Урок по предмету "Основы светской этики". Тема урока "Род и семья"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи урока:

  1. Обучающие:
    – оценка действий с точки зрения соблюдения моральных норм;
    – обеспечить усвоение следующих понятий: “род”, “семья”, “родословная”, терминами ближайшего родства.
  2. Развивающие:
    – развитие умений выделять главное в изучаемом материале, обобщать, сравнивать изучаемые факты и понятия.
  3. Воспитательные:
    – обеспечить изучение вопросов нравственности: любовь к своей семье и семейным традициям, чувство гордости за свою семью, за своих родителей.

Ключевые понятия урока: Род, семья, родословная.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

План урока:

  1. Организационный этап – 1 минута.
  2. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 2 минута.
  3. Усвоение новых знаний – 20 минут.
  4. Проверка понимания обучающимися нового материала – 20 минут.
  5. Информация обучающимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 2 минуты.

Оборудование:

  1. Интерактивная дока.
  2. Карточки.
  3. Изображение русской печки.
  4. Песня “Родительский дом”.
  5. Учебник “Основы светской этики” – М.: Просвещение, 2012.
  6. Электронное приложение к учебнику “Основы светской этики”.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный этап.

Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.

  Взаимное приветствие учителя и обучающихся.
II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся.

  Сообщение темы и плана урока. Запись темы урока в тетради.
Вводное слово учителя:

– Всё живое на земле имеет свое начало, исток. Начало растения – маленькое семечко, которое дает росток, корешок. Начало реки – маленький ручеек. А истоки человека– это семья, где он родился, его род.

Звучит песня “Родительский дом”, муз. Шаинского В.Я. слова Рябинина М.И.

Настрой на урок.
III. Усвоение новых знаний.

Цель: конкретизация у обучающихся представлений об изучаемом материале.

  – Может ли человек прожить один?
– Как человеку удается избежать одиночества?
– Что такое семья?
– Что такое род?
– Существует ли сейчас понятие рода?
– Какое понятие шире?
– Обратитесь к учебнику с.38
– Запишем понятие: род, семья.

Работа в парах.

– Найдите однокоренные слова к слову род?
– Что такое родословная?

Обратимся к учебнику с.38

– Род состоит из поколений
– Тольки люди знают своих родственников, помнят их.
– Назовите родственников, которых вы знаете?
– Давайте проверим, все ли вы знаете своих родственников?
– Соедините линией соответствующие понятия.
 

 

– Нарисуйте портрет вашей семьи.
– Посмотрите что нарисовала я. (русская печь).
– С чем можно олицетворить печку?

Печь – … тело
Поленья – … душа
Огонь – … семейный очаг

– С чем можно еще сравнить огонь, очаг?
– Без чего не может существовать семья?

Дети рассуждают:
– Заводить друзей, семью.
Ответы на вопросы учителя.

 

– Дети читают.
– Работа в тетрадях.

 

Дети подбирают и записывают однокоренные слова. (Родина, родители, родня, родословная, родство.)

– Дети читают, делают выводы.

 

– Дети отвечают: бабушка, дедушка, тётя, дядя, прабабушка, прадедушка, двоюродный брат, двоюродная сестра, племянник, племянница…
– Дети работают с интерактивной доской (с карточками).
(см. приложение 1.)
– Дети закрепляют знания семейного родства.
– В тетрадях дети рисуют, как представляют собой семью.
С семьей: семья грелась, еду готовила, одежду сушила, лечилась.

 

– дом, наполненный любовью, уважением
– Без любви и уважения.

IV. Проверка понимания обучающимися нового материала.

Цель: степень усвоения обучающимися связи между изученными понятиями.

– Что же такое семья?

 

– Какие правила должны быть в семье?

 

– Всегда ли мы слушаемся?

– Что нам мешает?

– Нужно ли быть упрямым? Как с этим бороться?

 

– А какие же заповеди должны жить в семье?

– Запишем в тетрадь:

– почитай отца, мать.
– возлюби ближнего своего, как самого себя.
– делай другому так, как хотел бы чтобы делали тебе
– не огорчай никого.

– Настоящая семья – это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают разные трудности, где всё решается сообща.

Слайд-шоу “Семья на картинах русских и зарубежных художников” (Электронное приложение к уроку.)

– На доске народная мудрость.
– Выберите ту, которая ближе:
– В дружной семье и в холод тепло.
– Мир и лад – доброй семьи уклад.
– В гостях хорошо, а дома лучше.
– На что и клад, когда в семье лад.
– Дерево дорожится корнями, а человек семьей.
– Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет.
– Какие пословицы вы выписали, почему?

– Какая главная задача рода и семьи?

Закончить наш урок я хочу стихотворением В. Берестова, поэт обращается к своим потомкам:

Любили тебя без особых причин:
За то, что внук,
За то , что сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

– Уважаемые ребята, я думаю вы достойные потомки своих предков!

– Семья– это где все друг другу помогают.

– В каждой семье есть свои порядки, правила.

– Дети рассуждают: старшие учат младших, младшие слушаются старших, выполняют их поручения, просьбы.

– Нет.

– Упрямство.

– Сдерживать себя, соблюдать семейные традиции, семейные заповеди.

– Дети думают, рассуждают.

 

– Учащиеся записывают заповеди.
– Учащиеся читают пословица, выбирают, записывают в тетрадь.

 

 

 

Дети рассматривают картины русских и зарубежных художников.

 

 

 

 

– Дети объясняют, как поняли смысл пословиц.

– Учащиеся делают вывод: дать жизнь детям, вырастить и воспитать их.

V. Информация обучающимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: разъяснение обучающимся методики выполнения домашнего задания.

Подведение итогов.

  Организация домашнего задания:

Вместе с родителями нарисуйте, изобразите свою родословную.

Вспомните своих родственников.

– запись домашнего задания.

Приложение № 1.

Образец карточки:

Бабушка
Прабабушка
Прадедушка
Дедушка
Тётя
Дядя
Двоюродный брат
Племянник
Племянница
Папин или мамин брат
Сын твоего дяди, тёти
Мама твоего дедушки
Дедушка твоего отца
Мама твоей мамы
Папа твоего папы
Мамина сестра
Сын твоей сестры или брата
Дочь твоей сестры или брата

Приложение 2.

Литература:

  1. Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ “Основы светской этики”/ пособие для учащихся. – М: Просвещение, 2012.
  2. “Основы религиозных культур и светской этики”/ книга для учителя.– М: Просвещение 2012.
  3. “Основы религиозных культур и светской этики”/ книга для родителей.– М: Просвещение 2012.
  4. Библия.
  5. Электронное приложение к учебнику “Основы светской этики” – М: Просвещение 2012.