Тема урока "Металлы". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цели урока.

1. Обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.

2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.

3. Привить интерес к химии, реализовать межпредметные связи курсов химии, биологии, истории, географии и литературы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Оборудование и реактивы: Образцы различных металлов, металлическая кристаллическая решетка, растворы CuSO4, FeSO4, НCl, КОН, HNO3

1. Слайд 1. Организационный момент. Презентация

2. Слайд 2

Объявляется тема урока и его девиз “Металл познается в огне, а человек в труде”.

Как потрудились учащиеся изучая тему “Металлы”, мы узнаем в ходе урока.

3. Интеллектуальная разминка:

* Какое место в ПС занимают металлы?

* Что общего в строении атома металлов исходя из их положения в ПС?

* Как меняется металлическая активность в периоде и подгруппе? Почему?

Слайд 3

- Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы:

А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Pb

- Укажите общее в строении атомов K и Li:

А) 2 электрона на последнем электронном слое;

Б) 1 электрон на последнем электронном слое;

В) одинаковое число электронных слоев.

- Металлический кальций проявляет свойства: А) окислителя; Б) восстановителя;

В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.

Слайд 5

1) Как изменяются металлические свойства в ряду элементов: Li, Na, К, Rb, Cs, Fr?

а) Не усиливаются; б) усиливаются; в) ослабляются; г) изменяются периодически; д) правильного ответа нет.

2) Какой металл легче окисляется на воздухе?

a) Cr; 6) Li; в) Fe; г) Zn.

Слайд 6

- Какой металл реагирует с хлором при обычных условиях?

a) Cr; 6) Zn; в) Na; г) Pb.

- Какой из металлов встречается в природе в самородном состоянии?

а) Са; б) Сг; в) Pt; г) К; д) правильного ответа нет.

Слайд 7

- Какой металл реагирует с водой при обычных условиях?

a) Ca; 6) Zr; в) Ni; г) Sn.

- Какой из металлов способен вытеснять водород из воды / при комнатной температуре?

а) медь, б) железо, в) натрий, г) серебро.

Слайд 8. В какой реакции медь является окислителем:

а) СuСl2 + 2NaOH= Cu(OH)2+ 2NaC1

б) CuCl2 +Fe = Cu+ FeCl2

в) 2Сu2О + О2 = 4СuО

г) СuО + H2SO4 = CuSO4 + H2O

Слайд 10. Какая реакция возможна:

  • Zn + H2O=
  • Fe + CrCl2=
  • Zn + H3PO4=
  • Cu + H2O =
  • Al + Cu2O =
  • Pb + H2SO4(разб.)=
  • Ag + CuCl2=
  • Pt + O2 =

Слайд 11. Закончить уравнения реакций, которые возможны:

1 вариант 2 вариант 3 вариант
Zn + O2 =

Fe + CrCl2 =

Cu + H2O =

Al + Cu2O =

Ag + CuCl2=

Al + HCl =

Ba + S =

Ba + H2O =

Al + Cl2 =

Zn + NaCl =

Fe2O3 + HCl =

Ca+ ZnCl2 =

Al + O2 =

Al + H2O =

Mg + Cl2 =

Ca + CuS =

K2O + HCl =

Fe+ MgCl2 =

Учащиеся проводят взаимную проверку.

Слайд 12. Написать уравнения реакций всех возможных способов получения железа из железной окалины.

Слайд 13. Осуществить цепочки превращений:

А)Сu —> CuO —> X —> Cu(OH)2 —> CuO —> Cu выполняется в классе

Б)Fe —> FeCl3 —> Fe(OH)3 —> X —> Fe выполняется дома

В)Ca —> X —> Ca(OH)2 —> CaCO3 —> CaO —> Ca выполняется дома

Слайд 14. Осуществить практически превращение: CuSO4 —> X —> CuCl2

Ученик вызывается к доске и выполняет опыты позволяющие осуществить эти превращения веществ.

Слайд 15. Шпаргалка: Подобрать реагенты для следующих продуктов реакций:

—>NaCl + Н2O

—>Al2O3 + 3H2O

—>2KOH + H2

—>AgCl + NaNO3

—>CaCl2 + 2H2O

—>Fe3O4 + 4H2

Cлайд 16. Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части молекулярного уравнения: Fe(OH)2+2HNO3—>

  • А) OH-+H+—>H2O;
  • Б) Fe 2++2NO3- —>Fe (NO3)2
  • В) Fe (OH)2+2H+—>Fe 2++2H2O;

Слайд 17

Решить задачу:

- Сколько литров углекислого газа выделится при взаимодействии соляной кислоты с 4 г карбоната кальция, если выход составит 90% от теоретически возможного?

Слайд 18

Предлагаю вашему вниманию отрывок из произведения Луи Буссенара “Похитители бриллиантов”.

“Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, углекислый газ выделился, и получилось именно то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти”.

Объясните, эти явления, проиллюстрируйте их уравнениями химических реакций.

Домашнее задание: Подготовиться к контрольной работе.