Класс: 3
Цель урока: формировать интерес к истории Отечества.
Образовательные задачи:
- формирование навыков самостоятельной работы обучающихся, поиска и вычленения необходимой информации;
- формирование понимания роли богов в жизни человека в прошлом;
- формирование компетентностей: мобильности, коммуникативных, информационных.
Развивающие задачи:
- развитие познавательного и творческого мышления обучающихся;
- активизация мыслительной деятельности, расширение кругозора обучающихся;
- развитие умения выступать перед аудиторией.
Воспитательные задачи:
- формирование интереса, уважения к родной истории;
- развитие коммуникативных качеств учащихся через умение работать в группах.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, тестовое задание, выставка учебных пособий, энциклопедий.
Используемая методическая литература: поурочные разработки по предмету "Окружающий мир" 3 класс
Оборудование для учащихся: учебник “Окружающий мир” (Н.Ф. Виноградова, 3 кл., ч.2), рабочие тетради “Окружающий мир” 3кл., ч.2.,
Материально-дидактическое оснащение урока:
- Используемое оборудование: мультимедиапроектор, доска-экран.
- Демонстрационный материал и программы: мультимедийная презентация
Раздаточный материал:
- Карточка с заданием “Соедини стрелкой слова”;
- Карточка с текстами о злых духах: леший, русалка, кикимора, водяной, домовой.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Я посылаю тепло улыбки вам, а вы улыбнитесь друг другу. Вот с таким хорошим настроением начнем урок.
Учитель: Вы знаете, что есть на свете такая замечательная страна, где быль чудеснее сказки. И находится она не за семью морями, далёкими горами, а в учебнике “Окружающий мир”. Называется она Страной историей. Попасть туда нетрудно – стоит лишь перевернуть страничку и продолжить изучение интересного раздела “Как жили наши предки”.
- Ребята, скажите, надо ли изучать историю? (ответы детей)
- Как вы думаете, зачем мы изучаем историю наших предков? (ответы детей)
Обобщение: Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем они интересовались, что любили наши предки и что отвергали, чем занимались, какую одежду носили, каким богам поклонялись.
- Не случайно эпиграфом нашего урока стали слова великого русского поэта А. С. Пушкина: “...Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков”. Поэтому 2012 год указом Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева объявлен годом Российской истории (на оформленном стенде сведения о знаменательных датах, которые отмечаются в 2012 году).
II. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, скажите, как можно изучать историю?
Ответы детей: Историю можно изучать по учебникам, археологическим раскопкам, историческим документам.
- Перед вами исторический документ:
Созижден высоко Перунов гордый храм,
Он тени распростёр далёко по горам;
Пред ним всегда горит неугасимый пламень,
При входе утверждён краеугольный камень,
И камнем гибели народом наречён.
<Презентация 1. Слайд №1>
Вопросы:
- Кто догадался, кому посвятили древние славяне эти строки?
- Совершенно верно, Перуну.
- Как догадались?
- Кем был Перун?
- О ком будем говорить на уроке?
- Тема урока: Боги древних славян. <Презентация 1. Слайд №2>
- На уроке мы должны узнать, каким богам поклонялись древние славяне, каких духов боялись и какие праздники проводились в честь богов.
II. Работа над новой темой
Жизнь древнего человека зависела от природы. Не зная причин происхождения природных явлений, люди приписывали их воле богов. Такая вера получила название язычество, т.е. “народная вера” <Презентация 1. Слайд №3>
Богов у славян было много, и каждый из них отвечал за что-то своё.
- Сейчас ребята расскажут вам о наиболее почитаемых богах. Вы внимательно слушаете и запоминаете. Эти знания расширят ваш кругозор о богах наших предков.
- Перед вами изображение главного бога Перуна. <Презентация 1. Слайд №4>
- О нем нам расскажет (Ф.И.ученика)
Ученик: Бог Перун был грозный бог, его считали ещё богом войны. Рука его управляла громом и молниями. В честь него ставились деревянные идолы (фигуры), сделанные из могучего дуба. Возле них приносились жертвы богу Перуну. И место это называлось храмом Перуна.
Дополнение учителем: Если черные тучи закрыли небо, значит Перун в гневе. А в гневе он страшен, посылает на землю бури и ливни, выбивает градом посевы, поджигает жилища, убивает скот, людей.
Учитель: - Древние славяне верили в бога Сварога. О нем нам расскажет (Ф.И.ученика).
Ученик: Сварог – бог огня, неба, ненастья, ветров, ураганов. По преданию он бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нём готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог является защитником кузнецов.
<Презентация 1. Слайд №5>
Учитель: - Сыном Сварога был бог Даждьбог. Об этом боге расскажет (Ф.И.ученика).
Ученик: Даждьбог – это бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. Именно от него ожидали исполнения желаний, здоровья и прочих благ. Даждьбога считали добрым богом. Даждьбог — “дающий Бог”.
<Презентация 1. Слайд №6>
Учитель: - Была у древних славян и богиня. Её звали Макошь. О ней нам расскажет (Ф.И.ученика). <Презентация 1. Слайд №7>
Ученик: Макошь - богиня урожая, подательница благ, “ма” означает “мать”, “кошь” - корзина. <Презентация 1. Слайд №8>
Макошь считалась самой главной богиней восточных славян. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому ещё её называли богиней судьбы.
Учитель: У древних славян был и бог солнца. О нём нам расскажет (Ф.И.ученика).
Ученик: Ярило - бог солнца. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о тёплом лете и хорошем урожае. Ярило – божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира.
<Презентация 1. Слайд № 9>
Дополнение учителем: Но бывает, что бог Ярило сердится на людей. Тогда сохнут реки, выгорают посевы на полях. Голод губит людей и животных.
- Молодцы ребята. Вы подготовили интересные сообщения.
III.
Закрепление изученного.Учитель: - А теперь проверим, как ребята внимательно слушали. Предлагаю выполнить задание на карточке. С левой стороны записаны боги, а справа значение богов. <Презентация 1. Слайд № 10>
С помощью стрелки соедините слова левого и правого столбика.
Перун бог жатвы Сварог бог войны Даждьбог бог неба Ярило богиня урожая Макошь бог солнца
- Поменяйтесь карточками. Проведем взаимопроверку с помощью экрана.
- (Ф.И. ученика) читай первое предложение. (и т.д.)
- Оцените работу. Кто выполнил без ошибок? Молодцы.
<Презентация 1. Слайд №11>
Физминутка с движениями
Учитель: Немного отдохнем. Встали все. Мы знаем, что славяне отличались трудолюбием. Мужчины были хорошими охотниками. Изобразите, как они охотились из лука, догоняли раненных зверей, как сидели в засадах на зверей. А женщины отвечали за порядок в доме. Изобразите, как они подметали полы.
- Хорошо. Садитесь.
Продолжение изученного
Учитель: - Ребята, кроме добрых богов и богинь, существовали и злые, которых наши предки называли нечистой силой. Они вызывали у них страх и неприязнь.
- В литературных произведениях, какого жанра мы встречаемся с такими персонажами?
- Предлагаю посмотреть фрагмент из мультфильма.
(отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”).
<Презентация 1. Слайд №12>
- Каких сказочных существ увидели? Назовите. (Ответы детей)
- Кроме этих двоих были и другие. Предлагаю познакомиться с ними.
Работа по группам
- Для этого поработаем в группах. Для каждой группы я приготовила рассказы о разных нечистых духах. (1 гр. – о лешем, 2 гр. – о русалке, 3 гр. – о кикиморе, 4 гр. – о водяном, 5 гр. - о домовом).
- Ваша задача, внимательно прочитать, подчеркнуть характерные особенности данного существа. Организуйте группы. (Групповая работа).
- Проверяем.
1 гр. Леший - хранитель лесов. Леший похож на человека. Волосы у лешего длинные серо-зелёные. В лесу леший может выглядеть гигантом, а на открытой местности он чуть выше травы. Чаще всего он показывается людям дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой.
<Презентация 1. Слайд №13>
2 гр. Русалки живут в реках. Они походят на красивых девушек с рыбьим хвостом вместо ног, с длинными распущенными зелёными волосами. В целом русалки — существа опасные и враждебно настроенные к людям.
<Презентация 1. Слайд №14>
3 гр. Кикимора - дух сна и ночных приведений. Появляются только ночью. Кикиморы любят шутить с людьми. Они могут быть невидимыми. От кикиморы можно было защититься чтением молитвы.
<Презентация 1. Слайд №15>
4 гр. Водяной дедушка - хозяин вод. Водяного представляли в виде голого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зелёные усы. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно человека, чтобы он его развлекал.
<Презентация 1. Слайд №16>
5 гр. Домовой живёт в доме, по русскому поверью живёт за печкой. Если полюбит хозяина, то заботится о хозяине, а не полюбит - разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки.
<Презентация 1. Слайд №17>
Физминутка
Учитель: - Домовой решил проверить, какие мы внимательные. Посмотрите внимательно вокруг. Что необычное заметили в классе? (на стенах висят рисунки с изображением старинной посуды).
- Что это?
- Это посуда древних славян.
- Из чего была сделана посуда древних славян? (из глины)
Закрепление
- Отдохнули, продолжаем урок дальше.
- Подведём итог групповой работы.
- Для этого решите кроссворд. Откройте рабочие тетради, стр. 17. Вам надо выполнить пять заданий. Предлагаю начать с выполнения заданий по вертикали.
<Презентация 1. Слайд №18>
- Проведем самопроверку с помощью экрана.
<Презентация 1. Слайды №19 - 23>
Праздники славян
- Какое слово получилось по горизонтали?
- Масленица. Это один из праздников, которую проводили в честь бога Ярило. В последний день масленицы сжигали соломенное чучело — символ зимы и блинами встречали бога солнца Ярило. Этот праздник дошел и до наших дней.
<Презентация 1. Слайд №24>
- В масленую неделю пели песни, зазывали масленицу. Послушайте, как это делали. (Ученица рассказывает стихотворение)
- Были и другие праздники. О них прочитайте самостоятельно по учебнику на стр. 63.
Вопросы:
- В честь какого бога проводится праздник Ивана Купалы?
- Когда отмечают этот праздник?
- Как отмечают его?
<Презентация 1. Слайд № 25>
Демонстрация выставки учебных пособий
Учитель: - Кто хочет узнать о праздниках древних славян, предлагаю посетить читальный зал школьной или сельской библиотеки, где найдёте различные учебные пособия.
Итог урока
- Наш урок подходит к завершению. Проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Для этого выполним тестовую работу с использованием карточек с цифрами. В каждом вопросе 3 варианта ответа. Вы показываете нужную карточку с ответом.
<Презентация 1. Слайды № 26 - 34>
1. Перун был богом:
а) солнца;
б) войны;
в) огня.
2. Славяне верили, что в лесу живёт:
а) водяной;
б) леший;
в) домовой.
3. Масленицу проводили в честь:
а) бога Ярило
б) злых духов
в) просто так
- Молодцы. Вы успешно справились с работой. Я вами довольна.
Оценивание детей.
Домашнее задание. Предлагаю на выбор. Кто хочет получить высокую оценку, готовит сообщение о богах, о которых на уроке не говорили. Кто хочет поучить хорошую отметку, выполните задание учебника стр. 64.
Итог на рефлексивной основе
- Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы:
Сегодня на уроке я узнал ......
Мне было особенно интересно .....
Литература
1. Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. 3 класс, ч.2 Вентана-Граф, 2010.
2. Н.Ф.Виноградова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс, ч.2 Вентана-Граф, 2010.
3. Суворов Ю. М. Знаете ли вы историю своей Родины? – Минск, 1980.
4. Энциклопедия для детей. Т. 2/ Под ред. С. Исмаиловой. М., 1996.
5. Методическая газета для учителей начальных классов “Начальная школа” №13 - 2005.