Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных.
Задачи:
образовательные:
- познакомить обучающихся со способами определения рода несклоняемых имен существительных;
развивающие:
- развивать умение употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные;
- развивать творческое мышление и память;
воспитательные:
- воспитывать любовь к слову,
- обогащать словарный запас обучающихся.
Оборудование и материалы:
- мультимедийный проектор,
- презентация “Род несклоняемых имен существительных”,
- УМК “ Русский язык” 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний и умений: повторение изученного материала
Задание 1.
Лексический диктант
Вспомните, что такое лексическое значение слова?
Сейчас мы напишем лексический диктант. Вам надо будет по лексическому значению отгадать слово и записать его (1 ученик у доски) (Приложение 1. Подсказки на Слайдах 3, 4, 5, 6)
- Особого рода попугай с хохолком на голове. (Какаду).
- Небольшая дальневосточная рыба семейства сельдевых. (Иваси)
- Мелкие (рост 80—140 см) лошади, выведенные на островах: Британских (в т.ч. Шетлендских, Гебридских, Ирландии и др.), Исландия, Корсика, Сицилия, Готланд, Хоккайдо (Япония). (Пони)
- Напиток из семян кофейного дерева. (Кофе)
- Разновидность капусты с утолщенным шаровидным мясистым стеблем, идущим в пищу. (Кольраби)
- Южное растение семейства лилейных с толстыми мясистыми листьями, разводимое у нас в комнатных условиях как лекарственное или декоративное. (Алоэ)
- Спортивная борьба, отличающаяся большим разнообразием эффективных приемов [из сокращения словосочетания ""самозащита без оружия""]. (Самбо)
- Широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (в Англии, США и некоторых других странах). (Авеню)
- Легкая разборная конструкция летнего цирка с брезентовой крышей, поддерживаемой длинными мачтами. В центре находится манеж, вокруг манежа - места для зрителей. (Шапито)
- С шторы из параллельных пластинок (неподвижных или поворачивающихся). Применяются для защиты помещения от солнечных лучей, атмосферных осадков и пыли. (Жалюзи)
Что объединяет все эти существительные? (Обратите внимание на изменение их по падежам)
Как называют такие существительные? (Несклоняемые) Слайд 7, 8
Вспомните, какие существительные относят к несклоняемым?
4. Психологическая подготовка к изучению нового материала: создание проблемной ситуации
– Посмотрите на доску (Слайд 9)
– Как правильно сказать?
Красивый пони?
Красивая пони?
Красовое пони?
Целебный алоэ?
Целебное алоэ?
Целебная алоэ?
(Затруднения.)
– Почему трудно выполнить задание? (Потому что нет окончания у существительного)
– Какие знания нам необходимы, чтобы выполнить задание? (Знать способ определения грамматического рода несклоняемых существительных.)
Запись темы урока.
5. Изучение нового материала
Работа в теоретических тетрадях.
Материал на слайдах 10-30.
6. Закрепление изученного материала
Формирование умений определять род несклоняемых имен существительных; употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные, глаголы прошедшего времени.
Задание 2 (письменно).
Сейчас вы на слайдах увидите собственные имена существительные, которые обозначают разные географические названия. Подберите к данным существительным прилагательные, запишите полученные словосочетания в тетрадь, выделяя окончания у прилагательных. (Слайды 32-43)
Проверка 2 работ обучающихся.
Физкультминутка
Задание 3 (устно).
Слайд 45
Определите род имен существительных
- Бурн… Арагви впадает в Куру.
- Древ … Тбилиси – столица Грузии.
- Полноводн… Конго течет среди тропических лесов.
- Великолепн… пенальти забил Кержаков.
- Розов… фламинго удивляет своей красотой.
Задание 4. Самостоятельная работа.
Найти четвёртое “лишнее”.
Портмоне, кольраби, киви, шапито;
Мосье, кенгуру, шимпанзе, мадам;
Лебедь, тополь, шампунь, тюль;
Пенальти, манго, кенгуру, какао
Самопроверка. (Кольраби, мадам, лебедь, какао).
7. Итоги урока
Как же правильно сказать? Слайд 47
– Что новое узнали на уроке? Чему научились?
Я узнал...
Я понял...
Выставляются и комментируются оценки.
8. Домашнее задание