русские священники» на практических занятиях, после прослушивания лекций по этим темам.
- Научить отбирать интересный материал для собственных хрестоматий исторических личностей можно при работе с текстами словарей различного характера , на практических и лабораторных занятиях.
В результате работы учащиеся должны составить самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу; учащиеся
– с низкой познавательной активностью должны подобрать материал из словарных статей для собственной хрестоматии по выбранному ими объекту изучения;
– учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны сделать анализ биографии какого-то исторического деятеля и написать сценарий для слайд-фильма по выбранному объекту изучения.;
– учащиеся с высоким уровнем познавательной активности должны создать проект словарных статей, связанных с вызвавшей у них интерес исторической личностью.
Ведущие формы и методы организации учебных занятий:
– интерактивные лекции с последующими дискуссиями;
– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование
проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом,
презентацией результатов;
– лабораторные работы;
– «мозговой штурм», эвристические беседы;
– заседания круглых столов;
– защита проектов.
Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская
работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися
знаний. Технология учебно – предметной деятельности при изучении курса
направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет
оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение
учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению
полученных знаний.
Основные формы отчетности (измерители обученности):
– тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий,
лабораторные работы, практические работы, эссе);
– творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.)
– выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных
лекций, семинаров;
– результаты решения тестов.
Итогом изучения элективного курса является защита мини – проекта,
подготовленного учеником по конкретной теме.
За своевременное выполнение каждого вида работы учащийся получает от 1 до 2-х баллов. Дополнительные баллы можно получить за качественное выполнение задания по собственной инициативе, использование Интернет-технологий.
Итоги реализации данной программы элективного курса будут представлены на итоговой конференции-выставке «ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ». За участие в конференции ребята награждаются дипломами 1-ой, 2-ой и 3-ей степени, а также правом опубликовать свою работу в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «ПОРТФОЛИО».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного курса «ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ»
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Форма занятия | Форма подведения итогов |
1 | Введение. . Возможности фундаментального словаря 21 века «Россия. Большой лингвострановедческий словарь» в освещение роли личности в истории | 1 | лекция | Эссе на тему «Какими качествами должен обладать лидер?». |
2 | Александр Невский и хан Батый | 1 | Лекция
Практическое занятие |
Письменный анализ словарных статей Составление типологической таблицы «Полководцы». |
3 | Дмитрий Донской и Мамай | 1 | Практическое занятие | Письменный анализ словарных статей Составление хрестоматии |
4 | Русские духовники 14-16 вв. | 1 | Лекция | Письменный анализ словарных статей Составление типологической таблицы «Русские священники на службе Отечеству». |
5 | Иван Третий и Иван Грозный | 1 | Лекция Лабораторное занятие |
Письменный анализ словарных статей Работа с историческими источниками |
6 | Алексей Михайлович Тишайший и Никон | 1 | «Погружение в историю» ролевая игра | Письменный анализ словарных статей Работа с историческими источниками |
7 | Петр Первый и Екатерина Вторая | 1 | Лекция Практическое занятие – исторический диспут |
Письменный анализ словарных статей Составление типологической таблицы «Руководители государства» |
8 | Отец и сын : Александр Второй и Александр Третий | 1 | Лабораторное занятие | Письменный анализ словарных статей Работа с историческими источниками |
9 | Николай Второй и П.А. Столыпин | 1 | Практическое занятие– Дискуссия по теме «Закономерно ли для России установление третьеиюньской монархии?». | Письменный анализ словарных статей Работа с историческими источниками |
10 | И.В. Сталин и Н.С. Хрущев | 1 | Лекция Лабораторное занятие |
Письменный анализ словарных статей Работа с историческими источниками |
11 | Б.Н. Ельцин и В.В. Путин | 1 | Круглый стол «Лидер – кто он?». |
Письменный анализ словарных статей Составление синхронистической таблицы «Современники» |
12 | Конференция-выставка «ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ» | 1 | ролевая игра «Ток– шоу «Исторические дебаты» | Индивидуальные итоговые проекты. |
Содержание элективного курса «Исторические диалоги»
1. Введение. Возможности фундаментального словаря 21 века «Россия. Большой лингвострановедческий словарь» в освещение роли личности в истории. Лекция.
.Концепция лингвострановедческого словаря «Россия» представляет собой развитие теории линг-вострановедческой лексикографии, начало которой было положено в работах Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, В.В. Морковкина, Ю.Е. Прохорова, А.Р. Рума, Г.Д. Томахина, В.П. Фелицыной, Г.В. Чернова, Т.Н. Чернявской и многих других отечественных и зарубежных лингвистов и методистов.
По сравнению с другими словарями, посвященными языку и культуре ряда стран1, в лингвостра-новедческом словаре «Россия» дан новый подход к решению основных вопросов, возникающих перед авторами словарей: какими должны быть принципы отбора словника и описания языковых единиц? Какой – структура словарной статьи? Концепция словаря позволяет выявить четкое различие между страноведческими (по сути – энциклопедическими) и лингвострановедческими (по сути – филологическими) словарями, что до сих пор в учебной лексикографии не всегда удавалось, а также последовательно реализовать основной принцип лингвострановедения – соединение, взаимопроникновение языка и культуры.
В первую очередь это относится к решению проблемы отбора единиц словника. Право входить в словник лингвострановедческого словаря получили единицы языка, которые обладают национально-культурным фоном, то есть некоторый набором дополнительных сведений и ассоциаций, связанных с национальной историей и культурой и известных всем русским. Причем национально-культурный фон языковой единицы обязательно включает общеизвестные слова и выражения. Таким образом, в состав словника входят:
1. Слова и словосочетания, называющие факты и явления природы, национальной истории и культуры, например: Куликовская битва, колокол, клюква, липа, лес, Отечественная война 1812 года, поле, рожь, перестройка, царь, чин, щи и др.
2. Имена собственные: топонимы, антропонимы (имена реальных людей – исторических личностей, государственных деятелей, ученых, писателей и т.д.; имена мифических персонажей, фольклорных и литературных), напр.: Нева, Сибирь, Камчатка, Александр Невский, Г.А. Потемкин, Петр 1,Д.И. Менделеев, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.И.Левитан, Баба-Яш, Иванушка-дурачок, Обломов, Чебурашка и др.
3. Названия общеизвестных литературных произведений, произведений изобразительного искусства, музыки, театра и кино, напр.: «Богатыри», «Дама с собачкой», «Лебединое озеро», «Место встречи изменить нельзя», «Осенний марафон», «Ревизор», «Темная ночь», «Три сестры», «Чапаев» и др.
Это существенно отличает лингвострановедческий словарь «Россия» от других лингвострановедче-ских словарей, в которых либо не все включенные единицы обладают словесно выраженным культурным фоном (многие имеют лишь страноведческую ценность); либо этот фон не описывается; либо лингвострановедческая информация, относящаяся к какому-либо одному слову, «размыта» по разным статьям, что также не дает полной картины жизни слова в культуре и во времени. Например, во всех лингвострановедческих словарях, посвященных языку и культуре разных стран, есть статьи о реках, которые считаются нацией главными водными артериями страны, и с ними обычно связаны какие-либо образные выражения, произведения фольклора, литературы и изобразительного искусства, духовные ценности нации, В словаре «Франция» (1997), содержащем 7000 словарных статей, статья о р. Сене имеет чисто страноведческий, энциклопедический характер:
Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют, другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Где же истина? Выдающиеся деятели России одни более, другие менее, оказали влияние на ход истории. И лучше это удавалось тем, кто знал и учитывал законы развития и улавливал потребности и возможности общества. Чьи устремления больше соответствовали вызову времени. И наоборот, попытки вмешательства в эволюционный процесс, даже продиктованные благими целями, но без учёта этих возможностей и потребностей, заканчивались неисчислимыми страданиями людей, регрессом, деградацией общества, государства. Однако историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями.
В предлагаемом курсе мы будем говорить о людях, пытавшихся сделать Россию, могущественной не только в военном, но и в экономическом и культурном плане.
В качестве домашнего задания ребятам будет предложено написать эссе «Какими качествами должен обладать лидер?».
2-3. «Александр Невский и хан Батый» . «Дмитрий Донской и Мамай». Лекция должна содержать краткую характеристику жизни и деятельности исторических современников.
Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы, в которой обязательно должны быть отражены: годы правления, форма правления, основные направления деятельности, основные исторические события, результат деятельности в рамках подготовке к ЕГЭ.
Руководитель | Годы правления | Форма правления | Основные направления деятельности | Основные исторические события | Результат правления |
В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы на основе словаря и дополнительной информации
4. «Русские духовники 14-16 вв.» часовая лекция расскажет о деятельности русских священников, о пользе их духовного служения для нашего государства и о роли государства в судьбе этих выдающихся святых. Результатом работы должна стать типологическая таблица «Русские священники на службе Отечеству».
Учёный | Годы жизни | Глава государства | Научное открытие или изобретение | Результат и значение открытия или изобретения для государства |
5. Лекция « Иван Третий и Иван Грозный» должна осветить реформаторскую деятельность выше перечисленных реформаторов на основе лингвострановедческого словаря «Россия», где предлагается новая структура словарной статьи, включающая следующие компоненты:
1. Заголовочное слово или словосочетание, в некоторых случаях с указанием грамматических или стилистических характеристик, вариантов наименования. Заголовочной единицей словарной статьи избирается вариант, наиболее употребительный в речи. Другие варианты приводятся рядом, после наиболее употребительного.
2. Толкование заголовочного слова. Для имен нарицательных – толкование лексического значения, например: азбука – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. Для имен собственных – энциклопедическое толкование, например: Амур – река на Дальнем Востоке, одна из крупнейших рек мира.
3. Краткая энциклопедическая справка, содержащая информацию о месте и значении данной реалии в истории и в культуре России. В статьях, посвященных общественным деятелям, деятелям науки и культуры, приводятся их краткие биографии.
4. Описание национально-культурного фона заголовочного слова. Информация о том, какие ассоциации существуют у русских по поводу реалии, обозначенной заголовочной единицей; статус данной реалии в обыденном сознании носителя языка. Сведения о поляризованности (если она имеет место) оценки реалии у разных слоев населения, изменениях национально-культурного фона реалии, т.е. изменения в понимании роли того или иного явления и отношения к нему в разных слоях российского общества в разные исторические периоды. Например: отношение в современном российском обществе к Октябрьской революции 1917 года, Гражданской войне и другим историческим событиям XX века.
5. Информация о наиболее известных фактах отражения реалии, обозначенной заголовочным словом, в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Так, например, статья Волга предполагает обязательное упоминание о связанных с Волгой русских народных песнях, стихотворении НА. Некрасова, картинах И.Е. Репина и И.И. Левитана.
6. Информация о наиболее устойчивых языковых и речевых единицах, связанных с реалией, обозначенной заголовочным словом, – способах словесного выражения национально-культурного фона:
1) наличие, наряду с основным, других (как правило, разговорных) наименований (картофель ~ картошка, Государственная Третьяковская галерея – Третьяковка, Московский театр драмы и комедии на Таганке – «Таганка»);
2) наличие у заголовочного слова переносного лексического значения (лопух, барыня, деревня);
3) наличие у заголовочного имени собственного нарицательного значения (Хлестаков, Чичиков);
4) наличие у заголовочного слова постоянных эпитетов (Волга-матушка, Дон-батюшка);
5) включение заголовочного слова в состав фразеологизмов (каша из топора, танцевать от печки, проще пареной репы);
6) включение заголовочного слова в состав пословиц или поговорок (не все коту масленица; щи да каша – пища наша; не красна изба углами, а красна пирогами);
7) включение заголовочного слова в состав устойчивого сравнения в качестве объекта сравнения (злой как собака; хитрый как лиса; голодный как волк);
8) использование заголовочного слова в качестве символа чего-либо (крейсер «Аврора» как символ Октябрьской революции 1917 года, береза как символ России, – «Медный всадник» как символ Петербурга);
9) использование заголовочного слова в качестве эвфемизма (блин, хрен);
10) использование заголовочного слова в предложении в функции сказуемого (он у нас – дядя Степа; здесь у вас – просто Эрмитаж);
11) возможность соотнесения заголовочного слова с именами, известными в мировой культуре (Павел I – русский Гамлет, Петербург – Северная Венеция);
12) существование отыменных прилагательных или существительных {левитановский пейзаж, пугачевщина, троцкизм);
13) существование широко известных косвенных наименований (Пушкин – солнце русской поэзии; Малый театр – дом Островского);
14) использование имени для косвенного наименования какого-либо объекта (Петербург – град Петров);
15) использование наименования в качестве названия предметов обихода, продуктов, инструментов, географических объектов, СМИ и т.д. (парфюмерный набор «Мойдодыр», пиво «Распутин», интернет-сайт «Изба-читальня» );
16) возникновение на основе имени исторического лица мифического персонажа (Чапаев как персонаж анекдотов).
Причем национально-культурный фон многих реалии выражается словесно несколькими способами. Например, всем известные факты о происхождении Ломоносова и его вкладе в русскую науку выражаются косвенными наименованиями архангельский мужик и первый русский университет; имя Ломоносова присвоено МГУ, городу, подводному хребту в Северном Ледовитом океане и течению в Атлантическом океане. Кроме того, широко известны принадлежащие Ломоносову слова, ставшие крылатыми: Науки юношей питают, Отраду старым подают; Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы «Основные реформы», в которой обязательно должны быть отражены: реформаторы, годы проведения реформ, реформы, основные положения реформ, результат и значение реформы для государства.
Реформатор | Годы реформ | Название реформы | Основные положения реформы | Результат и значение реформы для государства |
В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы.
6.«Алексей Михайлович Тишайший и патриарх Никон» «Погружение в историю» ролевая игра «-спор о «священстве и царстве».
7.Лекция «Петр Первый и Екатерина Вторая» должна содержать основные моменты деятельности этих людей и ответить на вопрос: как повлияла их деятельность на ход исторического процесса? .
О значении Петровских преобразованиях проводится диспут. В диспуте участвуют славянофилы и западники. Позиция славянофилов: «Реформы Петра I прервали органическое развитие российской истории и культуры, раскололи российское общество».
Позиция западников: «Петр I своими реформами содействовал росту индивидуального сознания и личного достоинства русских людей, развитию хозяйства и культуры». Диспут поможет глубже осознать реформаторскую деятельность Петра I.
8.«Отец и сын: Александр Второй и Александр Третий» Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами и словарными статьями, относящимися к деятельности данных исторических деятелей. Работа должна носить сопоставительный характер.
В качестве домашнего задания ребятам будет предложено сделать письменный сопоставительный анализ трёх документов по вопросам.
9. «Николай Второй и П.А.Столыпин» Дискуссия по теме «Закономерно ли для России установление третьеиюньской монархии?».
10. Лекция «И.В.Сталин и Н.С. Хрущев» познакомит ребят с сущностью культа личности Сталина, с особенностями его взглядов на политику государства, раскроет причины процесса десталинизации , проводимой Н.С.Хрущевым.
Лабораторная работа должна быть посвящена работе со словарными статьями. Цель этой работы заключается в том, чтобы помочь ребятам отобрать самые интересные и содержательные документы для учебной хрестоматии .
11 «Б.Н. Ельцин и В.В. Путин» Круглый стол «Лидер-кто он?». Данная ролевая игра поможет обучить правилам ведения учебной дискуссии на примере деятельности первых президентов России. Документы и словарные статьи должны содержать уникальные сведения о деятельности этих глав государства.
В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить тексты для будущих словарных статей.
Составление синхронистической таблицы «Современники».
Участники исторического процесса | ||||
Глава государства | Видные политические деятели | Представители науки | Представители культуры | Характер взаимоотношений |
12. Конференция-выставка «Исторические диалоги».
Защита итоговых творческих проектов учащихся по созданию собственных словарных статей, характеризующих исторических деятелей
Литература для учителя:
- Стандарт основного общего образования по истории.
- Стандарт основного общего образования по обществознанию.
- Ворожейкина Н.И. Преподавание истории в основной школе: проблемы и пути решения. Журнал «ПИиОвш», 2004, №4.
- Ворожейкина Н.И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе. Журнал «ПИиОвш», 2004, №9.
- Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №1.
- Студеникин М.Т. Лабораторный метод обучения истории: из опыта дореволюционной школы. Журнал «ПИиОвш», 2004, №4.
- Юдовская А.Я. Возможно ли личностное отношение ученика к истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №3.
- Юдовская А.Я. Критически осмысливать прочитанное. Журнал «ПИиОвш», 2004, №10.
- Юдовская А.Я. Нужно ли воображение при изучении истории? Журнал «ПИиОвш», 2004, №6.
- Юдовская А.Я. Учит ли история жизни. Журнал «ПИиОвш», 2004, №2.
- Тарасова Н.В. Проектная работа по истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №3.
- Букинич С.А. Проблемно-творческие задания по истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №2.
- Кутырова О.В. Спецкурс «Женщина в обществе». Журнал «ПИиОвш», 2004, №1.
- Козина Д.И. Обучение сравнению на уроках истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №4.
- Полякова О.Б. Учебная дискуссия на уроке истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №10.
- Сайпулаева Т.Ю. О понятии гражданственности. Журнал «ПИиОвш», 2002, №4.
- Зотова В.М. Зачёт-дискуссия по теме «Политические лидеры и их роль в современном обществе». Журнал «ПИиОвш», 2002, №4.
- Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.
- Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.
- Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.
- Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.
- Лесков В.А. Заговор маршала Тухачевского. – М.: Вече, 2005.
- Черушев Н.С. Элита Красной Армии на голгофе. – М.: Вече, 2005.
- Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. – М.: Вече, 2005.
- Делягин М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная» революция? – М.: Вече, 2005.
- Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
- Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Осмыслить культ Сталина. Под ред. Кобо Х. – М.: Прогресс, 1989.
- Журналы «Родина».
- Потехина И.П. Смерть Сталина. Изменения в политической системе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
- Савицкая Ю.В. Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
- Горохов В.А. Модель урока истории в системе группового самостоятельного обучения. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 1 диск.
- Ксенофонтова Т.П. Организация учебного процесса в условиях обучения по способностям (ДЕМСОС) на уроках истории. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
- Трунова Т.А. Организация «Круглого стола» на уроках обобщающего повторения. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
- Назарова М.К. Приложение к авторской программе «История в лицах». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
- Чайка Е.К. Применение сравнительно-исторического метода познания на уроках истории. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
- Солнцева Е.А. Эпизоды «большого террора». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
Литература для учащихся
- Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.
- Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.
- Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.
- Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.
- Лесков В.А. Заговор маршала Тухачевского. – М.: Вече, 2005.
- Черушев Н.С. Элита Красной Армии на голгофе. – М.: Вече, 2005.
- Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. – М.: Вече, 2005.
- Делягин М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная» революция? – М.: Вече, 2005.
- Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
- Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.
- Осмыслить культ Сталина. Под ред. Кобо Х. – М.: Прогресс, 1989.
- Журналы «Родина».