Урок русского языка по теме "Род несклоняемых имен существительных". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить обучающихся со способами определения рода несклоняемых имен существительных;

развивающие:

  • развивать умение употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные;
  • развивать творческое мышление и память;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к слову,
  • обогащать словарный запас обучающихся.

Оборудование и материалы:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация “Род несклоняемых имен существительных”,
  • УМК “ Русский язык” 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний и умений: повторение изученного материала

Задание 1.

Лексический диктант

Вспомните, что такое лексическое значение слова?

Сейчас мы напишем лексический диктант. Вам надо будет по лексическому значению отгадать слово и записать его (1 ученик у доски) (Приложение 1. Подсказки на Слайдах 3, 4, 5, 6)

  1. Особого рода попугай с хохолком на голове. (Какаду).
  2. Небольшая дальневосточная рыба семейства сельдевых. (Иваси)
  3. Мелкие (рост 80—140 см) лошади, выведенные на островах: Британских (в т.ч. Шетлендских, Гебридских, Ирландии и др.), Исландия, Корсика, Сицилия, Готланд, Хоккайдо (Япония). (Пони)
  4. Напиток из семян кофейного дерева. (Кофе)
  5. Разновидность капусты с утолщенным шаровидным мясистым стеблем, идущим в пищу. (Кольраби)
  6. Южное растение семейства лилейных с толстыми мясистыми листьями, разводимое у нас в комнатных условиях как лекарственное или декоративное. (Алоэ)
  7. Спортивная борьба, отличающаяся большим разнообразием эффективных приемов [из сокращения словосочетания ""самозащита без оружия""]. (Самбо)
  8. Широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (в Англии, США и некоторых других странах). (Авеню)
  9. Легкая разборная конструкция летнего цирка с брезентовой крышей, поддерживаемой длинными мачтами. В центре находится манеж, вокруг манежа - места для зрителей. (Шапито)
  10. С шторы из параллельных пластинок (неподвижных или поворачивающихся). Применяются для защиты помещения от солнечных лучей, атмосферных осадков и пыли. (Жалюзи)

Что объединяет все эти существительные? (Обратите внимание на изменение их по падежам)

Как называют такие существительные? (Несклоняемые) Слайд 7, 8

Вспомните, какие существительные относят к несклоняемым?

4. Психологическая подготовка к изучению нового материала: создание проблемной ситуации

– Посмотрите на доску (Слайд 9)

– Как правильно сказать?

Красивый пони?

Красивая пони?

Красовое пони?

Целебный алоэ?

Целебное алоэ?

Целебная алоэ?

(Затруднения.)

Почему трудно выполнить задание? (Потому что нет окончания у существительного)

Какие знания нам необходимы, чтобы выполнить задание? (Знать способ определения грамматического рода несклоняемых существительных.)

Запись темы урока.

5. Изучение нового материала

Работа в теоретических тетрадях.

Материал на слайдах 10-30.

6. Закрепление изученного материала

Формирование умений определять род несклоняемых имен существительных; употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные, глаголы прошедшего времени.

Задание 2 (письменно).

Сейчас вы на слайдах увидите собственные имена существительные, которые обозначают разные географические названия. Подберите к данным существительным прилагательные, запишите полученные словосочетания в тетрадь, выделяя окончания у прилагательных. (Слайды 32-43)

Проверка 2 работ обучающихся.

Физкультминутка

Задание 3 (устно).

Слайд 45

Определите род имен существительных

  1. Бурн… Арагви впадает в Куру.
  2. Древ … Тбилиси – столица Грузии.
  3. Полноводн… Конго течет среди тропических лесов.
  4. Великолепн… пенальти забил Кержаков.
  5. Розов… фламинго удивляет своей красотой.

Задание 4. Самостоятельная работа.

Найти четвёртое “лишнее”.

Портмоне, кольраби, киви, шапито;

Мосье, кенгуру, шимпанзе, мадам;

Лебедь, тополь, шампунь, тюль;

Пенальти, манго, кенгуру, какао

Самопроверка. (Кольраби, мадам, лебедь, какао).

7. Итоги урока

Как же правильно сказать? Слайд 47

– Что новое узнали на уроке? Чему научились?

Я узнал...

Я понял...

Выставляются и комментируются оценки.

8. Домашнее задание

Презентация