Урок окружающего мира по теме "Жизнь Древних славян". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:
– сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
– развивать устную речь, творческие способности, умение работать по карте, умение работать в группах, анализировать и делать выводы, проводить связь с жизнью;
– воспитывать любовь к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам, взаимоуважение к одноклассникам;

Оборудование: презентация к уроку, выполнена с использованием материалов интернет ресурса, карточки для самостоятельной работы.

I. Организационный момент.

II. Обобщение пройденного материала.

Мы закончили с вами раздел учебника, который называется “Страницы всемирной истории”. Приложение 1. Давайте вспомним, что мы узнали из этого раздела. Прежде чем мы начнем, ответьте на вопрос:

что же такое история? (История – наука о прошлом, она изучает как жили различные народы, какие события происходили.) (Слайд 2)

1) На какие эпохи разделяют ученые историю человечества?

– первобытная история (сотни тысяч лет);
– история Древнего мира (несколько тысяч лет);
– история Средних веков (тысячу лет);
– история Нового времени (500 лет);
– история Новейшего времени (100 лет).

2) Чем особенно запомнилась нам каждая эпоха? Какая эпоха была самой долгой? Почему?

3) Чем запомнилась нам эпоха древнего мира?

4) Какие архитектурные памятники того времени вы знаете?

5) Как еще называют эпоху средневековья? Какие религии возникли в это время? Какая самая древняя?

6) Чем еще запомнились нам Средние века?

7) Следующая эпоха – история Нового времени – время выдающихся географических открытий и величайших технических изобретений.

Чем знамениты эти люди? (Слайд 3)

8) В ––XIX–– веке были сделаны величайшие открытия. Какие? (Слайд 4)

9) Самая короткая эпоха – история Новейшего времени – время величайших открытий в истории человечества и время самых кровопролитных войн. Назовите эти войны.

III. Новый материал.

Сегодня мы начинаем новый раздел учебника, который называется “Страницы истории Отечества”.

Как вы думаете, зачем мы изучаем историю наших предков? (Слайд 5)

Итак, ребята! Отправляемся в Древнюю Русь (Слайд 6).

О происхождении славянского народа имеются разные предположения. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, то есть “прославившиеся своими подвигами”. И название славян происходит от слова “славящиеся”.

“Были славяне очень сильными, высокого роста, цвет ни тёмный, ни светлый. Своими нравами славяне производили выгодное впечатление; и в них нет ни зложелательства, ни коварства, они любят свободу, не выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие, исполнены мужества и кротости; честность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман”.

Великое переселение народов. Так в истории стали называть эпоху 4–6 веков, когда все народы Европы пришли в движение и начали бороться за лучшие места проживания. Славяне устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. Во время этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. Восточные славяне – наши предки в 6 веке заселили большую часть Восточно-Европейской равнины.

Мы сегодня проведем исследование жизни восточных славян, от которых произошли мы с вами. Исследователями будете вы сами. Итак, у нас 3 группы. Каждая группа получила заранее свое задание и сегодня познакомит нас со своей работой. (Слайд 7)

I группа – расскажет нам о расселении восточных славян, о их быте и жилище.

II группа – расскажет нам чем занимались славяне.

III группа – расскажет о веровании восточных славян.

Учитель: Как жили восточные славяне? (I группа.)

Дети: Восточные славяне жили племенными союзами. Такой союз включал в себя 100–200 племен, объединившись вокруг наиболее сильного племени. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. Каждое племя управлялось своим вождем – старейшиной, существовал также совет старейшин и общее собрание племени – вече.

Учитель: Пользуясь картой, покажите территорию, на которой проживали древние славяне. (Слайд 8)

Дети: Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Территория славян находилась между Балтийским и Чёрным морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга. На этой территории проживало 12 (по некоторым источникам 15) восточнославянских племенных союзов.

Учитель: Назовите племена восточных славян.

Дети: Полочане, кривичи, словене (ильменские), дреговичи, вятичи, северяне, древляне, волыняне, уличи, радимичи, белые хорваты, поляне, тиверцы.

Учитель: В “Повести временных лет” названы полтора десятка объединений восточных славян. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120–150 отдельных племен. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40–60 км в поперечнике). Данные летописи о расселении славян были блестяще подтверждены археологическими раскопками в XIX в.

Первым среди восточнославянских объединений Нестор-летописец назвал полян, живших по среднему течению Днепра, в лесостепи, где лес не был таким густым. К северу от них между устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на правобережье Днепра “седеша в лесах” древляне, так как жили в лесах. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова “дрягва” – болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота–притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, – потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи, по р.Сожь и ее притокам–радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.

Учитель: Какие национальности позднее произошли от восточных славян?

Дети: От восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.

Учитель: Какое место выбирали славяне для поселения? (Слайд 9, 10)

Дети: Поселения древних славян обычно располагались на возвышенных безопасных местах, находящихся вблизи источника воды – реки; ручья или родника. Поселение, которое обычно состояло из нескольких домов, никогда не оставалось без защиты. В большинстве случаев поселки окружались частоколами – изгородями, состоящими из глубоко забитых в землю рядом друг с другом толстых бревен. Их концы обычно заострялись и для прочности обжигались на костре.

Учитель: Как выглядела землянка? (Слайд 11)

Дети: За частоколом стояли дома, также сложенные из толстых бревен. Они были покрыты соломой или крышами из деревянных жердей. Окна в домах были небольшими и прорубались почти у самой земли. Вот почему в жилищах древних славян было так мало света – старались сохранить тепло в холодное зимнее время.

Наши предки делали в жилищах несколько выходов, что бы можно было скрыться от врагов.

Главная часть дома – очаг, сложенный из камней. Он использовался для отопления и приготовления пищи. Топилась изба “по-черному”, то есть у очага не было трубы, и дым выходил на улицу через открытую дверь, поэтому тепло дольше сохранялось. Мебели в таком жилище было очень мало: несколько деревянных лавок и большой стол для совместной трапезы, еды. Освещалось жилище лучиной.

Рядом с домом обычно строили хлев – помещение, где содержали скот. Он не отапливался, поэтому в холодное время домашних животных приводили в дом. Около хлева устраивался навес для хранения необходимых орудий труда, а также выкапывались землянки, в которых хранили зерно и другие запасы, заготовленные на зиму.

Число домов в поселении могло очень различаться, от двух-трех до нескольких десятков. В середине большого поселения обычно оставалось свободное место, на котором собирались сходы – собрания жителей, где сообща решались все важные дела. Позднее на этой площади стали устраивать святилища, где поклонялись главнейшим богам. Рядом со святилищем обычно строили небольшой домик, где жил жрец, совершавший церемонии.

Вокруг поселения располагались очищенные от леса и огороженные участки вспаханной земли, на которых выращивали зерно и необходимые овощи.

IV. Физкультминутка. (Слайд 12) Приложение 2 можно получить у автора статьи.

V. Продолжение изучения нового материала.

Учитель: Древнейшие занятия славян были связаны с местами их обитания. Жизнь в лесах и около водоёмов определила главные виды их деятельности. Об этом нам расскажет II группа. (Слайд 13)

Дети: Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому рыболовство было основным их занятием, занимало не менее важное место, чем земледелие и охота. И это понятно: люди подсознательно стремились рыбой восполнить нехватку в питании животного белка. Могут спросить: зачем нужна была рыба, разве недостаточно было мяса диких животных, добытых на охоте? Дело в том, что в те далекие времена охота была занятием нелегким, зачастую опасным, требовавшим дальних переходов, иногда и постоянной кочевки. А рыбу можно было ловить вблизи от дома. Рыболовство было ближе к оседлой жизни и служило подспорьем хлебопашеству и охоте. Орудием ловли рыбы служил гарпун (специальное метательное орудие), а позже сплетённые неводы (сеть) – сети и ловушки. Сети плели из льна, ловушки – из ивовых прутьев.

Дети: Жизнь в лесу определила ещё одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками и пращи (кожаный ремень для метания камней). При помощи различных силков (специальные ловушки из прутьев или верёвок) ловили славяне и птиц: уток, голубей, тетеревов.

Славяне верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо “волк” говорили “лютый”, а себя называли “лютичи”. Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Хозяином языческого леса был Медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.

Учитель. Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкурки пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово “куна” (мех куницы) значило то же, что сейчас слово “деньги”.

Дети: Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба. В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. (Слайд 14)

Учитель: Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть – “дуплистое дерево”, в котором селится пчелиный рой).

Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

Учитель: Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей? (Слайд 15)

Дети: Славяне не всегда возвращались с охоты с добычей. Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Поэтому, во время охоты, детёнышей некоторых животных славяне стали приносить домой, приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. Скотоводство было тесно связано с земледельческим занятием. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока. Наши предки разводили свиней, коров,

Учитель: Земледелие. (Слайд 16) Основным занятием восточных славян было земледелие. Человек в те времена отожествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур "жито", сохранившееся до наших дней.

Труд земледельца был очень тяжёлым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Землю пахали сохой. После этого поле рыхлили мотыгой, смешивали золу с землёй, а затем его засевали. Человек наполнял лукошко семенами, вешал его через плечо и выходил на пашню. Нужно было быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох . Кроме пашни обрабатывалась земля и под огороды, в которых выращивались овощи (репа, лук, капуста, морковь, редька), ягоды (смородина, крыжовник), фруктовые деревья (яблони, вишни).

У древних славян были особые названия месяцев. Названия происходили от названий земледельческих работ. Сечень(январь) – рубка леса, сухий – сушка леса, березол – сжигание леса, серпень (август) – жатва, вресень (сентябрь) – молотьба.

Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. (Слайд 17)

Соха представляла собой крепкую доску с заострёнными раздвоенными снизу концами, на которые надевали железные наконечники – сошники. Борону делали из деревянных брусьев в виде решётки, на которую крепили деревянные или железные брусья.

Хлеб славяне называли жито от слова “жить”, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц. Какие знаете вы?

Дети:

Хлеб всему голова.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Не шуба греет, а хлеб.
Будет хлеб – будет и обед.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
Не трудиться – хлеба не добиться.
Не оставляй на завтра дела, а оставляй хлеба.
Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.
Дорог хлеб, когда денег нет.
Горька работа, да хлеб сладок.

Учитель: Люди всегда трудились, чтобы выжить. Сначала они делали всё сами. Постепенно занятия стали разделяться, каждый стал делать ту работу, которая у него лучше получалась: кто-то охотился, кто-то шил одежду, а кто-то рыбачил. (Слайд 18) Наиболее успешно стали развиваться у славян следующие ремёсла: кузнечное, гончарное, кожевенное, а также строительство. Наши предки научились мастерить из шкур диких животных теплую одежду и обувь.

Гончарное дело на Руси прошло большой и сложный путь развития. В IX–Х столетиях наши предки пользовались керамикой, изготовленной вручную. Поначалу производством ее занимались только женщины. К глине примешивали песок, мелкие раковины, кусочки гранита, кварца, иногда в качестве добавки использовали осколки битой керамики, растения. Примеси делали глиняное тесто крепким и вязким, что позволяло изготавливать сосуды самых разнообразных форм.

Учитель: (Слайд 19) Как вы думаете из чего делали ткань? (Из растений.) Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали и обрабатывали лён, ткали из полученных волокон полотно. Одежда называлась домотканой. Красили ткани отварами коры, корней, листьев растений. Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой (Слайд 20). Считалось, что вышивка оберегала от злых духов.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви.

Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также из украшенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) надевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения надевались на покойника во время похорон.

Первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. Прядение нитей, изготовление тканей и их окраска – всё это делалось самостоятельно, в домашних условиях.
К работе приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла.

Учитель: Из всего этого можно сделать вывод, жизнь наших предков напрямую зависела от природы. Лес и деревья, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым.

Древние славяне были язычниками, то есть поклонялись многим богам. В далёкие времена мир для русского человека был полным тайн. Древние славяне никогда не оставались одни, потому что, где бы они не находились, их всегда сопровождали добрые и не очень боги, шумные и незаметные духи. Славянские боги были грозны, но справедливы и добры. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги.

Итак, о верованиях славян нам расскажет III группа.

Дети: Сварог ("сваро" – небо) – верховный владыка Вселенной, родоначальник богов (Слайд 22).

Он олицетворял собой небо, был отцом солнца и огня. Большинство славянских богов – дети Сварога. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.

Одним из главных богов был Перун (Слайд 23) – бог молнии и грома. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны.

Дети: Даждьбог (Слайд 24) – сын Сварога, бог солнца. Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог по небу на чудесной колеснице едет. Славяне верили, что солнце всё видит: и хорошие поступки, и плохие.

Стрибог (Слайд 25) – царь ветров. Все ветры называли Стрибожьими внуками. Они выпускали из открытого рта вихри, вьюги и метели. У древних славян ветер был всемогущ. Об этом рассказывается в сказках и былинах.

Дети: Святобор (Слайд 26) – верховный владыка лесной. Горе охотнику, убившему олениху с детенышем: рано или поздно Святобор ему отомстит. Горе рыбаку, что ловит рыбу, когда она нерестится: всё равно его ждет грозная расплата.

Женой Святобора была Зевана (Слайд 27) – славянская богиня охоты. Она посылала удачу охотникам, подставляя под их стрелы зверей слабых, старых или больных.

Дети: Ярило (Слайд 28) – божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае.

Макошь (Слайд 29) – одни из самых главных богинь восточных славян, "ма"-мать, "кошь"-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы.

Учитель: Кроме богов природы, были у славян и другие духи – домашние. Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми (Слайд 30).

Дети: Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его Домовой. Домовой был маленького роста, бородатый и волосатый. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме будут хлеб, соль и мёд, а ссоры из избы сами уйдут. Когда семья переходила в другой дом, Домового торжественно приглашали сесть в стоптанный лапоть или на лопатку для выпечки хлеба и отпраздновать новоселье.

Чуть построже был Дворовой – хозяин двора, а дух бани – Банник – считался очень суровым. Но не одни строгости царили в славянской избе.

Когда рождался малыш, в доме поселялась Леля – богиня нежности, заботы и любви. По имени этой богини детскую кроватку назвали люлькой. В славянских языках осталось трепетное слово “лелеять”, то есть беззаветно любить, ухаживать и защищать от беды.

Хозяином воды считался Водяной – старичок с большим животом, наполненным водой, и с длинными зелеными, как водоросли, волосами. Жил он обычно в омутах, болотах и у мельниц. Всё, что когда-то утонуло, становилось его добычей. Женат Водяной на Русалке. Жизнь Водяного начиналась только ночью, тогда и купаться нельзя и воду лучше не пить. Всю зиму Водяной спит. Просыпается он только 3 апреля. В тот день трещит по рекам лёд – это Водяной потягивается.

А в славянских лесах всем заправлял Леший. Он просыпался по весне и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать, как корова, мяукать, как кошка, шуметь, как река. А чтобы Леший не запутал в чаще, человек, отправляясь в лес, нес ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.

Учитель: Вот так и ладили славяне со своими духами и богами. А те, в благодарность, оберегали и дом, и двор, и всю славянскую жизнь. Любили наши предки свою деревню. Была она для них и целым миром, и родным домом. Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы. У славян не было жрецов, но они думали, что есть люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания. Таких людей называли волхвами, кудесниками.

Праздники славян. (Слайд 31–34)

С почитанием различных богов и явлений природа, связаны были и праздники древних славян. Эти праздники дошли и до наших дней. Одни из них сохранили своё название, до нашего времени, а другие называются немного по-другому. Сейчас мы с ними познакомимся. Одним из важных праздников славяне считали Праздник Ивана Купалы, который празднуется в наше время 7 июля. Праздновался этот праздник в честь бога Купало – бога лета, полевых плодов и летних цветов. Мы сейчас с вами прочитаем как праздновали этот праздник славяне. (Учебник стр. 38.)

Праздник берёзы и трав. В наше время этот праздник называется – Праздник Троицы.

– Что вы знаете про этот праздник?

Праздник сбора плодов, ныне Яблочный спас, празднуется 19 августа.

Святки с 7 января – по 19 января. Эти дни наши предки считали днями нечистой силы. Подземных богов и духов. С этими днями связаны такие сказочные герои как Баба-Яга и Кощей Бессмертный.

Масленица праздник проводов зимы и встреча весны.

VI. Рефлексия.

Вспомните о чем мы сегодня говорили и восстановите пропуски (Приложение 3).