Цели и задачи.
Образовательные:
- учить находить и исправлять речевые и грамматические ошибки
- учить построению грамотных предложений;
- повторить тему “Текст”:
- тренировать в различении и умелом использовании средств художественной выразительности (тропов);
- познакомить с заданиями ЕГЭ, требующими владения правилами грамматики;
- познакомить с профессиями данного профиля:
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку;
- формировать желание говорить правильно, пополнять свой словарный запас;
- прививать интерес к профессиям, требующим внимательного отношения к слову, умения грамотно выражать свои мысли и чувства.
Развивающие:
- развивать способность доказывать, обосновывать свою точку зрения;
- развивать навык выразительного чтения;
- развивать такие качества как усидчивость, кропотливость в работе, внимание, мышление, логику.
Ход урока
1. Организационный момент.
Наш урок посвящен воспитанию культуры речи. Тема урока актуальна в наши дни. Речь молодых людей стала бедной, словарный запас маленьким, построение фраз порой вызывает изумление. Переписка в интернете – постоянное искажение слов, что прививает примитивное, бестактное отношение к языку. Поэтому проблема бережного отношения к слову стоит очень остро.
К нашему уроку вы готовили дома задания, которые будут нам помогать в работе по данной теме.
2. Основная часть урока.
1. На доске высказывания великих людей о русском языке (дети читают).
“По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь писать и читать”. А. Чехов
“Обращаться с русским языком кое-как значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.” А. Толстой.
“Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. К. Паустовский.
– Какие ещё высказывания о языке вам известны? (Дети читают изречения, которые им удалось найти, готовясь к уроку)
Видите, как много известных людей озабочены тем, чтобы мы с вами берегли наш язык, сохраняли его и передавали потомкам всю его красоту и многогранность.
2. Каждый из вас наверняка задумывался, кем хочет стать, чем заниматься. Может кто-то из вас выберет профессию, которая связана с языком, с его историей и требует безграничного уважения к языку и желания передать всю его красоту.
Сейчас перед вами выступят девочки – старшеклассницы, которые уже определились в своей будущей профессии. Они познакомят вас с некоторыми очень интересными и важными профессиями.
Знакомство с профессиями: редактор, журналист, филолог, лингвист (доклады).
В этих профессиях необходимы знания в построении предложений, ведь правильные предложения – это логично высказанная мысль, которая будет понятна читателю, зрителю, слушателю.
3. Вот сегодня мы будем заниматься редактированием – исправлением ошибок: речевых и грамматических.
В ЕГЭ в 11 классе вам будут предложены задания на знание грамматики такого типа, как у вас в распечатке № 1. Давайте с ними познакомимся и попробуем разобраться в них.
Задания типа ЕГЭ
1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
а) Проверяя своё сочинение:
а) всё должно быть изложено последовательно;
б) во время чтения делаются пометки на полях;
в) бращайте внимание на речевые недочёты;
г) оно читается несколько раз.
(Это задание проверяет умение строить предложения с деепричастными оборотами, повторяем определение деепричастного оборота)
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
а) Чичиков скупает крепостных, числившихся ещё живыми.
б) Благодаря учителю я справился с трудным заданием.
в) Литература всегда в той или иной степени отражает состояние общества.
г) Рост народных восстаний заставило правительство принять меры.
(Предложение а) повторяет согласование причастия с определяемым словом. Предложение б) повторяет употребление правильно выбранного падежа существительного с производным предлогом.
Предложение в) повторяет знания по теме управление падежом существительного. Предложение г) неверное – ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого в роде)
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
- Инженеры завода.
- Урожай помидоров.
- Самый красивейший пейзаж.
- Их вещи.
(Неверное сочетание № 3 , т.к. непрвильно образована форма превосходной степени прилагательного)
Владение знаниями в области грамматики дает шанс успешной сдачи ЕГЭ.
4. Все вы писали на уроках творческие работы: сочинения и изложения.
В распечатке № 2 предложения из ваших работ с ошибками: речевыми и грамматическими. Наша задача – отредактировать эти предложения. (Найти ошибку и исправить её) Каждому достанется по одному предложению. Запишите исправленное предложение (правильный вариант). Приготовьтесь прокомментировать ваши исправления.
(По цепоке дети читают оба варианта: неправильный и правильный и объясняют свою точку зрения)
Предложения в распечатке № 2 (с ошибками: речевыми и грамматическими).
1. Ребята писали письма домой и рассказывали в них о верной лебединой верности. (Повтор слова – Р) Правильное: Ребята писали письма домой и рассказывали о лебединой верности.
2. Рыбаки вытаскивали сеть и видят в сетях лебедя. (разное время глагола – Г). Правильное: Рыбаки вытащили сеть и увидели в ней лебедя.
3. Своим рассказом он рассказывал про дворовую собачку (повтор слова и некорректное управление существительным). Правильное: В своём рассказе он повествовал(говорил) о дворовой собачке.
4. Десятки людей, опрокинув головы, смотрели на вершины сосен (неверное понимание лексического значения слова). Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на вершины сосен.
5. Картина И.Левитана “Осенний день. Сокольники” единственная с живым человеком (неверное посторенние предложения и неуместное употребление словосочетания “живой человек” - Р) Картина “Осенний день. Сокольники” единственная, где И.Левитан изобразил фигуру человека.
6. Вдалеке тучи с возможным дождем (Р). Правильное: Вдалеке тучи. Возможно, будет дождь.
7. Картина дает задумчивое настроение (Р). Правильное: Картина создаёт задумчивое настроение.
8. Под окном положили сено, блюдце с водой, тарелку с рыбой (нарушение смысловой связи сказуемого и дополнений).Правильное: Под окном положили сено, поставили блюдце с водой и тарелку с рыбой.
9. Десятки людей запрокинули головы на верхушки сосен (Р) Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на верхушки сосен.
10. Однажды дядя Филя рассказал про войну, и как у них была дворовая собака (смешение конструкций в предложении)Правильное: Однажды дядя Филя рассказал о том, как во время войны к их роте прибилась дворовая собака.
11. Тогда я начал выстреливать из пистолета (неверное образование формы сказуемого – Г)Правильное: Тогда я выстрелил из пистолета.
12. А прямо на нас движется задумчивая женская фигура в темном платье (Р).Правильное: А прямо на нас движется женская фигура в тёмном платье .Её лицо задумчиво.
13. Лебедь сначала клал в ванную одну лапку, потом другую (Р).Правильное: Лебедь опускал в ванную сначала одну лапку, потом другую.
14. Тишину остановил дядя Филя (Р).Правильное: Тишину нарушил дядя Филя.
15. Лёнька почувствовал свободу и полетел, и ребята радовались за него, и уже начали расходиться и услышали крик Лёньки, и он вернулся. (неоправданный повтор союза “и” - Р ) Правильное: Лёнька почувствовал свободу и полетел. Ребята радовались за него. Они уже начали расходиться, как услышали крик Лёньки – это значило, что лебедь возвращается.
5. Все эти предложения взяты из текста. А что такое текст?
Признаки текста:
1. Текст состоит из предложений ,связанных между собой по смыслу.
2. Единство предмета речи-темы. Все предложения объединены общей темой и работают на её раскрытие.
3. В тексте есть основная мысль.
4. К тексту можно подобрать заголовок.
5. Текст имеет начало и конец.
6. В большом тексте можно выделить микротемы (абзацы).
Давайте обратимся к доске и выделим признаки типов текста и стилей речи.
На доске | Типы текста 1. Описание 2. Повествование 3. Рассуждение |
Стили речи 1. Художественный 2. Научный 3. Официально-деловой 4. Публицистический 5. Разговорный |
Что такое описание?
Описание – это тип речи, при помощи которого изображается предмет или явление путем перечисления его признаков или действий (содержание описания можно передать на одном снимке).
Повествование – это такой тип речи, при помощи которого рассказывается о событиях в их временной последовательности, действия и события сменяют друг друга (содержание повествования можно передать на нескольких кадрах фотоаппарата) Особая роль принадлежит глаголам.
Что такое рассуждение?
Рассуждение – это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль, говорится о причинах и следствиях событий, явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Особая роль принадлежит вводным словам и подчинительным союзам со значением причины, следствия…
- Элементы текста – рассуждения: тезис - аргумент - вывод.
Вспомним стили речи.
В чем особенности художественного стиля?
- применяется в художественной литературе: романы, повести, рассказы, поэмы, стихотворения.
- художественная образность, эмоциональность;
- изобразительно – выразительные средства языка, слова в переносном значении.
В чем особенности научного стиля?
- отсутствие эмоциональности;
- смысловая точность, факты;
- термины и профессиональная лексика;
- жанры: статьи, рецензии, рефераты, диссертации, учебники, словари, доклады, лекции.
В чём особенность официально-делового стиля?
- функции: сообщения, информирование;
- точность, стандартность, отсутствие эмоциональности;
- языковые штампы (согласно распоряжению, довести до сведения, по истечении срока – примеры) канцеляризмы (данный, надлежащий);
- деловая терминология;
- жанры: приказы, законы, инструкции, объявления, деловые бумаги.
В чём особенность публицистического стиля?
- документальная точность, призывность, открытая оценочность;
- воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции, побуждение к действию, привлечение внимания к важному вопросу;
- жанры: очерк, статья, репортажи, интервью, авторская речь.
В чём особенности разговорного стиля?
- непосредственно бытовое общение;
- непринужденность, простота речи;
- частое использование неполных предложений, междометий, зачастую просторечий;
- отсутствие осложнённых предложений;
- дружеская беседа, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма, разговоры.
6. Дома вы по группам готовили рассказы о прекрасном русском дереве – берёзе. Эти рассказы должны быть представлены в разных типах речи и написаны художественным стилем. Ваша задача – доказать, что ваш рассказ соответствует данному типу речи.
(На доске открываются иллюстрации с изображением берёзы в разное время года)
Представитель каждой из 3-х групп выступает со своим сочинением. Он с помощью участников группы доказывает, что рассказ выдержан в заданном типе и стиле речи.
Текст-повествование
Счастье берёзки
Росла в поле одинокая берёзка.
К ней часто прилетали птицы, и берёзка была этому рада. Ведь только от птиц она могла узнать новости.
Так она узнала, что где-то растет дуб, большой и могучий, а рядом с ним – красавица-рябинка. Птицы прилетают к рябине каждую осень и лакомятся ягодками.
Берёзка слушала эти рассказы и вздыхала. Ей одной было грустно, и она заболела бы, если бы однажды не прилетел дятел. Он постучал берёзку клювом по стволу и сказал:
- Здорова!
- Но почему мне тогда так плохо? – спросила берёзка.
- От тоски и одиночества, - ответил дятел и улетел.
- Я помогу тебе. Жди, - сказал дятел и улетел.
И березка ждала. День и ночь. Наступила осень. Листочки начали желтеть и опадать. И вот однажды утром прилетел дятел. В клюкве он держал сосновую шишку. Дятел удобно устроился на ветке, зажал в лапах шишку и стал долбить её своим клювом. Из шишки начали вылетать семена. Они кружились и падали на землю. Тут подул легкий ветерок. Он тоже хотел принять участие. Березка старательно сбрасывала с себя листочки. Она старалась укрыть беззащитные семена и согреть их своим теплом.
- Спасибо тебе, дятел, сказала Березка.
Дятел остался доволен своей работой. Он посмотрел вокруг и ответил: - Когда поднимется лес, я поселюсь здесь навсегда.
Берёзка была счастлива! Теперь ей хотелось, чтобы поскорее пришла зима и укрыла снегом всё вокруг. А после зимы обязательно будет весна. Теперь она знала, что когда проснется, будет не одна. Рядом будут расти молодые сосны. Ещё она знала, что здесь обязательно вырастет лес, о котором она так мечтала. А значит, обязательно прилетит дятел.
Дети доказывают, что тип текста – повествование, выделяя глаголы, наречия, обозначающие последовательность действий, событий, называют средства выразительности.
Текст-рассуждение
Берёза – символ России
У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции является олива, в Японии священное дерево – сакура, символ Канады – клён.
В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции.
Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей. Вот она, раскидистая кудрявая берёзка, стоит, словно нарядная красавица из русских сказок, в белом сарафане с золотыми серёжками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в поле и говоря: “Мир вам, люди добрые!”
Известно, что берёзы растут во многих странах мира, но не в одной стране к берёзе не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Берёзка мила душе русского человека. Наши предки считали берёзу священным деревом, даром богов. Берёзке поклонялись, как образу богини Берегини, матери всех духов и богатств. Берёзка являлась символом Лады, богини любви, красоты и семейного счастья.
Ни одно дерево не пользуется такой любовью и почитанием на Руси, как берёзка. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Берёза стала поэтическим олицетворением России.
Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную инеем стройную красавицу-берёзу. Русский композитор М.И.Глинка, возвращаясь на родину, переехал границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко, в пояс, поклонился белой берёзке, символу своей Родины.
Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одного из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов.
Берёза - Родина, берёза-пямять, воплощение чистоты, верности, любви нашей к родному краю.
Без берёзы не мыслим России - так светла по-славянски она, что, быть может, в столетья иные от берёзы вся Русь рождена.
О.Шестинский
Дети выделяют в тексте тезис, аргументы, вывод, называют средства выразительности.
А третьей группе было поручено выучить стихотворения, в которых описывается берёза. Сейчас мы их послушаем, и ребята докажут, что это описание в высокохудожественном стиле.
А. Прокофьев
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится!
С.Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Учащиеся после чтения стихов называют средства выразительности, которые помогают сделать описание образным: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения.
Подчеркивают, что тип речи в этих стихотворениях - описание, т.к. всё, о чём мы читаем, можно отразить на одном фотоснимке.
3. Заключительная часть урока.
1. Посмотрите, как красив, богат наш русский язык! Мы должны говорить на настоящем русском языке и не коверкать его. Наоборот, стараться делать его образным. Может, кто-то после нашего урока задумается о своей будущей профессии и захочет служить сохранению русского языка, создавать поистине художественные творения, учить последующие поколения грамотной речи.
2. Домашнее задание.
Исправить все ошибки в предложениях, данных в распечатке № 2 самостоятельно. Исправленный вариант написать после предложения с ошибкой.
Берегите русскую речь.