Грамотная речь – залог успеха в любой профессии, показатель интеллигентности, культуры человека

Разделы: Русский язык


Цели и задачи.

Образовательные:

- учить находить и исправлять речевые и грамматические ошибки

- учить построению грамотных предложений;

- повторить тему “Текст”:

- тренировать в различении и умелом использовании средств художественной выразительности (тропов);

- познакомить с заданиями ЕГЭ, требующими владения правилами грамматики;

- познакомить с профессиями данного профиля:

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку;

- формировать желание говорить правильно, пополнять свой словарный запас;

- прививать интерес к профессиям, требующим внимательного отношения к слову, умения грамотно выражать свои мысли и чувства.

Развивающие:

- развивать способность доказывать, обосновывать свою точку зрения;

- развивать навык выразительного чтения;

- развивать такие качества как усидчивость, кропотливость в работе, внимание, мышление, логику.

Ход урока

1. Организационный момент.

Наш урок посвящен воспитанию культуры речи. Тема урока актуальна в наши дни. Речь молодых людей стала бедной, словарный запас маленьким, построение фраз порой вызывает изумление. Переписка в интернете – постоянное искажение слов, что прививает примитивное, бестактное отношение к языку. Поэтому проблема бережного отношения к слову стоит очень остро.

К нашему уроку вы готовили дома задания, которые будут нам помогать в работе по данной теме.

2. Основная часть урока.

1. На доске высказывания великих людей о русском языке (дети читают).

“По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь писать и читать”. А. Чехов

“Обращаться с русским языком кое-как значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.” А. Толстой.

“Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. К. Паустовский.

– Какие ещё высказывания о языке вам известны? (Дети читают изречения, которые им удалось найти, готовясь к уроку)

Видите, как много известных людей озабочены тем, чтобы мы с вами берегли наш язык, сохраняли его и передавали потомкам всю его красоту и многогранность.

2. Каждый из вас наверняка задумывался, кем хочет стать, чем заниматься. Может кто-то из вас выберет профессию, которая связана с языком, с его историей и требует безграничного уважения к языку и желания передать всю его красоту.

Сейчас перед вами выступят девочки – старшеклассницы, которые уже определились в своей будущей профессии. Они познакомят вас с некоторыми очень интересными и важными профессиями.

Знакомство с профессиями: редактор, журналист, филолог, лингвист (доклады).

В этих профессиях необходимы знания в построении предложений, ведь правильные предложения – это логично высказанная мысль, которая будет понятна читателю, зрителю, слушателю.

3. Вот сегодня мы будем заниматься редактированием – исправлением ошибок: речевых и грамматических.

В ЕГЭ в 11 классе вам будут предложены задания на знание грамматики такого типа, как у вас в распечатке № 1. Давайте с ними познакомимся и попробуем разобраться в них.

Задания типа ЕГЭ

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

а) Проверяя своё сочинение:

а) всё должно быть изложено последовательно;

б) во время чтения делаются пометки на полях;

в) бращайте внимание на речевые недочёты;

г) оно читается несколько раз.

(Это задание проверяет умение строить предложения с деепричастными оборотами, повторяем определение деепричастного оборота)

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

а) Чичиков скупает крепостных, числившихся ещё живыми.

б) Благодаря учителю я справился с трудным заданием.

в) Литература всегда в той или иной степени отражает состояние общества.

г) Рост народных восстаний заставило правительство принять меры.

(Предложение а) повторяет согласование причастия с определяемым словом. Предложение б) повторяет употребление правильно выбранного падежа существительного с производным предлогом.

Предложение в) повторяет знания по теме управление падежом существительного. Предложение г) неверное – ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого в роде)

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  1. Инженеры завода.
  2. Урожай помидоров.
  3. Самый красивейший пейзаж.
  4. Их вещи.

(Неверное сочетание № 3 , т.к. непрвильно образована форма превосходной степени прилагательного)

Владение знаниями в области грамматики дает шанс успешной сдачи ЕГЭ.

4. Все вы писали на уроках творческие работы: сочинения и изложения.

В распечатке № 2 предложения из ваших работ с ошибками: речевыми и грамматическими. Наша задача – отредактировать эти предложения. (Найти ошибку и исправить её) Каждому достанется по одному предложению. Запишите исправленное предложение (правильный вариант). Приготовьтесь прокомментировать ваши исправления.

(По цепоке дети читают оба варианта: неправильный и правильный и объясняют свою точку зрения)

Предложения в распечатке № 2 (с ошибками: речевыми и грамматическими).

1. Ребята писали письма домой и рассказывали в них о верной лебединой верности. (Повтор слова – Р) Правильное: Ребята писали письма домой и рассказывали о лебединой верности.

2. Рыбаки вытаскивали сеть и видят в сетях лебедя. (разное время глагола – Г). Правильное: Рыбаки вытащили сеть и увидели в ней лебедя.

3. Своим рассказом он рассказывал про дворовую собачку (повтор слова и некорректное управление существительным). Правильное: В своём рассказе он повествовал(говорил) о дворовой собачке.

4. Десятки людей, опрокинув головы, смотрели на вершины сосен (неверное понимание лексического значения слова). Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на вершины сосен.

5. Картина И.Левитана “Осенний день. Сокольники” единственная с живым человеком (неверное посторенние предложения и неуместное употребление словосочетания “живой человек” - Р) Картина “Осенний день. Сокольники” единственная, где И.Левитан изобразил фигуру человека.

6. Вдалеке тучи с возможным дождем (Р). Правильное: Вдалеке тучи. Возможно, будет дождь.

7. Картина дает задумчивое настроение (Р). Правильное: Картина создаёт задумчивое настроение.

8. Под окном положили сено, блюдце с водой, тарелку с рыбой (нарушение смысловой связи сказуемого и дополнений).Правильное: Под окном положили сено, поставили блюдце с водой и тарелку с рыбой.

9. Десятки людей запрокинули головы на верхушки сосен (Р) Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на верхушки сосен.

10. Однажды дядя Филя рассказал про войну, и как у них была дворовая собака (смешение конструкций в предложении)Правильное: Однажды дядя Филя рассказал о том, как во время войны к их роте прибилась дворовая собака.

11. Тогда я начал выстреливать из пистолета (неверное образование формы сказуемого – Г)Правильное: Тогда я выстрелил из пистолета.

12. А прямо на нас движется задумчивая женская фигура в темном платье (Р).Правильное: А прямо на нас движется женская фигура в тёмном платье .Её лицо задумчиво.

13. Лебедь сначала клал в ванную одну лапку, потом другую (Р).Правильное: Лебедь опускал в ванную сначала одну лапку, потом другую.

14. Тишину остановил дядя Филя (Р).Правильное: Тишину нарушил дядя Филя.

15. Лёнька почувствовал свободу и полетел, и ребята радовались за него, и уже начали расходиться и услышали крик Лёньки, и он вернулся. (неоправданный повтор союза “и” - Р ) Правильное: Лёнька почувствовал свободу и полетел. Ребята радовались за него. Они уже начали расходиться, как услышали крик Лёньки – это значило, что лебедь возвращается.

5. Все эти предложения взяты из текста. А что такое текст?

Признаки текста:

1. Текст состоит из предложений ,связанных между собой по смыслу.

2. Единство предмета речи-темы. Все предложения объединены общей темой и работают на её раскрытие.

3. В тексте есть основная мысль.

4. К тексту можно подобрать заголовок.

5. Текст имеет начало и конец.

6. В большом тексте можно выделить микротемы (абзацы).

Давайте обратимся к доске и выделим признаки типов текста и стилей речи.

На доске Типы текста

1. Описание

2. Повествование

3. Рассуждение

Стили речи

1. Художественный

2. Научный

3. Официально-деловой

4. Публицистический

5. Разговорный

Что такое описание?

Описание – это тип речи, при помощи которого изображается предмет или явление путем перечисления его признаков или действий (содержание описания можно передать на одном снимке).

Повествование – это такой тип речи, при помощи которого рассказывается о событиях в их временной последовательности, действия и события сменяют друг друга (содержание повествования можно передать на нескольких кадрах фотоаппарата) Особая роль принадлежит глаголам.

Что такое рассуждение?

Рассуждение – это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль, говорится о причинах и следствиях событий, явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Особая роль принадлежит вводным словам и подчинительным союзам со значением причины, следствия…

- Элементы текста – рассуждения: тезис - аргумент - вывод.

Вспомним стили речи.

В чем особенности художественного стиля?

- применяется в художественной литературе: романы, повести, рассказы, поэмы, стихотворения.

- художественная образность, эмоциональность;

- изобразительно – выразительные средства языка, слова в переносном значении.

В чем особенности научного стиля?

- отсутствие эмоциональности;

- смысловая точность, факты;

- термины и профессиональная лексика;

- жанры: статьи, рецензии, рефераты, диссертации, учебники, словари, доклады, лекции.

В чём особенность официально-делового стиля?

- функции: сообщения, информирование;

- точность, стандартность, отсутствие эмоциональности;

- языковые штампы (согласно распоряжению, довести до сведения, по истечении срока – примеры) канцеляризмы (данный, надлежащий);

- деловая терминология;

- жанры: приказы, законы, инструкции, объявления, деловые бумаги.

В чём особенность публицистического стиля?

- документальная точность, призывность, открытая оценочность;

- воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции, побуждение к действию, привлечение внимания к важному вопросу;

- жанры: очерк, статья, репортажи, интервью, авторская речь.

В чём особенности разговорного стиля?

- непосредственно бытовое общение;

- непринужденность, простота речи;

- частое использование неполных предложений, междометий, зачастую просторечий;

- отсутствие осложнённых предложений;

- дружеская беседа, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма, разговоры.

6. Дома вы по группам готовили рассказы о прекрасном русском дереве – берёзе. Эти рассказы должны быть представлены в разных типах речи и написаны художественным стилем. Ваша задача – доказать, что ваш рассказ соответствует данному типу речи.

(На доске открываются иллюстрации с изображением берёзы в разное время года)

Представитель каждой из 3-х групп выступает со своим сочинением. Он с помощью участников группы доказывает, что рассказ выдержан в заданном типе и стиле речи.

Текст-повествование

Счастье берёзки

Росла в поле одинокая берёзка.

К ней часто прилетали птицы, и берёзка была этому рада. Ведь только от птиц она могла узнать новости.

Так она узнала, что где-то растет дуб, большой и могучий, а рядом с ним – красавица-рябинка. Птицы прилетают к рябине каждую осень и лакомятся ягодками.

Берёзка слушала эти рассказы и вздыхала. Ей одной было грустно, и она заболела бы, если бы однажды не прилетел дятел. Он постучал берёзку клювом по стволу и сказал:

- Здорова!

- Но почему мне тогда так плохо? – спросила берёзка.

- От тоски и одиночества, - ответил дятел и улетел.

- Я помогу тебе. Жди, - сказал дятел и улетел.

И березка ждала. День и ночь. Наступила осень. Листочки начали желтеть и опадать. И вот однажды утром прилетел дятел. В клюкве он держал сосновую шишку. Дятел удобно устроился на ветке, зажал в лапах шишку и стал долбить её своим клювом. Из шишки начали вылетать семена. Они кружились и падали на землю. Тут подул легкий ветерок. Он тоже хотел принять участие. Березка старательно сбрасывала с себя листочки. Она старалась укрыть беззащитные семена и согреть их своим теплом.

- Спасибо тебе, дятел, сказала Березка.

Дятел остался доволен своей работой. Он посмотрел вокруг и ответил: - Когда поднимется лес, я поселюсь здесь навсегда.

Берёзка была счастлива! Теперь ей хотелось, чтобы поскорее пришла зима и укрыла снегом всё вокруг. А после зимы обязательно будет весна. Теперь она знала, что когда проснется, будет не одна. Рядом будут расти молодые сосны. Ещё она знала, что здесь обязательно вырастет лес, о котором она так мечтала. А значит, обязательно прилетит дятел.

Дети доказывают, что тип текста – повествование, выделяя глаголы, наречия, обозначающие последовательность действий, событий, называют средства выразительности.

Текст-рассуждение

Берёза – символ России

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции является олива, в Японии священное дерево – сакура, символ Канады – клён.

В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции.

Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей. Вот она, раскидистая кудрявая берёзка, стоит, словно нарядная красавица из русских сказок, в белом сарафане с золотыми серёжками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в поле и говоря: “Мир вам, люди добрые!”

Известно, что берёзы растут во многих странах мира, но не в одной стране к берёзе не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Берёзка мила душе русского человека. Наши предки считали берёзу священным деревом, даром богов. Берёзке поклонялись, как образу богини Берегини, матери всех духов и богатств. Берёзка являлась символом Лады, богини любви, красоты и семейного счастья.

Ни одно дерево не пользуется такой любовью и почитанием на Руси, как берёзка. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Берёза стала поэтическим олицетворением России.

Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную инеем стройную красавицу-берёзу. Русский композитор М.И.Глинка, возвращаясь на родину, переехал границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко, в пояс, поклонился белой берёзке, символу своей Родины.

Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одного из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов.

Берёза - Родина, берёза-пямять, воплощение чистоты, верности, любви нашей к родному краю.

Без берёзы не мыслим России - так светла по-славянски она, что, быть может, в столетья иные от берёзы вся Русь рождена.

О.Шестинский

Дети выделяют в тексте тезис, аргументы, вывод, называют средства выразительности.

А третьей группе было поручено выучить стихотворения, в которых описывается берёза. Сейчас мы их послушаем, и ребята докажут, что это описание в высокохудожественном стиле.

А. Прокофьев

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится!

С.Есенин

Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Учащиеся после чтения стихов называют средства выразительности, которые помогают сделать описание образным: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения.

Подчеркивают, что тип речи в этих стихотворениях - описание, т.к. всё, о чём мы читаем, можно отразить на одном фотоснимке.

3. Заключительная часть урока.

1. Посмотрите, как красив, богат наш русский язык! Мы должны говорить на настоящем русском языке и не коверкать его. Наоборот, стараться делать его образным. Может, кто-то после нашего урока задумается о своей будущей профессии и захочет служить сохранению русского языка, создавать поистине художественные творения, учить последующие поколения грамотной речи.

2. Домашнее задание.

Исправить все ошибки в предложениях, данных в распечатке № 2 самостоятельно. Исправленный вариант написать после предложения с ошибкой.

Берегите русскую речь.