Роль дидактической игры на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Много лет проработав в начальной школе, мы пришли к выводу, что для младших школьников игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного развития. Каков ребенок в игре, таков он и в жизни, таким он и будет, когда вырастет. Вот и получается, что воспитание и развитие происходит в игре. Именно в ней идет усвоение элементов произвольного поведения, формирование воображения, осуществляется ориентация в смыслах и мотивах деятельности взрослых.

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция. Ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, а ее основным видом становится учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у детей основы. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого в обучении должны широко использоваться игровые формы развития детей – учебная деятельность младших школьников должна быть пронизана игровыми моментами.

Игра – это средство, снимающее неприятные для личности ребенка переживания. Поэтому учение должно быть организовано таким образом, чтобы оно выступало как свободная форма активности учащихся. Такой формой, уже освоенной младшими школьниками, является игра.

Многие учителя считают игру панацеей для психического развития ребенка. Ей приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные. Но дидактические игры не могут быть постоянными для детей различного возраста. При их отборе педагогу необходимо учитывать, как ребенок усваивает новые знания. Возрастные особенности школьников предполагают формирование содержания игры.

На уроках математики мы очень часто используем различные дидактические игры. Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Именно игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, что мешает свободному усвоению знаний. У детей еще не сформирована установка на выполнение учебной работы. Поэтому основным видом дидактических игр, используемых на уроках математики, являются те, которые формируют устойчивый интерес к учению и снимают напряжение, которое возникает во время урока.

Игра – средство формирования психологических образований, крайне необходимых для усвоения учебного материала, - мышления, внимания памяти и т.д. Она обеспечивает формирование навыков учебной деятельности. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка. Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого круга, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими целями.

Опишем некоторые виды игр, которые способствуют реализации этих функций. На современном уроке в свете реализации ФГОС мы часто используем игры, направленные на активизацию познавательной деятельности школьников. Примером таких игр являются различные сюжетные игры, реализуемые на учебном материале. Например, составление примеров может быть представлено в игровой форме: “Пришел Фунтик и принес числа. Он просит вас помочь ему справиться с госпожой Беладонной”. К таким видам игр относятся известные многим учителям “Магазин”, “Составляем букет”, “Клоун” и другие, в которых примеры написаны на обратной стороне различных предметных картинок, объединяются в задаваемую сюжетную игру. Например, в игре “Магазин” на картинках изображены продукты, а в игре “Клоун” циркач ловит кольца с написанными на них примерами и т. д. Такие игры на этапе обучения способствуют включению детей в работу: на основе внешней занимательности, заданной игровой ситуацией, учитель осуществляет подход к учебным заданиям.

Интересным приемом сюжетной игры является игра “Подбери ключ”. На доске прикрепляется домик с замком, в котором располагается карточка с числом, служащим правильным ответом. Кроме этого есть набор ключей, с записанными на них примерами. Детям необходимо подобрать нужный ключ. Подготовленный к игре материал может быть использован при изучении других тем.

Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма побуждают к развитию мышления, внимания, а затем переходят на второй план, когда сюжет перестает быть основой активности учащихся. Но следует помнить, что чрезмерное увлечение внешней занимательностью и перенасыщение урока броским наглядным материалом нередко мешают выделить то основное, ради чего организуется игра. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от урока, насыщенного игровыми ситуациями, к урокам, где игра будет являться поощрением за работу или используется для активизации внимания: веселые шутки-минутки, игры-путешествия и т.д. Игры на уроках математики должны быть построены таким образом, чтобы незавершенность сюжета обеспечивала бы легкий переход от заинтересованности в игре к заинтересованности в выполнении учебных заданий. Одно из условий этого – простота и емкость наглядности и заданий, а также сюжета игровой ситуации.

Постепенно дидактические игры занимательного типа по мере овладения навыками учения теряют свою ведущую роль. Если на ранних ступенях игра была предпосылкой для включения детей в учение, то через освоение в игре элементов учебной деятельности становится возможным реализовать ее на предмете целостного учебного процесса. Примером этого являются такие игры, как “Догони число”, “Засели дом”, “Молчанка” и др.

Особым видом игр, реализуемых функцию включения в учение, являются игры-соревнования и эстафеты, в которых, например, предлагается записать все примеры к заданному числу, вставить недостающее число и т.д. К таким играм надо относиться с осторожностью. Неграмотно сформулированная ситуация может стать серьезным барьером в овладении учебной деятельностью. Положительная роль таких игр состоит в отработке автоматизма навыков и умений.

Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определенный уровень сформированности у учащихся механизмов мышления, памяти и т.д. Поэтому мы выделяем игры, направленные на реализацию этой функции и способствующие развитию психических процессов. Примерами таких игр являются игры с мячом на развитие внимания, игры-задачи с геометрическим материалом (“Продолжи счет”, “Не скажу” и др.), которые наряду с проверкой навыков знания таблицы умножения способствуют целенаправленному формированию механизмов переключения внимания. Эта задача не так проста , как кажется на первый взгляд.

Использование таких игр позволяет рассматривать ученика не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе личность.

Еще одна функция игры – формирование умений и навыков самостоятельной работы. Организация игры на материале составления задач возможна при глубоком понимании учениками структуры задачи и этапов ее решения. Например, при изучении темы “Цена, количество, стоимость” подготовленные учителем графические модели помогают путем варьирования признаков и изменения конкретных чисел и ситуаций рассмотреть эту модель и составить обратные данной задачи. Такая схема работы над задачей реализуется не только на материале данной зависимости, но и других, например, скорость, время, расстояние.

Особое место среди необходимых к усвоению навыков занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность. Это подразумевает введение на отдельных этапах урока игры “Учитель - ученик”. В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие- оценщика, третьи- контролера. Ученики пробуют свои силы: надо так провести урок, чтобы всем было интересно и чтобы тебя слушали. При этом все виды деятельности учителя распределяют между собой ученики. Один ребенок ставит задачу, другой решает, а третий оценивает правильность решения.

Подобные игры могут реализовываться в парной или групповой работе. Дети могут обмениваться тетрадями и проверять правильность выполнения задания друг у друга. Для проверки знания таблицы умножения можно использовать карточки с таблицей без ответов. При ошибке проверяющий ставит галочку на карточке соседа. По количеству галочек учитель сразу видит степень усвоения данного материала.

Особый момент использования таких игр – формирование навыков самоконтроля и самооценки через использование различных видов взаимоконтроля.

Задолго до начала учебного года учителей волнуют вопросы: с чего начать? Как сделать обучение наиболее эффективным? Какими методами, средствами поддерживать интерес к учению? Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии — вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания. Дети играли дома, в детском саду, игра пришла с ними в школу. Важно с самого начала заинтересовать ребенка, поэтому урок можно начать с игрового момента.В гости к детям приходят Веселые человечки. Они приносят в разноцветных конвертах задания, например сравнить числа, решить примеры или задачи. Приводит гостей Чиполлино. Директор школы Веселых чело-

Вечков- Зайка предлагает детям провести соревнование с их школой.

Однажды на урок могут прийти любимые детские игрушки. Среди игрушек и русская Матрешка. Эта игрушка с секретом. Что за секрет? Открываем по одной матрешке и в каждой —задание. Например, в одной — счет от данного числа в прямом направлении, в обратном направлении, через один, два, во второй — работа по составу числа, в третьей — составление задачи по примеру и т. п.

Перед Новым годом дети встречаются с Дедом Морозом. Выполнив все задания (нахождение ошибок в примерах и исправление их, участие в игре “Сколько?” по плакатам-аппликациям, угадывание числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного), дети помогают Деду Морозу вернуть похищенную Снегурочку.

Младшие школьники очень любят путешествовать, поэтому на уроках мы часто проводим игры-путешествия. Так, в один из дней мы можем отправиться на паруснике (выясняем, из каких геометрических фигур состоит он) открывать новые острова — острова цветных цифр (красные — счет от 1 до 10 или счет через 1, 2, синие — счет от 10 до 1), задачные

Жители, которых только и делают, что решают задачи. Пробуем и мы решить их. Но что это? Начинается шторм — это разгневался Черномор. Он требует выкупа, мы от-гадываем все его загадки. Черномор отпускает нас.

В страну Математики можно отправиться и на поезде, который составляем сами. Там можно увидеть много интересного: удивительное дерево, на котором растут цифры и арифметические знаки. Нам надо расселить их по квартирам. Заглянуть в домик, в котором поссорились числа. Помочь им занять свои места. Встретить первого жителя страны — мудреца математики. Можно попасть еще в одну страну. Удивительная и непонятная эта страна. Все здесь странно. Деревья растут вверх корнями, пятерки находятся в плену у двоек, необычные животные выглядывают из-за кустов. Решив правильно задачи и примеры, мы освободим пятерки, правильно посадим деревья и т. д.

В солнечный день мы отправляемся на экскурсию в “Волшебный лес”. Вначале мы собираем отряд и даем ему название, затем выясняем количество детей в отряде.

В пути с нами происходят необыкновенные приключения. В лесу мы находим грибную поляну, но грибы можно положить в корзинку только тогда, когда правильно решишь пример. Затем попадаем на поляну. Ягоду можно сорвать тогда, когда в пример правильно вставишь пропущенное число. Так же собираем шишки, орехи, цветы.

На привале занимаемся зарядкой.

Иногда на уроке использую сюжеты любимых сказок. С интересом работаем, например, со сказкой “Теремок”. Дети ее хорошо знают. Только всем, кто просится пожить в домике, дается задайте, например, взобраться по числовой лесенке, составить примеры с ответом 2, 3, 4, 5. Дети помогают всем, потому что хотят, чтобы все жили дружно под одной крышей.

Работая с детьми над усвоением последовательности чисел, счета предметов, таблиц сложения, можно предложить игры. Вызванному к доске ученику завязываем глаза. Он берет с наборного полотна цифру. Остальным предлагаются такие задания: счет от данного числа в прямом направлении, счет в обратном, счет через 1, 2 от заданного числа, не называя этого числа, назвать числа большие, меньшие того числа, которое в руке ученика. Отвечающий у доски должен отгадать число. Можно и пошалить немного. На доске плакат лыжни с прорезями, отдельно набор пронумерованных зверюшек. Они проводят лыжную эстафету. Задании - расставить зверюшек по порядку номеров, назвать, кто едет последним, первым, между, перед, после... и т.д. Аналогично можно провести игры - “Кормушка”, “Аквариум”, “Елочка” (вешаем самодельные игрушки), “Санки” (зверюшки катаются с горки), “Посадим сад”, “Строители” (расставляем пронумерованные домики), “Составление букета”.

Планируя проведение игры на уроке, никогда не надо забывать, что урок — это труд, кропотливая работа. Игра — лишь небольшой элемент урока, который служит достижению главной цели.

На каждом уроке математики мы стремимся провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус. Наш девиз - учить играя. И это не мешает обучению детей, а, наоборот, помогает детям знакомиться с новым для них учебным материалом, закреплять изученный. Помимо дидактических игр можно использовать стихи или просто рифмованные тексты. Введение такого материала оживляет урок, делает его занимательным, и дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и приобретают новые знания.

Так, например, когда мы учим детей прибавлять к любому числу в пределах 10 по 2 приемом присчитывания по единице (0+1+1), учим писать знаки “+” и “—”, закрепляем умения и навыки счета предметов путем прибавления или вычитания единицы из любого числа, стараемся использовать побольше игровых моментов. Вывешиваем, например, плакат, на котором нарисована береза, выставляем кормушку, фигурки птиц, зайцев, картины “Лисята в лесу”, “Зайцы идут с рыбалки”, различные геометрические.

Начиная урок и сообщив его тему (прибавлять к числу 1 и вычитать из числа 1) и цель (закрепление умения), учитель говорит, что сегодня он вместе с детьми проведет необычное занятие.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем.
Дорогой с пути никуда не свернем.
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы подняться
По лестнице ввысь.

Учитель вывешивает “Числовую лесенку”. Дети решают примеры 4+1, 7+1, 8+1, 9+1, поднимаясь вверх. Окончив решение, продолжаем наш путь. Дети выполняют 2—3 упражнения (шагают на месте, поднимают руки вверх — вешают кормушку).

И здесь на березе
На этом суку
Кормушку повесить
У птиц на виду.
Чтоб были сыты они лютой зимой
И пользой ответили лесу весной.
Ну вот и попали
Мы в сказочный лес.
Лес этот полон
Прекрасных чудес.

Учитель открывает занавес, там картина “Медведь учит зверей”.

Здесь звери не только
Умеют играть,
Они тоже умными
Все хотят стать.
И учит зверюшек
Медведь косолапый,
Указку держа
Своей лапой косматой.
Давайте поможем
Зверятам мы всем,
Как из шести
Получить можно семь.

На наборном полотне выставлены карточки, на которых записано 6+0=7. Дети решают пример. Открывается новая картина с наборным полотном “Котята в окошке”. Котята держат ответы для примеров, которые составлены на наборном полотне: б—0=5, 4—0=3. Обращаясь к детям, учитель предлагает помочь котятам:

Котятам поможем
Окошко закрыть,
Чтоб дождик косой
Их не смог намочить.

Переходя к работе над новым материалом, учитель советует отправиться дальше за новыми знаниями.

Как интересно,
Что в зимнюю пору
Лесные зверята
Отправились в школу.
А чем же они занимались
Здесь летом?
Давайте посмотрим
И быстро ответим.

На доске картины “Лисята играют” и “Зайчата идут с рыбалки”. Дети рассказывают о том, чем они занимаются.

Учитель говорит:

Верно!

Лисята играли на травке лесной.
Зайчата спешили с рыбалки домой.
Сколько же вместе зайчат и лисят?
Надо скорее их всех посчитать. (Ответы детей.)

А если прибавим еще и лису,
То сколько ж зверей
Мы увидим в лесу?

На наборном полотне выставляется фигурка лисы. Дети считают: 4+1=5.

Но тут вот в сторонке
Сидит еще еж.
Так сколько животных
Ты всего тут найдешь?
Дети хором отвечают: 5+1 ==6.
Какой же большой мы решили пример,
Давайте запишем его поскорей.

Дети составляют на наборном полотне пример 4+1+1 ==6. Затем проводится физкультминутка.

Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем,
Потом разведем
И очень глубоко
Всей грудью вдохнем.
И левую ногу поднимем вперед
И дальше пойдем мы в поход.

Продолжается работа с наборным полотном, демонстрационным и диалектическим материалами. Учитель показывает на картине лисят и зайчат и говорит:

Но это все было
Лишь в летнюю пору.
Сейчас же зайчата
Отправились в школу.
Вот восемь зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку еще два бегут.

Проводится беседа, в результате которой дети записывают 8+1+1==10.

Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой?

Дети дружно отвечают: “10 зайчат”.

Учитель:

Пока дружно
Мы зайцев считали,
Птички в кормушке
Все зерна склевали.
В кормушке сидели
Лишь три только птицы,
Но к ним прилетели
Еще две синицы.
Так сколько же птиц
Здесь, в кормушке у нас?
Покажет на карточке
Каждый из вас.

Дети поднимают карточки с примером 3+1+1 ==5. Закрепляя изученный материал, учитель может предложить помочь Незнайке. Дети с удовольствием исправляют ошибку любимого героя.

Подводя итоги урока, учитель отмечает, что поход в лес был не только интересным, но и полезным, так как дети встретились с различными зверюшками, птицами, помогли им выполнить задания и сами дети научились прибавлять к любому числу в пределах 10 по 2 путем присчитывания к числу по единице.

Как мы видим, одна и та же игра, практическая работа может быть на уроке организована по-разному. Однако при всем многообразии вариантов сохраняется ведущий принцип, положенный в основу любой дидактической игры: формирование учебных навыков. Таким образом, при любом уровне практических умений ученик осуществляет не просто репродуктивную, подражательную деятельность, а работает более творчески, опираясь на собственную смекалку.

Мы не ставили перед собой задачи дать связную систему уроков, а показали лишь отдельные задания поискового характера. Последовательность игр, количество задач могут быть другими, важна сама установка учителя на использование таких заданий, желательно на каждом уроке математики.

Список литературы

  1. Гейдман Б.П. Методические рекомендации по работе с комплектом учебников математики. – М.:МЦНМО, 2011.
  2. Земцов Л.И. Роль дидактической игры в обучении. – М.:Просвещение, 1988.
  3. Жикалкина Т.К. Игровые занимательные задания по математике. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Жукова Р.А. Математика. Занятия с детьми. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2005.
  5. Лемяскина Н.А., Обухова Л.А. Подготовка младших школьников к предметным олимпиадам. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.