Цели урока.
1. Обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.
2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.
3. Привить интерес к химии, реализовать межпредметные связи курсов химии, биологии, истории, географии и литературы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Оборудование и реактивы: Образцы различных металлов, металлическая кристаллическая решетка, растворы CuSO4, FeSO4, НCl, КОН, HNO3
1. Слайд 1. Организационный момент. Презентация
2. Слайд 2
Объявляется тема урока и его девиз “Металл познается в огне, а человек в труде”.
Как потрудились учащиеся изучая тему “Металлы”, мы узнаем в ходе урока.
3. Интеллектуальная разминка:
* Какое место в ПС занимают металлы?
* Что общего в строении атома металлов исходя из их положения в ПС?
* Как меняется металлическая активность в периоде и подгруппе? Почему?
Слайд 3
- Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы:
А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Pb
- Укажите общее в строении атомов K и Li:
А) 2 электрона на последнем электронном слое;
Б) 1 электрон на последнем электронном слое;
В) одинаковое число электронных слоев.
- Металлический кальций проявляет свойства: А) окислителя; Б) восстановителя;
В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.
Слайд 5
1) Как изменяются металлические свойства в ряду элементов: Li, Na, К, Rb, Cs, Fr?
а) Не усиливаются; б) усиливаются; в) ослабляются; г) изменяются периодически; д) правильного ответа нет.
2) Какой металл легче окисляется на воздухе?
a) Cr; 6) Li; в) Fe; г) Zn.
Слайд 6
- Какой металл реагирует с хлором при обычных условиях?
a) Cr; 6) Zn; в) Na; г) Pb.
- Какой из металлов встречается в природе в самородном состоянии?
а) Са; б) Сг; в) Pt; г) К; д) правильного ответа нет.
Слайд 7
- Какой металл реагирует с водой при обычных условиях?
a) Ca; 6) Zr; в) Ni; г) Sn.
- Какой из металлов способен вытеснять водород из воды / при комнатной температуре?
а) медь, б) железо, в) натрий, г) серебро.
Слайд 8. В какой реакции медь является окислителем:
а) СuСl2 + 2NaOH= Cu(OH)2+ 2NaC1
б) CuCl2 +Fe = Cu+ FeCl2
в) 2Сu2О + О2 = 4СuО
г) СuО + H2SO4 = CuSO4 + H2O
Слайд 10. Какая реакция возможна:
- Zn + H2O=
- Fe + CrCl2=
- Zn + H3PO4=
- Cu + H2O =
- Al + Cu2O =
- Pb + H2SO4(разб.)=
- Ag + CuCl2=
- Pt + O2 =
Слайд 11. Закончить уравнения реакций, которые возможны:
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
Zn + O2 = Fe + CrCl2 = Cu + H2O = Al + Cu2O = Ag + CuCl2= Al + HCl = |
Ba + S = Ba + H2O = Al + Cl2 = Zn + NaCl = Fe2O3 + HCl = Ca+ ZnCl2 = |
Al + O2 = Al + H2O = Mg + Cl2 = Ca + CuS = K2O + HCl = Fe+ MgCl2 = |
Учащиеся проводят взаимную проверку.
Слайд 12. Написать уравнения реакций всех возможных способов получения железа из железной окалины.
Слайд 13. Осуществить цепочки превращений:
А)Сu —> CuO —> X —> Cu(OH)2 —> CuO —> Cu выполняется в классе
Б)Fe —> FeCl3 —> Fe(OH)3 —> X —> Fe выполняется дома
В)Ca —> X —> Ca(OH)2 —> CaCO3 —> CaO —> Ca выполняется дома
Слайд 14. Осуществить практически превращение: CuSO4 —> X —> CuCl2
Ученик вызывается к доске и выполняет опыты позволяющие осуществить эти превращения веществ.
Слайд 15. Шпаргалка: Подобрать реагенты для следующих продуктов реакций:
—>NaCl + Н2O
—>Al2O3 + 3H2O
—>2KOH + H2
—>AgCl + NaNO3
—>CaCl2 + 2H2O
—>Fe3O4 + 4H2
Cлайд 16. Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения: Fe(OH)2+2HNO3—>
- А) OH-+H+—>H2O;
- Б) Fe 2++2NO3- —>Fe (NO3)2
- В) Fe (OH)2+2H+—>Fe 2++2H2O;
Слайд 17
Решить задачу:
- Сколько литров углекислого газа выделится при взаимодействии соляной кислоты с 4 г карбоната кальция, если выход составит 90% от теоретически возможного?
Слайд 18
Предлагаю вашему вниманию отрывок из произведения Луи Буссенара “Похитители бриллиантов”.
“Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, углекислый газ выделился, и получилось именно то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти”.
Объясните, эти явления, проиллюстрируйте их уравнениями химических реакций.
Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе.