Элективный курс "Исторические диалоги". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Пояснительная записка

В стране проводятся реформы, крупные преобразования, происходит духовное обновление общества, становление правового государства, утверждение прав и достоинств личности. Взволнованно и заинтересованно обсуждаются такие вопросы, как человек в обществе и его ответственность за судьбу страны. Много говорят и пишут об общечеловеческих ценностях, разрыве связи времён и преемственности поколений, недопустимом и опасном нигилизме к прошлому. Первостепенное значение в этой связи приобрели проблемы гуманизации образования и нравственного воспитания наших детей.

Важнейшей частью духовной культуры общества, национальной ценностью является язык. В живом языке народа отражается вся его жизнь, его история. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика слушать, говорить, сочинять и писать. Известно, что речевая культура воспитывается с детства и важную роль играет в этом процессе школа, которая призвана обучать своих учеников нормативной русской речи. Прежде всего, нужно заботиться о расширении словарного запаса. Для этого необходимо ребенку больше читать, научиться замечать незнакомые слова, выяснять их значение с помощью толкового словаря. Очень важно развивать критическое отношение к собственной речи, стремление всегда говорить по существу, последовательно, точно, выразительно и правильно.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит не только не допускать ошибок, но и уметь наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, подбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Цель данного курса – формирование коммуникативно-речевой культуры, так как это не просто умение говорить и писать правильно в соответствии с нормами литературного языка, но и умение эффективно общаться. Достичь данной цели можно через попытку найти истину в решении исторической проблемы «роль личности в истории» на примере политических деятелей. Историю делают личности, как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе возможен диалог и о тех и о других.

Выстраивая в хронологической последовательности ряд выдающихся российских политических деятелей, я ставлю задачей этого курса показать историю страны в неоднозначно оцениваемых учеными исторических личностей, споры о значимости которых продолжается до сих пор. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это – неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.

Данный курс отличается от базового курса тем, что в базовом курсе многие личности лишь упомянуты. Оценки их деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью. Часто не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица.

Данная программа рассчитана на 12 часов и должна быть реализована через ознакомление с циклом лекций по курсу и практическую деятельность, главной целью которой является научить ребят на основе фундаментального словаря 21 века «Россия. Большой лингвострановедческий словарь» составлять синхронистические таблицы «Современники»; типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Русские священники»; научить отбирать интересный материал для диалога по определённой тематике, представленной в учебной программе.

В процессе деятельности учащиеся самостоятельно выбирают объект изучения (кого из исторических деятелей он будет изучать); вид отчётной работы из предложенного перечня и литературу, по которой учащийся будет готовить отчётную работу

Требования к данному элективному курсу и пути развёртывания учебного материала и основных идей курса заключаются в следующем:

  1. Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное в разных источниках;
  2. Обучить правилам ведения учебной дискуссии;
  3. Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?»;
  4. Использовать художественное и документальное кино для активизации познавательных интересов десятиклассников;
  5. научить составлять синхронистические таблицы;
  6. научить составлять типологические таблицы;
  7. научить отбирать интересный материал для собственных хрестоматий личностей в рамках подготовке ЕГЭ.

Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого элективного курса, позволят им работать с разными видами словарей, по-новому посмотреть на роль личности в истории государства, сформировать собственное мнение по объекту изучения, подготовить публичное выступление на итоговую конференцию.

Для достижения вышеизложенных целей и требований к курсу предлагаются следующие формы и режимы занятий:

  1. Научить ребят осмысливать и сравнивать прочитанное в разных статьях словаря поможет 2-х часовое лабораторное занятие по работе с документами актового и повествовательно-описательного характера
  2. Обучить правилам ведения учебной дискуссии поможет ролевая игра «Ток– шоу «Исторические дебаты»
  3. Научить разбираться в типологии лидерства, помочь ответить на вопрос «Какими качествами должен обладать лидер?» можно благодаря историческим дебатам в форме круглого стола на тему «Лидер – кто он?».
  4. Научить составлять синхронистические таблицы можно в ходе лекций и практических занятий.
  5. Научить составлять типологические таблицы «Полководцы», «Реформаторы», «Русские священники» на практических занятиях, после прослушивания лекций по этим темам.
  6. Научить отбирать интересный материал для собственных хрестоматий исторических личностей можно при работе с текстами словарей различного характера , на практических и лабораторных занятиях.

В результате работы учащиеся должны составить самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу; учащиеся

– с низкой познавательной активностью должны подобрать материал из словарных статей для собственной хрестоматии по выбранному ими объекту изучения;

– учащиеся со средним уровнем познавательной активности должны сделать анализ биографии какого-то исторического деятеля и написать сценарий для слайд-фильма по выбранному объекту изучения.;

– учащиеся с высоким уровнем познавательной активности должны создать проект словарных статей, связанных с вызвавшей у них интерес исторической личностью.

Ведущие формы и методы организации учебных занятий:

– интерактивные лекции с последующими дискуссиями;
– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом, презентацией результатов;
– лабораторные работы;
– «мозговой штурм», эвристические беседы;
– заседания круглых столов;
– защита проектов.
Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно – предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Основные формы отчетности (измерители обученности):

– тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);
– творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.)
– выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров;
– результаты решения тестов.
Итогом изучения элективного курса является защита мини – проекта, подготовленного учеником по конкретной теме.

За своевременное выполнение каждого вида работы учащийся получает от 1 до 2-х баллов. Дополнительные баллы можно получить за качественное выполнение задания по собственной инициативе, использование Интернет-технологий.

Итоги реализации данной программы элективного курса будут представлены на итоговой конференции-выставке «ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ». За участие в конференции ребята награждаются дипломами 1-ой, 2-ой и 3-ей степени, а также правом опубликовать свою работу в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «ПОРТФОЛИО».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного курса «ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ»

№ п/п Темы занятий Кол-во часов Форма занятия Форма подведения итогов
1 Введение. . Возможности фундаментального словаря 21 века «Россия. Большой лингвострановедческий словарь» в освещение роли личности в истории 1 лекция Эссе на тему «Какими качествами должен обладать лидер?».
2 Александр Невский и хан Батый 1 Лекция

Практическое занятие

Письменный анализ словарных статей Составление типологической таблицы «Полководцы».
3 Дмитрий Донской и Мамай 1 Практическое занятие Письменный анализ словарных статей Составление хрестоматии
4 Русские духовники 14-16 вв. 1 Лекция Письменный анализ словарных статей Составление типологической таблицы «Русские священники на службе Отечеству».
5 Иван Третий и Иван Грозный 1 Лекция

Лабораторное занятие

Письменный анализ словарных статей Работа с историческими источниками
6 Алексей Михайлович Тишайший и Никон 1 «Погружение в историю» ролевая игра Письменный анализ словарных статей Работа с историческими источниками
7 Петр Первый и Екатерина Вторая 1 Лекция

Практическое занятие – исторический диспут

Письменный анализ словарных статей Составление типологической таблицы «Руководители государства»
8 Отец и сын : Александр Второй и Александр Третий 1 Лабораторное занятие Письменный анализ словарных статей Работа с историческими источниками
9 Николай Второй и П.А. Столыпин 1 Практическое занятие– Дискуссия по теме «Закономерно ли для России установление третьеиюньской монархии?». Письменный анализ словарных статей Работа с историческими источниками
10 И.В. Сталин и Н.С. Хрущев 1 Лекция

Лабораторное занятие

Письменный анализ словарных статей Работа с историческими источниками
11 Б.Н. Ельцин и В.В. Путин 1 Круглый стол

«Лидер – кто он?».

Письменный анализ словарных статей Составление синхронистической таблицы «Современники»
12 Конференция-выставка «ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ» 1 ролевая игра «Ток– шоу «Исторические дебаты» Индивидуальные итоговые проекты.

Содержание элективного курса «Исторические диалоги»

1. Введение. Возможности фундаментального словаря 21 века «Россия. Большой лингвострановедческий словарь» в освещение роли личности в истории. Лекция.

.Концепция лингвострановедческого словаря «Россия» представляет собой развитие теории линг-вострановедческой лексикографии, начало которой было положено в работах Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, В.В. Морковкина, Ю.Е. Прохорова, А.Р. Рума, Г.Д. Томахина, В.П. Фелицыной, Г.В. Чернова, Т.Н. Чернявской и многих других отечественных и зарубежных лингвистов и методистов.

По сравнению с другими словарями, посвященными языку и культуре ряда стран1, в лингвостра-новедческом словаре «Россия» дан новый подход к решению основных вопросов, возникающих перед авторами словарей: какими должны быть принципы отбора словника и описания языковых единиц? Какой – структура словарной статьи? Концепция словаря позволяет выявить четкое различие между страноведческими (по сути – энциклопедическими) и лингвострановедческими (по сути – филологическими) словарями, что до сих пор в учебной лексикографии не всегда удавалось, а также последовательно реализовать основной принцип лингвострановедения – соединение, взаимопроникновение языка и культуры.

В первую очередь это относится к решению проблемы отбора единиц словника. Право входить в словник лингвострановедческого словаря получили единицы языка, которые обладают национально-культурным фоном, то есть некоторый набором дополнительных сведений и ассоциаций, связанных с национальной историей и культурой и известных всем русским. Причем национально-культурный фон языковой единицы обязательно включает общеизвестные слова и выражения. Таким образом, в состав словника входят:

1. Слова и словосочетания, называющие факты и явления природы, национальной истории и культуры, например: Куликовская битва, колокол, клюква, липа, лес, Отечественная война 1812 года, поле, рожь, перестройка, царь, чин, щи и др.

2. Имена собственные: топонимы, антропонимы (имена реальных людей – исторических личностей, государственных деятелей, ученых, писателей и т.д.; имена мифических персонажей, фольклорных и литературных), напр.: Нева, Сибирь, Камчатка, Александр Невский, Г.А. Потемкин, Петр 1,Д.И. Менделеев, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.И.Левитан, Баба-Яш, Иванушка-дурачок, Обломов, Чебурашка и др.

3. Названия общеизвестных литературных произведений, произведений изобразительного искусства, музыки, театра и кино, напр.: «Богатыри», «Дама с собачкой», «Лебединое озеро», «Место встречи изменить нельзя», «Осенний марафон», «Ревизор», «Темная ночь», «Три сестры», «Чапаев» и др.

Это существенно отличает лингвострановедческий словарь «Россия» от других лингвострановедче-ских словарей, в которых либо не все включенные единицы обладают словесно выраженным культурным фоном (многие имеют лишь страноведческую ценность); либо этот фон не описывается; либо лингвострановедческая информация, относящаяся к какому-либо одному слову, «размыта» по разным статьям, что также не дает полной картины жизни слова в культуре и во времени. Например, во всех лингвострановедческих словарях, посвященных языку и культуре разных стран, есть статьи о реках, которые считаются нацией главными водными артериями страны, и с ними обычно связаны какие-либо образные выражения, произведения фольклора, литературы и изобразительного искусства, духовные ценности нации, В словаре «Франция» (1997), содержащем 7000 словарных статей, статья о р. Сене имеет чисто страноведческий, энциклопедический характер:

Философы, историки, политики, начиная с мыслителей древности, ведут непрекращающиеся споры о роли личности в истории. Одни её абсолютизируют, другие – полностью подчиняют объективным законам общественного развития. Где же истина? Выдающиеся деятели России одни более, другие менее, оказали влияние на ход истории. И лучше это удавалось тем, кто знал и учитывал законы развития и улавливал потребности и возможности общества. Чьи устремления больше соответствовали вызову времени. И наоборот, попытки вмешательства в эволюционный процесс, даже продиктованные благими целями, но без учёта этих возможностей и потребностей, заканчивались неисчислимыми страданиями людей, регрессом, деградацией общества, государства. Однако историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями.

В предлагаемом курсе мы будем говорить о людях, пытавшихся сделать Россию, могущественной не только в военном, но и в экономическом и культурном плане.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено написать эссе «Какими качествами должен обладать лидер?».

2-3. «Александр Невский и хан Батый» . «Дмитрий Донской и Мамай». Лекция должна содержать краткую характеристику жизни и деятельности исторических современников.

Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы, в которой обязательно должны быть отражены: годы правления, форма правления, основные направления деятельности, основные исторические события, результат деятельности в рамках подготовке к ЕГЭ.

Руководитель Годы правления Форма правления Основные направления деятельности Основные исторические события Результат правления

В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы на основе словаря и дополнительной информации

4. «Русские духовники 14-16 вв.» часовая лекция расскажет о деятельности русских священников, о пользе их духовного служения для нашего государства и о роли государства в судьбе этих выдающихся святых. Результатом работы должна стать типологическая таблица «Русские священники на службе Отечеству».

Учёный Годы жизни Глава государства Научное открытие или изобретение Результат и значение открытия или изобретения для государства

5. Лекция « Иван Третий и Иван Грозный» должна осветить реформаторскую деятельность выше перечисленных реформаторов на основе лингвострановедческого словаря «Россия», где предлагается новая структура словарной статьи, включающая следующие компоненты:

1. Заголовочное слово или словосочетание, в некоторых случаях с указанием грамматических или стилистических характеристик, вариантов наименования. Заголовочной единицей словарной статьи избирается вариант, наиболее употребительный в речи. Другие варианты приводятся рядом, после наиболее употребительного.

2. Толкование заголовочного слова. Для имен нарицательных – толкование лексического значения, например: азбука – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. Для имен собственных – энциклопедическое толкование, например: Амур – река на Дальнем Востоке, одна из крупнейших рек мира.

3. Краткая энциклопедическая справка, содержащая информацию о месте и значении данной реалии в истории и в культуре России. В статьях, посвященных общественным деятелям, деятелям науки и культуры, приводятся их краткие биографии.

4. Описание национально-культурного фона заголовочного слова. Информация о том, какие ассоциации существуют у русских по поводу реалии, обозначенной заголовочной единицей; статус данной реалии в обыденном сознании носителя языка. Сведения о поляризованности (если она имеет место) оценки реалии у разных слоев населения, изменениях национально-культурного фона реалии, т.е. изменения в понимании роли того или иного явления и отношения к нему в разных слоях российского общества в разные исторические периоды. Например: отношение в современном российском обществе к Октябрьской революции 1917 года, Гражданской войне и другим историческим событиям XX века.

5. Информация о наиболее известных фактах отражения реалии, обозначенной заголовочным словом, в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Так, например, статья Волга предполагает обязательное упоминание о связанных с Волгой русских народных песнях, стихотворении НА. Некрасова, картинах И.Е. Репина и И.И. Левитана.

6. Информация о наиболее устойчивых языковых и речевых единицах, связанных с реалией, обозначенной заголовочным словом, – способах словесного выражения национально-культурного фона:

1) наличие, наряду с основным, других (как правило, разговорных) наименований (картофель ~ картошка, Государственная Третьяковская галерея – Третьяковка, Московский театр драмы и комедии на Таганке – «Таганка»);

2) наличие у заголовочного слова переносного лексического значения (лопух, барыня, деревня);

3) наличие у заголовочного имени собственного нарицательного значения (Хлестаков, Чичиков);

4) наличие у заголовочного слова постоянных эпитетов (Волга-матушка, Дон-батюшка);

5) включение заголовочного слова в состав фразеологизмов (каша из топора, танцевать от печки, проще пареной репы);

6) включение заголовочного слова в состав пословиц или поговорок (не все коту масленица; щи да каша – пища наша; не красна изба углами, а красна пирогами);

7) включение заголовочного слова в состав устойчивого сравнения в качестве объекта сравнения (злой как собака; хитрый как лиса; голодный как волк);

8) использование заголовочного слова в качестве символа чего-либо (крейсер «Аврора» как символ Октябрьской революции 1917 года, береза как символ России, – «Медный всадник» как символ Петербурга);

9) использование заголовочного слова в качестве эвфемизма (блин, хрен);

10) использование заголовочного слова в предложении в функции сказуемого (он у нас – дядя Степа; здесь у вас – просто Эрмитаж);

11) возможность соотнесения заголовочного слова с именами, известными в мировой культуре (Павел I – русский Гамлет, Петербург – Северная Венеция);

12) существование отыменных прилагательных или существительных {левитановский пейзаж, пугачевщина, троцкизм);

13) существование широко известных косвенных наименований (Пушкин – солнце русской поэзии; Малый театр – дом Островского);

14) использование имени для косвенного наименования какого-либо объекта (Петербург – град Петров);

15) использование наименования в качестве названия предметов обихода, продуктов, инструментов, географических объектов, СМИ и т.д. (парфюмерный набор «Мойдодыр», пиво «Распутин», интернет-сайт «Изба-читальня» );

16) возникновение на основе имени исторического лица мифического персонажа (Чапаев как персонаж анекдотов).

Причем национально-культурный фон многих реалии выражается словесно несколькими способами. Например, всем известные факты о происхождении Ломоносова и его вкладе в русскую науку выражаются косвенными наименованиями архангельский мужик и первый русский университет; имя Ломоносова присвоено МГУ, городу, подводному хребту в Северном Ледовитом океане и течению в Атлантическом океане. Кроме того, широко известны принадлежащие Ломоносову слова, ставшие крылатыми: Науки юношей питают, Отраду старым подают; Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

Практическое занятие должно дать учащемуся навыки составления типологической таблицы «Основные реформы», в которой обязательно должны быть отражены: реформаторы, годы проведения реформ, реформы, основные положения реформ, результат и значение реформы для государства.

Реформатор Годы реформ Название реформы Основные положения реформы Результат и значение реформы для государства

В качестве домашнего задания может быть предложено: продолжить составление типологической таблицы.

6.«Алексей Михайлович Тишайший и патриарх Никон» «Погружение в историю» ролевая игра «-спор о «священстве и царстве».

7.Лекция «Петр Первый и Екатерина Вторая» должна содержать основные моменты деятельности этих людей и ответить на вопрос: как повлияла их деятельность на ход исторического процесса? .

О значении Петровских преобразованиях проводится диспут. В диспуте участвуют славянофилы и западники. Позиция славянофилов: «Реформы Петра I прервали органическое развитие российской истории и культуры, раскололи российское общество».

Позиция западников: «Петр I своими реформами содействовал росту индивидуального сознания и личного достоинства русских людей, развитию хозяйства и культуры». Диспут поможет глубже осознать реформаторскую деятельность Петра I.

8.«Отец и сын: Александр Второй и Александр Третий» Лабораторная работа должна быть посвящена работе с документами и словарными статьями, относящимися к деятельности данных исторических деятелей. Работа должна носить сопоставительный характер.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено сделать письменный сопоставительный анализ трёх документов по вопросам.

9. «Николай Второй и П.А.Столыпин» Дискуссия по теме «Закономерно ли для России установление третьеиюньской монархии?».

10. Лекция «И.В.Сталин и Н.С. Хрущев» познакомит ребят с сущностью культа личности Сталина, с особенностями его взглядов на политику государства, раскроет причины процесса десталинизации , проводимой Н.С.Хрущевым.

Лабораторная работа должна быть посвящена работе со словарными статьями. Цель этой работы заключается в том, чтобы помочь ребятам отобрать самые интересные и содержательные документы для учебной хрестоматии .

11 «Б.Н. Ельцин и В.В. Путин» Круглый стол «Лидер-кто он?». Данная ролевая игра поможет обучить правилам ведения учебной дискуссии на примере деятельности первых президентов России. Документы и словарные статьи должны содержать уникальные сведения о деятельности этих глав государства.

В качестве домашнего задания ребятам будет предложено составить тексты для будущих словарных статей.

Составление синхронистической таблицы «Современники».

Участники исторического процесса
Глава государства Видные политические деятели Представители науки Представители культуры Характер взаимоотношений

12. Конференция-выставка «Исторические диалоги».

Защита итоговых творческих проектов учащихся по созданию собственных словарных статей, характеризующих исторических деятелей

Литература для учителя:

  1. Стандарт основного общего образования по истории.
  2. Стандарт основного общего образования по обществознанию.
  3. Ворожейкина Н.И. Преподавание истории в основной школе: проблемы и пути решения. Журнал «ПИиОвш», 2004, №4.
  4. Ворожейкина Н.И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе. Журнал «ПИиОвш», 2004, №9.
  5. Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №1.
  6. Студеникин М.Т. Лабораторный метод обучения истории: из опыта дореволюционной школы. Журнал «ПИиОвш», 2004, №4.
  7. Юдовская А.Я. Возможно ли личностное отношение ученика к истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №3.
  8. Юдовская А.Я. Критически осмысливать прочитанное. Журнал «ПИиОвш», 2004, №10.
  9. Юдовская А.Я. Нужно ли воображение при изучении истории? Журнал «ПИиОвш», 2004, №6.
  10. Юдовская А.Я. Учит ли история жизни. Журнал «ПИиОвш», 2004, №2.
  11. Тарасова Н.В. Проектная работа по истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №3.
  12. Букинич С.А. Проблемно-творческие задания по истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №2.
  13. Кутырова О.В. Спецкурс «Женщина в обществе». Журнал «ПИиОвш», 2004, №1.
  14. Козина Д.И. Обучение сравнению на уроках истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №4.
  15. Полякова О.Б. Учебная дискуссия на уроке истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №10.
  16. Сайпулаева Т.Ю. О понятии гражданственности. Журнал «ПИиОвш», 2002, №4.
  17. Зотова В.М. Зачёт-дискуссия по теме «Политические лидеры и их роль в современном обществе». Журнал «ПИиОвш», 2002, №4.
  18. Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  19. Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.
  20. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.
  21. Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.
  22. Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.
  23. Лесков В.А. Заговор маршала Тухачевского. – М.: Вече, 2005.
  24. Черушев Н.С. Элита Красной Армии на голгофе. – М.: Вече, 2005.
  25. Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. – М.: Вече, 2005.
  26. Делягин М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная» революция? – М.: Вече, 2005.
  27. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  28. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  29. Осмыслить культ Сталина. Под ред. Кобо Х. – М.: Прогресс, 1989.
  30. Журналы «Родина».
  31. Потехина И.П. Смерть Сталина. Изменения в политической системе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
  32. Савицкая Ю.В. Метод проектов на уроках истории и во внеклассной работе по предмету. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
  33. Горохов В.А. Модель урока истории в системе группового самостоятельного обучения. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 1 диск.
  34. Ксенофонтова Т.П. Организация учебного процесса в условиях обучения по способностям (ДЕМСОС) на уроках истории. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
  35. Трунова Т.А. Организация «Круглого стола» на уроках обобщающего повторения. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
  36. Назарова М.К. Приложение к авторской программе «История в лицах». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
  37. Чайка Е.К. Применение сравнительно-исторического метода познания на уроках истории. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.
  38. Солнцева Е.А. Эпизоды «большого террора». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2004-2005 год, 2 диск.

Литература для учащихся

  1. Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  2. Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.
  3. Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.
  4. Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Лесков В.А. Заговор маршала Тухачевского. – М.: Вече, 2005.
  7. Черушев Н.С. Элита Красной Армии на голгофе. – М.: Вече, 2005.
  8. Орлов А.С. Тайная битва сверхдержав. – М.: Вече, 2005.
  9. Делягин М.Г. Россия после Путина. Неизбежна ли в России «оранжево-зелёная» революция? – М.: Вече, 2005.
  10. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  11. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  12. Осмыслить культ Сталина. Под ред. Кобо Х. – М.: Прогресс, 1989.
  13. Журналы «Родина».